В новом отчете о катастрофе самолета «Малайзийских авиалиний» эксперты Bellingcat называют имена тех, кто выбирал российских солдат в экипаж «Бука» и отдал приказ на запуск ракеты.
dw.com
В среду, 24 февраля, экспертная группа Bellingcat обнародовала доклад с названием «MH17: возможные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады». Благодаря информации, которая находится в свободном доступе, гражданским журналистам-расследователям удалось восстановить траекторию перемещения бригады в летние месяцы 2014 года, ее состав и командную структуру. Кроме того, эксперты Bellingcat смогли идентифицировать тех российских военных, которые с большой вероятностью непосредственно отдавали приказ на транспортировку зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук» на территорию Украины и на запуск ракеты, которая в июле 2014 года сбила самолет «Малайзийских авиалиний».
Кто отдал приказ на запуск ракеты?
Авторы исследования утверждают, что «Буком», из которого сбили самолет, скорее всего, управляли военнослужащие 2-го батальона 53-й зенитно-ракетной бригады армии РФ. Bellingcat отмечает, что в состав стандартного экипажа «Бука» входят два человека — оператор установки и водитель, а также двое офицеров — сержант и лейтенант. При этом решение о запуске ракеты принимает лейтенант. Авторы отчета смогли установить личности десяти офицеров 2-го батальона, один из которых смог отдать приказ. Впрочем, кто именно это сделал, экспертами Bellingcat в данном отчете не говорится, поэтому в нем указаны только их имена и первые буквы фамилий, а лица на фотографиях специально размыты.
Однако точный состав экипажа должен быть известен командиру батальона, поскольку именно он должен был отобрать солдат и офицеров для управления «Буком», уверяют авторы отчета. Bellingcat удалось установить, что должность командира в этот момент, похоже, занимал Дмитрий Трунин. В свою очередь, его начальником, командиром 53-й зенитно-ракетной бригады был Сергей Мучкаев. Авторы расследования предполагают, что он принимал решение о перемещении 2-го батальона и, в частности, о транспортировке ЗРК «Бук» на украинскую территорию. Мучкаеву также могут быть известные личности военнослужащих, входивших в состав экипажа «Бука», который сбил самолет «Малайзийских авиалиний», говорится в отчете.
Приводя выводы и указывая на вероятных свидетелей и подозреваемых, авторы расследования неоднократно используют такие слова, как «если», «вероятно», «по всей вероятности» и т.п., поскольку у них нет доступа к закрытой документации Минобороны России, а все выводы основываются на анализе данных из открытых источников.
Путин и Шойгу — среди виновных в аварии
Эксперты Bellingcat также пришли к выводу, что часть ответственности за трагедию MH17 несут высшие чины русской армии. В частности, командир зенитного ракетного соединения Западного военного округа (ЗВО) Алексей Золотов, командующие 20-й гвардейской общевойсковой армией ЗВО Александр Лапин (до 8 июля 2014) и Александр Чайко (с 8 июля 2014), начальник войск противовоздушной обороны ( ПВО) и авиации ЗВО Андрей Коханов, командующий войсками ПВО Сухопутных войск Вооруженных Сил (ВС) России Александр Леонов, командующий войсками Западного военного округа Анатолий Сидоров, главнокомандующий сухопутными войсками России Олег Салюков.
Возглавляют список министр обороны России Сергей Шойгу вместе с его двумя заместителями — Валерием Герасимовым и Аркадием Бахиным. А также президент России Владимир Путин, который согласно Конституции является верховным главнокомандующим ВС России. Все эти люди были задействованы в процесс принятия и выполнения решений о переправке военной техники к российско-украинской границе и на территорию Украины, убеждены авторы исследования. «Согласно вероятным выводом о том, что российский» Бук «сбил MH17, главную ответственность за падение самолета» Малайзийских авиалиний «несет министерство обороны совместно с военными командованием и лидерами самопровозглашенных» ДНР «и» ЛНР «, — заключают эксперты Bellingcat.
Основатель Bellingcat Элиот Хиггинс рассказал, что данный отчет — сокращенное и цензурная версия того документа, который был передан прокуратуре Нидерландов в декабре 2015 года. В частности, в варианте для следователей указаны полные имена и фамилии подозреваемых военнослужащих 53-й зенитно-ракетной бригады, а их лица на фотографиях не размыты. Кроме того, в обнародованную версию не вошла информация, которая, по мнению аналитиков Bellingcat, имеется «в недостаточном объеме для публикации, но при этом потенциально релевантна для следствия», пояснил Хиггинс.
P.S.
Команда Bellingcat неоднократно публиковала отчеты, свидетельствующие о том, что установка «Бук-М1», сбившая, по всей вероятности, MH17 — это российский «Бук 3х2». На шести доступных фотографиях и видео огневой установки «Бук-М1», снятых в Донецке, Зугрэсе, Торезе, Снежном и Луганске в день сбития «Боинга» и на следующий день, наблюдается совпадение множества характерных особенностей этого «Бука» с особенностями «Бука 3х2». Многие из них видны, например, при сравнении изображения «Бука 3х2» (снятого в России в июне 2014 года) и «Бука», снятого в Донецке на востоке Украины в день трагедии:
У «Бука 3х2» и «Бука», снятого на востоке Украины 17 и 18 июля, совпадают и другие отличительные черты, таким образом указывая на то, что это определённо был российский «Бук», а именно «3х2». К их числу относятся:
— Отметка «Н-2200» на левом борту (т. н. «индекс негабаритности» — железнодорожное обозначение негабаритного груза, очень часто встречающаяся на российской технике, крайне редко — на украинских танках, и никогда — на украинских «Буках»)
— Знак центра тяжести рядом с «Н-2200», выглядящий как обведённый окружностью крест (используется при погрузке на железнодорожную платформу)
— Условный номер машины, состоящий, по-видимому, из цифры «3», затертой или закрашенной второй цифры и ясно различимой цифры «2»
— Хорошо различимые отметины на корпусе и боковом пылевом щитке гусеницы
— Картина повреждений бокового щитка гусеницы
— Характерная белая отметина на правом боковом щитке, которую можно заметить на видео, снятом в Луганске 18 июля, и на видео, снятом 23 июня в городе Алексеевка Белгородской области (сравнение см. здесь). Такая же белая отметка видна и на боковом щитке другой гусеницы под надписью «Н-2200», как видно на представленном выше сравнении.