Соединенные Штаты расширяют присутствие в Арктике в ответ на военное усиление России в данном регионе. Пентагон направил бригаду, включающую 40 военнослужащих и 4 боевые машины Stryker, в местечко Дедхорс в рамках тренировочной операции "Арктический Пегас", сообщает издание Military Times.
По данным оборонного ресурса, данная операция, состоявшаяся на минувшей неделе, осуществляется с целью тестирования скорости развертывания бригады и способности армии действовать в условиях экстремальных холодов.
Напомним, что в октябре министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил о том, что Россия к 2018 году планирует полностью завершить создание и вооружение всей арктической группировки, а также реконструировать в Арктике шесть аэродромов.
В ходе реализации "Арктического Пегаса" транспортные самолеты С-17 доставили солдат и транспортные средства Stryker в пункт назначения, где средняя температура варьируется в диапазоне от 11 до 23 градусов ниже нуля, а в феврале опускается до 57 градусов ниже нуля. В январе 1989 года в Прадхо-Бей, что недалеко от Дедхорс, была зафиксирована температура 96 градусов ниже нуля.
Stryker — семейство колёсных боевых бронированных машин, разработанных и производимых американской компанией «Дженерал дайнемикс лэнд системз». Вооружение различается для разных модификаций, устанавливается на дистанционно управляемой установке сверху корпуса и может включать 12,7-мм пулемёт M2 «Браунинг» (боекомплект 2000 патронов), или 7,62-мм пулемёт M240 (4500 патронов), или 40-мм автоматический гранатомёт Mk19 (448 гранат). На установке размещаются шесть дымовых гранатомётов. Бронирование обеспечивает круговую защиту от поражения 14,5-мм бронебойными пулями и осколками 152-мм снарядов при воздушном подрыве.
Дедхорс — немуниципальная территория в округе Норт-Слоуп, Аляска, США, располагающаяся вдоль Северного склона Аляски, вблизи Северного Ледовитого океана. Постоянное население Дедхорс варьируется от 25 до 50 человек. Количество временных жителей, нанимаемых различными местными фирмами, может превышать 3000.
Речь идет о последнем по времени эпизод в рамках "Арктического Пегаса" — военной миссии, осуществляемой в связи с тем, что Россия объявила о планах разместить в Арктике к 2018 году одно из своих воинских подразделений.
В то же время Минобороны США планирует уменьшить размеры другой арктической боевой бригады в рамках общего сокращения личного состава до 450000 военнослужащих, которое производится в связи с уменьшим оборонного бюджета. Это означает, что в единственную воздушно-десантную бригаду США на западе страны страны войдут около 4000 солдат, число которых будет сокращено до 1050 к концу 2017 финансового года. Командование уже обратилось с протестом в законодательный орган Аляски.
Издание отмечает, что, несмотря на сокращения, армия работает над тем, чтобы сохранить свой потенциал в Арктике. Прошлой осенью впервые с 2001 года солдаты из 75-го полка рейнджеров прошли обучение в Северном учебном тренировочном центре армии США на Аляске.
Между тем, еще в феврале 2014 года около 40 десантников из 4-й бригадной тактической группы, 25-й пехотной дивизии, высадились на территории Дедхорса, проведя тем самым свою первую воздушно-десантную операцию к северу от Полярного круга. Спустя три месяца в мае 2014 года 25 солдат из 6 инженерного батальона прибыли на военных вертолетах в Дедхорс для участия в трехдневных учениях в рамках миссии "Арктический Пегас". Они выгрузили и разместили в Дедхорс специальное оборудование для обслуживания транспорта общим весом более 4 тонн.
Ранее издание Eurasia Daly сообщало, что Военно-морские силы США, состоящие из Военно-морского флота, Береговой охраны и Корпуса морской пехоты, начали уделять больше внимания региону Арктики при планировании и проведении операций. В мае 2013 года президент Барак Обама опубликовал Национальную стратегию США по Арктике. Вслед за этим в ноябре 2013 года Пентагон определил общие задачи для министерства обороны в арктической стратегии США.
К 2020 году Пентагон запланировал иметь в ВМФ увеличенное количество персонала и судов, обученных для действий в арктических операциях. Планируется, что к 2030 году ВМФ США будет иметь необходимую подготовку и персонал для реагирования в Арктике на чрезвычайные ситуации, в том числе влияющие на национальную безопасность.
Командование ВМФ США признает, что окружающая среда Арктического региона делает выполнение многих функциональных задач флота более сложным.
В последние годы встал вопрос о модернизации ледокольных кораблей, числящихся в ВМС США за Береговой охраной. Относительно низкий интерес к региону выражается и в недостаточном финансировании арктических проектов. Два из имеющихся ледоколов — «Polar Star» и «Polar Sea» — превысили отведенный им 30-летний срок службы. Третий ледокол «Healy» не обладает достаточной мощностью для совершения многих операций. В 2011 году «Polar Sea» был выведен в ремонт, а срок эксплуатации «Polar Star» в 2012 году был продлен на 7−10 лет до 2019−2022 года.
В июне 2013 года Департамент внутренней безопасности определил, что ледокольный флот ВМС США должен состоять из шести ледоколов — 3 тяжелых и 3 средних. Стоимость приобретения одного тяжелого ледокола может составить от $ 900 млн до $ 1,1 млрд, однако первый новый ледокол войдет в строй лишь в 2025 году. Следовательно, если срок службы «Polar Star» не будет в очередной раз продлен (или, если «Polar Sea» не будет отремонтирован и возвращен на службу), то будет период, возможно, от двух до шести лет, в течение которых ВМС США не будут иметь на службе тяжелых полярных ледоколов. Это станет фактором, ограничивающим оперативные возможности ВМФ США в арктических водах.