Киевская НВФ «Адрон» на сегодня широко известна в Украине, а также за рубежом благодаря своим разработкам в области защиты авиационной техники.
Но мало кто знает, что компания начала разработку и более «агрессивного» вооружения.
Одним из наиболее известных на сегодня продуктов компании «Адрон» является станция оптико-электронного подавления «Адрос» КТ-01АВ, которая предназначена для защиты вертолетной техники от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения различных видов. Во время активных боевых действий на Донбассе в 2014 г. ее наличие, а точнее – отсутствие на украинских вертолетах во многом определяло возможности нашей армейской авиации по выполнению ею различного рода задач в зоне АТО. Урок был усвоен, и на сегодня станция «Адрос» установлена на всех вертолётах армейской авиации СВ ВС Украины.
Также, с момента принятия станции на вооружение в 2005 году на экспорт было поставлено более 150 изделий, массово применявшихся в различных локальных конфликтах.
Для достижения максимальной эффективности защиты вертолёта станция «Адрос» КТ-01АВ применяется совместно с экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ), которые позволяют значительно снизить его инфракрасную заметность. В прошлом году компания успешно провела государственные испытания ЭВУ нового типа АШ-01В для вертолётов марки Ми, аналогов которого в мире пока не существует.
Его особенность состоит, прежде всего, в том, что оно является управляемым. Дело в том, что любая преграда, в том числе и ЭВУ, которое ставится на пути выхлопных газов двигателя, как правило, приводит к потере мощности на валу его свободной турбины, вследствие чего снижается максимальный взлетный вес, дальность, продолжительность полёта вертолета. Чтобы этого не происходило, АШ-01В использует 2 режима. Первый – походный, когда устройство не оказывает никакого влияния на двигатель, и второй – боевой, когда устройство выпускается и обеспечивает снижение инфракрасной заметности вертолета. И это при том, что измеренные потери мощности оказались на уровне погрешности измерительной аппаратуры.
Результаты государственных испытаний ЭВУ АШ-01В в составе двигательной установки вертолета Ми-8МСБ-В, показали, что инфракрасная заметность вертолёта с выпущенным устройством в диапазоне работы инфракрасных головок самонаведения (ГСН) управляемых ракет снизилась в 8-10 раз. При этом влияние на двигатель даже в выпущенном положении составило меньше 3%. Также в 3 раза уменьшилась дальность захвата головки самонаведения и в 2 раза – дальность обнаружения с помощью тепловизора.
На данный момент ЭВУ АШ-01В прошло контрольные испытания на вертолете Ми-8МТВ, после чего планируется его контрольные испытания на Ми-24. Кроме того, компания разрабатывает документацию на ЭВУ для вертолета Ми-2МСБ.
Еще одной интересной новостью от «Адрона» в сегменте авиационной защиты является расширение линейки систем отстрела ложных тепловых целей (ЛТЦ). В настоящее время ведутся работы по адаптации такой системы для самолётов военно-транспортной авиации производства ГП «Антонов», в частности, Ан-26, Ан-30 и, по всей видимости, Ан-178, а также для самолетов Ил-76. Кроме того, в рамках гособоронзаказа компания начала разработку новых систем отстрела ложных целей для самолетов тактической авиации Су-27, МиГ-29 и Су-24. Основным отличием новых систем от тех, которые уже установлены на самолетах Су-25, является новая конструкция и адаптированные для указанных типов самолетов программы отстрела ЛТЦ.
Что касается средств поражения, то из практически реализованных проектов следует выделить блок аэродинамического управления «Адрос» БАУ-01КТ, который используется в составе авиационных бомбовых выстрелов калибров 500, 250 и 100 кг и предназначен для эффективного поражения неподвижных, в том числе малоразмерных и защищенных наземных целей. На сегодня в основе принципа действия этого блока лежит инерциальная система с корректировкой по GPS.
Выпущенная предприятием опытная партия изделий «Адрос» БАУ-01КТ на сегодня проходит государственные испытания. В перспективе блок будет иметь уже разработанную лазерную и разрабатываемую тепловизионную ГСН.
Следующим этапом работы НВФ «Адрон» в сегменте корректируемых боеприпасов должна стать планирующая авиационная бомба. Она будет являть собой боеприпас с установленным на него крылом, который должен обеспечить дальность планирования не меньше 30 км. Другими словами, компания планирует создать авиабомбу, которую можно будет сбрасывать, не входя в зону действия ПВО противника.
Также, учитывая ситуацию в вооруженных силах и на фронте, компания «Адрон» решила освоить новое для себя направление – разработку боеприпасов с термобарическими боевыми частями. Так, на сегодня специалистами компании разработано несколько рецептов различных термобарических смесей, которые могут быть применены в различных средствах поражения: начиная от ручных гранат до артиллерийских боеприпасов и авиабомб.
К примеру, во время выставки «Оружие и безопасность 2016» компания представила ручную термобарическое гранату РГТ-16С, которая является штурмовой и предназначена для поражения живой силы противника в укрытиях, внутри зданий и инженерных сооружений.
РГТ-16С выполнена в форме, исключающей ее скатывания назад при броске на наклонную поверхность. Кроме того, на нее можно установить магнит или клейкий элемент, и тем самым обеспечить ее крепление к поражаемому объекту.
Масса гранаты составляет 500 гр., а масса самой боевой части – 300 гр. Объём поражения гранаты в закрытом помещении составляет порядка 16 м³, а температура в эпицентре взрыва достигает около 3000 °C…
Сергей Радкевич