Nord Stream: новый маршрут для экспорта российского газа

62

Nord Stream — российско-голландско-германский проект, первую скрипку в котором играет "Газпром". Преимущество трубопровода в том, что его решено прокладывать напрямую, минуя транзитные страны.

Первая ветка должна быть сдана в эксплуатацию в 2011 году

Nord Stream ("Северный поток") — совместный российско-голландско-германский проект, первую скрипку в котором, правда, играет все тот же "Газпром".

Bildunterschrift: "Nord Stream – новая "газоносная артерия", по которой газ с российских месторождений будет поставляться напрямую в Европу. "Голубое топливо" попадет к конечным потребителям в соответствии с уже подписанными контрактами", — говорит Ирина Васильева, пресс-секретарь компании-оператора проекта по строительству нового газопровода Nord Stream.

Ряду импортеров поставки уже гарантированы. Речь идет о компаниях из Германии, Франции, Великобритании, Дании, Чехии. Контрольный пакет, 51 процент акций консорциума Nord Stream, принадлежит российскому "Газпрому", по 20 процентов – у немецких концернов Wintershall и E.ON Ruhrgas, еще 9 процентами владеет голландская компания Gasunie.

Шрёдер предостерегает оппонентов

 Герхард Шрёдер

Комитет акционеров консорциума возглавляет бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder). Вот как он сам реагирует на заявления тех, кто выступает против излишней зависимости от поставок российского газа: "Опасность состоит не в том, что мы попадем в зависимость от поставок российских нефти и газа: односторонней зависимости в данном случае не существует, две трети российского экспорта составляют энергоносители, и отказаться от этих доходов страна не может. Опасность в том, что мы, европейцы, упустим возможность обеспечить себе доступ к источникам энергии в России".

В обход транзитных стран

Ввиду нынешнего газового конфликта ключевое значение в описании поставок по новому трубопроводу приобретает слово "напрямую"; Россия будет экспортировать свой газ в обход транзитных стран. Газопровод Nord Stream пройдет по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого Грейфсвальда.

В пользу нового проекта говорят еще два аргумента. Во-первых, ныне существующие трубопроводы, проложенные еще при советской власти, изветшали. А во-вторых, дефицит газа на европейском рынке с годами будет только расти.

По самым консервативным прогнозам, уже к 2025 году дополнительная потребность Европы в газе достигнет 200 миллиардов кубометров. "Для покрытия такого дефицита нужны новые трубопроводы. И Nord Stream — один из них. Безусловно, он не заменит собой другие, уже существующие маршруты", — сказала Васильева.

Принципиально новый путь

Новый трубопровод, по заверениям участников консорциума, должен стать кратчайшим маршрутом поставок российского газа в Европу и внести существенный вклад в энергетическую безопасность континента. "Причем этот вклад можно точно измерить, — дополняет Васильева. — Из тех 200 миллиардов кубических метров, которые дополнительно потребуются европейцам в ближайшие годы, примерно четверть "покроет" Nord Stream".

При этом она подчеркнула, что "это не единственное решение энергетической проблемы Евросоюза. Безусловно, востребованы будут и альтернативные маршруты. Это и "Набукко", и "Южный поток", и проекты по поставкам в Европу сжиженного газа".

Острая необходимость или опасная игра?

Общая протяженность "Северного потока" составит 1220 километров. Газ предназначен, прежде всего, для Германии, в которой находится конечная точка маршрута. Однако в качестве потенциальных клиентов консорциум рассматривает также и другие страны Северной и Западной Европы. С этой целью могут быть построены ответвления от основной трубы.

Реализация проекта, правда, связана с определенными трудностями. Во-первых, резко выросли затраты на проектирование и строительство газопровода. Во-вторых, представители природоохранных организаций считают сам проект чересчур опасным. С критикой строительства выступали государства, вблизи которых должен быть проложен трубопровод — Швеция, Финляндия, Польша, а также страны Балтии. Из-за этого сроки начала работы трубопровода уже не раз переносились.

Тем не менее, проект, скорее всего, все же будет реализован. Европейский Союз признал новый трубопровод по дну Балтийского моря особо важным. По последней информации, первая ветка пропускной способностью в 27,5 миллиарда кубометров должна быть сдана в эксплуатацию в 2011 году. Годом позже планируется запустить вторую ветку.

Марина Борисова

Поделиться:
Загрузка...