Сравнение достоинств, недостатков и стоимости возможных истребителей ВВС Украины

348

 Цель этой статьи вовсе не призыв к сиюминутным действиям, как немедленная модернизации Су-27 и Миг-29 или же срочной покупке новых F-18 SuperHornet.

СУ-27 ВВС Украины первых серий

Задача приведённого сравнения призвать перед любыми действиями с ВВС страны хорошо подумать. Ведь порой даже самый дешёвый, на первый взгляд, вариант будет иметь огромное количество скрытых расходов, которые сделают его, как минимум, не дешевле, чем остальные. Тем более, что возможны самые разные варианты.

Для более лёгкого и понятного сравнения разных вариантов, я собрал всю важную информацию в одной таблице:

А теперь давайте разберёмся подробнее:

Из чего складывается стоимость покупки истребителя: Читая статью многие удивятся, что, например, стоимость, по которой ОАЭ реально обходится приобретение одного истребителя F-16 в несколько раз выше, чем фигурирует в СМИ(или указано в той же Википедии). Дело в том, что для статьи я постарался найти конечные цифры всех расходов на самолёты(от закупки вооружения и самих истребителей до обучения пилотов)

Модернизация до Миг-29МУ2/Су-27П2

Этот вариант имеет громадные преимущества, такие как большое количество истребителей в Украине, высокие маневренные характеристики планеров Су-27 и Миг-29, налаженное производство ракет “воздух-воздух” в Киеве, готовую инфраструктуру, готовых пилотов и ремонтные заводы.

Но есть и гигантские проблемы:

1. Производителем и поставщиком деталей этих истребителей является Россия, а продажа запчастей для самолётов в Украину находится под запретом(причем с 2008 года). То есть нормально отремонтировать все самолёты не получится. Придётся использовать часть истребителей на запчасти. И не забываем, что ресурс у Су-27 и Миг-29 либо закончился, либо кончается.

2. Су-27 и Миг-29 безумно прожорливые самолёты и дорогие в эксплуатации. Несмотря на то, что Миг-29 считается лёгким истребителем он расходует в 2 раза больше топлива, чем Saab Jas-39 и в 1,5 раза больше, чем американский F-16. А Су-27 в 1,5 раза прожорливее Миг-29. Считайте сами. Плюс из-за 2 двигателей обслуживание самолёта в 2 раза дороже. Эксплуатационные расходы 1-ого Миг-29 в год могут выйти на 1 миллион дороже, чем у тех же F-16 или Jas-39, а СУ-27 обойдётся ещё дороже.

3. Отсутствуют ракеты класса “воздух-поверхность”. На вооружении ВВСУ остались только ракеты Х-29 с небольшой дальностью в 10 километров, которая не позволяет истребителю запускать ракеты, не заходя в зону покрытия даже старых систем ПВО(вроде Стрела-10 или ЗРК Оса).

4. Устаревшие ракеты класса “воздух-воздух”. Из-за чего сильно страдают боевые возможности истребителей. Ракета Р-27 выпускается уже почти 35 лет, в то время как США, ЕС, Россия, Индия, Китай и пр за последние 15 лет перешли на более эффективные ракеты. Теме проблемы с ракетами я посвятил отдельную статью

5. Даже при глубокой модернизации, основная часть авионики останется без изменений, а она была произведена 30 лет назад. Почему бы не поставить совсем новую при модернизации, — спросите вы. Учитывая, что одна БРЛС достигает 10–15% в стоимости нового истребителя(а авионика в целом до 50% стоимости самолёта), то менять её на старых Миг-29 и Су-27 просто нецелесообразно.

Планы командования ВВСУ

Командующий ВВС Украины Сергей Дроздов недавно озвучил планы по приобретению 100(!!!) новых(!!!) Су-27 и Миг-29(ВИДЕО) для нужд ВВС.

 Учитывая, что оба борта мало того, что российского производства, так ещё и давно сняты с конвейера, то речь идёт скорее о закупке и капитальном ремонте списанных старых Миг-29 урезанной версии 9–12 из стран Восточной Европы.

Очень сомнительная инициатива: Даже у Украины ресурсы самолётов Миг-29 подходят к концу, что уж говорить про Польшу, Болгарию и прочие страны, в разы больше эксплуатировавшие свои МИГи. Какой смысл менять своё шило на ещё более потрёпанное чужое?

К тому же стоимость одного Миг-29А 9–12 с пусть даже истёкшим ресурсом обойдётся в 5–8 миллионов долларов, учитывая, что истребитель Украина собирается модернизировать до Миг-29МУ2, то имеем стоимость одного самолёта в районе 15–20 миллионов долларов! А плюс потребуется разработка и закупка нового вооружения.

Су-27 вообще непонятно, где Сергей Дроздов собирается приобретать (про маловероятность поставок китайских Су-27(J-11) напишу ниже)

К тому же не забываем, о высоких эксплуатационных расходах у Миг-29 и Су-27!

А ещё ведь надо учитывать, что более старым самолётам, потребуется более частое обслуживание(для справки: ремонт одного двигателя на Луцком авиаремонтном заводе составляет более 100.000$).

Или возможно Сергей Дроздов имел ввиду закупку и модернизацию для нужд ВВС находящихся сейчас на консервации в Украине Миг-29 и Су-27.

Проблема в том, что в 80-ых годах УССР получала всю военную технику самой первой из республик. У Су-27 с бортовыми номерами до 20 давно, а это самые первые Су-27 произведённые в СССР, должен был выработаться ресурс , как минимум, двигателя(на них стоит мотор АЛ-31Ф первых серий с ресурсом 300 часов). В лучшем случае их можно использовать на запчасти.

СУ-27 ВВС Украины первых серий

С Миг-29 дела обстоят похожим образом. Часть самых поздних(с самым большим ресурсом) истребителей ВВС Украины были проданы в другие страны. К тому же 9 Миг-29 9–13(самых боеспособных в бригаде) Россия не передала Украине из Крыма.

Так что далеко не все из имеющихся у Украины истребителей можно восстановить. На мой дилетантский взгляд, в лучшем случае вернуть к жизни возможно около 35-40 Су-27 и 45–50 Миг-29. Скорее всего даже меньше. Сейчас же в строю находятся около 20 Миг-29 и 20 Су-27.

Не забываем про прожорливость Миг-29 и Су-27 отсутствие ракет “воздух-поверхность”(потребуется профинансировать разработку и закупить), устаревшие ракеты воздух-воздух, стоимость модернизации в 8–10 млн $ и устарелость истребителей. Не такой уж самый выгодный и правильный вариант, правда?

Китайские истребители

Shenyang J-11

Китай с начала 90-ых годов ведёт лицензионную сборку истребителя Су-27. Если сначала количество российских деталей достигало почти 100%, то сейчас J-11 на 99% собирается из китайских запчастей. Более того, в Поднебесной J-11 даже сумели модернизировать: поставили БРЛС с АФАР; выпустил свои ракеты(копию американских AIM-120), увеличили ресурс планера и прочие доработки.

К тому же, в Китае можно было бы закупить новые двигатели для украинских Су-27 и продлить ресурсы планера.

Казалось бы неплохие варианты для Украины.

Но Китай всё ещё критически зависим от России в истребителестроении. Простейшим примером тому служит желание Поднебесной закупить более 30-ти новых российских истребителей Су-35С для изучения. Также, множество экспертов утверждают, что лопатки турбин, полученные методом монокристаллического литья, в китайских двигателях стоят российские — Китай не научился ещё их производить.

Да и китайский ВПК ещё долго будет работать на развитие своих ВВС.

Поэтому маловероятно вариант, что руководство Китая пойдет на такое сотрудничество. Все-таки решение сильно политизированное .

Ну и закупка сверхпрожорливых J-11 за ту же цену(возможно даже большую), что и новые F-16 и Jas-39, для меня не кажется таким уж правильным вариантом.

General Dynamics F-16 Fighting Falcon

F-16 block 61 для ВВС ОАЭ

Самый массовый истребитель 4 поколения. 1 двигатель, с бесфорсажной тягой 7900 кгс. К достоинствам можно отнести:

1. Боевые характеристики. Большая нагрузка в 7500кг(больше, чем у Су-27, Jas-39, Миг-29). Современные ракеты AIM-120 с “Выстрелил и забыл”. Большая дальность обнаружения противника(благодаря современной БРЛС с АФАР).

2. Расход топлива меньший, чем у Миг-29 и Су-27, но больший чем у того же Jas-39. Более дешёвое обслуживание, благодаря 1-ому двигателю, вместо двух у Миг-29 или Су-27.

К недостаткам можно отнести:

1. Малый боевой радиус(но можно подвесить дополнительные топливые баки)
2. Потребуется перейти на незнакомый до этого истребитель(рано или поздно это все равно придётся сделать)
3. Проигрывает Миг-29 в маневренности, но как показал опыт столкновений в Сербии: БРЭО и ракеты позволяют F-16 одерживать уверенные победы над МИГами
4. А также достаточно высокую цену в новейших модификациях(но можно приобрести б/у или старой модификации)

В 2014 году ОАЭ планируют закупить 25 новых американских F-16 block 61. Стоимость сделки оценивается в ~ $4–5 млрд. То есть по 160–180 млн $ за 1 истребитель под ключ.

Вариант Б/У F-16

F-16 для ВВС Румынии

Оговорюсь сразу, что ресурс самолётов F-16 равен 8000 часам против 2500 часов у Миг-29 версии 9–13(у более ранних Миг-29 9–12 ещё меньше), поэтому не стоит удивляться, что “б/у Миг-29 плохая покупка”, а “вот F-16 можно посмотреть” и пр. Тем более не забываем про запрет поставок запчастей для Миг-29 из страны-производителя.

Румыния в 2014 году закупила 12 F-16 старых модификаций из Португалии и США. Сделка обошлась румынам в 210 млн $ за покупку самих истребителей + 457 млн $ на закупку вооружения, оборудования для модернизации и обслуживания истребителей, обучения пилотов + сопутствующие расходы. Вся сумма сделки оценивает в примерно 720 млн $.

Оперативной готовности эскадрилья румынских F-16 должна достичь в 2017 году. Учитывая, что только в конце 2013 года заключено соглашение, то 3 года для полного перехода на новый истребитель — достаточно быстро.

То есть покупка 1-ого б/у истребителя обойдётся Румынии в ~ 50-60 млн $. Это с учётом вообще всех расходов.

Из которых 35–40 млн $ пойдут на закупку нового вооружения, обучение пилотов и персонала, запасные части, расходы на инфраструктуру и прочее. Эти расходы будут такими же при закупке любых истребителей(тех же Jas-39, F-18, или даже российских Су-35/30).

Неплохой бюджетный вариант, учитывая возможные последующие ремонт и модернизацию американцами старых истребителей F-16.

Jas-39 Gripen

Jas-39 идёт на взлёт!

К преимуществам Jas-39 можно отнести

1. сверхмалый расход топлива: почти в 2 раза меньший, чем у “лёгкого” советского Миг-29, и почти в 3 раза чем у Су-27.

2. Gripen неприхотлив в обслуживании: представители Saab заявляют, что для обслуживания самолета JAS-39 Gripen достаточно четырех военнослужащих срочной службы шведских ВВС на любой подходящей автодороге, куда сядет JAS 39 Gripen!

Только 2 этих преимущества делают Jas-39 чуть ли не дешевле, чем модернизация и эксплуатация старых Миг-29 и Су-27 на пределе ресурса в перспективе 10 лет!

Также на последних моделях Jas-39NG стоит БРЛС с АФАР(её нету даже на новых российских Су-35С). Gripen использует ракеты воздух-воздух AIM-120 с принципом “выстрелил и забыл” и дальностью 120км. + достаточно большой боевой радиус в 1300 км + боевая нагрузка в 2 раза большая, чем у Миг-29.

В 2005 году Петр Порошенко, занимавший пост секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины, даже заявлял о возможном лицензионном выпуске JAS-39 на Львовском авиаремонтном заводе. Но как мы видим спустя 10 лет, тогда это ни к чему не привело. Отсутствие денег на финансирование армии и другие факторы помешали планам тогдашнего главы СНБО. Кстати, недавно Укроборонпром опять вернулся к этой идее.

В 2014 году Бразилия закупила 36 шведских истребителей Gripen, сумма сделки составила 5,4 миллиардов долларов. И надо сразу оговориться, что Бразилия обязала Saab реинвестировать 100% стоимости истребителей в бразильскую экономику

Самолёты будут собираться в Бразилии. Стороны также подписали соглашение о передаче технологий боевых самолетов бразильской стороне в течение ближайших десяти лет. Это ровно тот вариант, который предлагал Порошенко в 2005 году.

То есть примерно по 150 млн $ за покупку и эксплуатацию 1-ого истребителя, учитывая все расходы, а также передачу некоторых технологий производства. Возможно, что без передачи технологии стоимость единицы снизится до 100–120 млн $ или даже больше.

Швеция также предлагает возможность покупки в лизинг, или даже аренде, истребителей. Но сомневаюсь, что для страны, которая за год потеряла в боевых действиях около 20 самолётов, Saab пойдёт на этот вариант.

Подводя итог

Скорее всего, командование ВВС Украины выбрало вариант использования Миг-29 и Су-27 в течение, как минимум, следующих 3–4 лет со старыми ракетами, без какой-либо особой модернизации, это хорошо видно по ГосОборонЗаказу, где для для всех Миг-29 и Су-27 заказаны “Первый ремонт”(то есть самый простой и дешёвый вид ремонта, даже не капитальный, без какой-либо модернизации), дальше пока не заглядывают. Оно и правильно: денег еле-еле хватает на сухопутные войска, что уж говорить про ВВС.

Фраза нового командующего ВВС Украины Сергея Дроздова про закупку “ новых Су-27 и Миг-29” вызывает, если не шок, то как минимум непонимание.

Но слова 2014 года от представителей УкрОборонПрома про желание наладить выпуск во Львове истребителей Jas-39 вызывают небольшой оптимизм.

Автор статьи: medium.com/@hu_diletant

Поделиться:
Загрузка...