КРИЗИС НЕ В ЭКОНОМИКЕ, КРИЗИС – В ГОЛОВАХ

28

 Мировой финансово-экономический кризис является прямым следствием утробно-потребительской психологии, господствующей сегодня в мире. Господь допустил его, чтобы люди изменили приоритеты собственной жизни, вернули акцентирование с материального на духовное. Посему, как это ни удивительно, но нынешний планетарный кризис можно считать своеобразным благом для цивилизации, в особенности же оттого, что кризис, как понятие, это абсолютно естественное явление. Он является неизбежной частью всякого прогресса – как необходимый элемент катарсиса, очищения. Кризисы как человек, так и человечество вообще переживают непрестанно, как ныне стало модно изъясняться – перманентно. Например, кризис подросткового, юношеского возраста, кризис середины жизни, пожилого возраста и т.п.

Что такое “кризис”? В греческом языке это слово означает “исход”, “завершение”. Это тот период бытия человека и сообщества людей, когда заканчивается, исчерпывается определенный этап развития. Когда пора менять мышление – расширять, углублять свое сознание.

Кризис можно сравнить со старыми ботинками, которые начинают жать. Если человек ориентируется в том, что происходит, то он попросту снимает старые ботинки и покупает себе новые, на размер больше. Причем на размер, не на два, иначе опять же не сможет ходить – будет натирать мозоли. (На самом деле лучше скинуть “ботинки” совсем, но это – для просветленных, для совершенных…) Это если он понимает, что происходит… А если нет – то продолжает ходить в старых, пробует залить свою боль алкоголем, прочими “обезболивающими”… Однако на утро просыпается – а проблема все та же. И опять доводится втискивать ноги в донимающие колодки, а в придачу еще и голова раскалывается. И проклинает человек себя, сапожника, пошившего эти проклятые ботинки, продавца, продавшего их, весь мир, судьбу свою… К сожалению, общество сегодня действительно не понимает, что творится, как и сказано: “истреблен будет народ Мой за недостаток ведения”.

Кризис – это следствие неверного мышления. Это действительно так, это просто-таки на поверхности. По аналогии с булгаковским профессором Преображенским, кризис не в экономике, кризис – в головах. В нашем обществе абсолютно неверно расставлены жизненные ориентиры, и время уже говорить об этом, если не кричать. Мы все перевернули с ног на голову. Мы воюем со СПИДом не проповедью морали, а распространением презервативов. Боремся с пьянством не пропагандой трезвости, а рекламой сертифицированной водки. Состязаемся с наркоманией не популяризацией здорового образа жизни, а раздачей одноразовых шприцев. Лечим не больного, а болезнь, точнее ее симптомы. Обвиняем в голодоморе не самых себя, не наше отступление от Бога, от духовности (вспомните хотя бы пляски вокруг огнищ из икон, уничтожение церквей и выстилание иконостасами полов в сельсоветах), а рябого усатого мужика, спустившегося с кавказских гор… Воистину, страна кривых зеркал! Посему-то Господь и посылает нам кризис, дабы мы отказались от утробно-потребительской психологии в пользу психологии духовности. Духовность же – это не фольклор, не традиции и не церковная архитектура, а преобладание духовных интересов над материальными.

Мы призваны задаться вопросом: “для чего я живу?” Именно это в действительности главный, непреходящий вопрос философии, а не “что первично – материя, или сознание?..” Откуда я, для чего живу, и что со мною будет – вот первостепенное. Для того ли живу, чтоб только есть, пить, и, простите, облегчаться от съеденного, или же у меня имеется более высокая цель?..

“Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим… Но они сказали: «не пойдем!..” – читаем в книге пророка Иеремии. Погоня за рекламно-телевизионным идеалом: “квартиры, машины, и деньги, деньги, деньги!..” и привела потребительское общество к последнему кризису. Мы потребляем намного больше, чем нам действительно необходимо. Мы покупаем вещи не потому, что они на самом деле нужны, а в погоне за навязанной нам модой, дабы пустить пыль в глаза. “Этого уже никто не носит – выбрасывайте; это уже не модно – выносите; на этом уже никто не ездит – меняйте…” Вообразите себе, что вас отряжают на безлюдный остров, и составьте мысленный реестр вещей, реально вам необходимых. Окажется, что 70% из того, чем мы пользуемся, можем смело оставить дома.

Мы производим одноразовый, штампованный продукт, и уже забыли о вещах, переходящих из поколения в поколение, – о часах, которые переходят от отца к сыну. Одноразовая посуда, одноразовая одежда, одноразовая действительность… Какая-то тотальная демоверсия жизни! И это – неправильно.

Мы истощаем землю, потребляя больше энергии, тратя больше природных ресурсов, чем нам необходимо, забывая апокалипсическое: “и пришел гнев Твой, и время погубить губивших землю…” Посему приходится признать, что само современное общество с его психологией потребительства и породило означенный кризис.

Знаем пророчество: “ибо так говорит Господь: вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз, и загоню их в тесное место, чтобы схватили их…” Бог допускает нам скорби, во-первых, как плату за наши грехи (грех есть беззаконие, то есть нарушение духовных законов мироздания – законов развития, законов совершенствования; таким образом, скорбь необходима, чтобы направить нас на путь истинный). Во-вторых, для стимулирования духовного совершенствования, которое собственно и является смыслом человеческого бытия.

Когда человек нарушает духовный закон, тогда включается определенный механизм, призванный наставить его на праведный путь. Это как в компьютере: существует определенная, созданная программистом программа. И вдруг появляется некий компьютерный вирус, который приводит к сбою данной программы. Что происходит дальше? В компьютере установлена соответствующая антивирусная защита, фиксирующая всякий сбой. И не просто фиксирующая, но и выполняющая соответственные действия. Какие же это действия? Поврежденную программу приходится либо лечить, либо же, если она не поддается лечению, удалять. То же происходит и в информативно-энергетическом поле вселенной, в котором мы с вами живем. Поврежденный вирусом греха “файл” либо лечится, либо – удаляется.

Это же имеем и в случае с нынешним финансово-экономическим кризисом. Вирус гордыни и нелюбовности, инфекция насилия и корыстолюбия, пандемия чрезмерности и сластолюбия поразили последнюю цивилизацию людей. Сегодня пред нами встает вопрос-выбор: “согласны ли вы на лечение?” Готовы ли раскрыться пред небом в самоотречении и любви? Готовы ли изменить психологию, мышление свое с негативного на позитив? Согласны ли не жить, чтобы есть, но есть, чтобы жить (жить же – чтобы совершенствоваться)? Если да – то нажмите кнопку “лечить”, если же нет – продолжайте нажимать “удалить”. Однако помните, что количество “кликов” на транспарант: “Вы уверены, что желаете самоуничтожения?” при любой защите от глупцов ограничено. Думайте, и думайте быстрее. Времени на принятие решения, к сожалению, немного. Впрочем, вас же учили на бизнесах-тренингах “быстро принимать правильные решения…”

Призывая к духовному совершенствованию, дам и несколько практических советов. На самом деле все очень просто. Смысл бытия человека – духовное совершенствование ради стяжания внутренней свободы. Путь этого совершенствования – очищение духовной силой, вселенской энергией добра, жизни, любви, которую церковь именует благодатью. Приобретается же она – через правдивое смирение духа, души и тела, и через мобилизацию внутренних сил организма. На самом деле это серьезная тема, требующая отдельного освещения. Детально с нею можно ознакомиться на моем сайте www.vedmedenko.org, прочитав статью “Внутренняя сила, или духовные основы успешности и здоровья”.

Протоиерей Олег Ведмеденко

Поделиться:
Загрузка...