Развязанная Москвой война нанесла Украине огромный ущерб, так что это РФ должна платить репарации
20 декабря Украина предположительно должна выплатить России $3 млрд по займу, выданному Владимиром Путиным в декабре 2013. Украине незачем платить.
gdb.rferl.org
В феврале 2014 года Путин начал военную агрессию против Украины, сначала аннексировал Крым, а затем принялся за восток и юг Украины. Более года управляемые из Москвы войска, в которые входили как добровольцы, так и регулярные соединения вооруженных сил РФ, продолжали оккупировать 3% восточных территорий страны.
Развязанная Москвой война нанесла Украине огромный ущерб. Россия узурпировала не только территорию Крыма, но также много предприятий, товаров, наличных и других банковских активов. В Восточной Украине российские солдаты разрушают здания, заводы и мосты. Война обошлась Украине в потерю как минимум в 7% ВВП и отпугнула иностранных инвесторов. Россия также начала торговую войну против Украины – это привело к потере 18% экспорта страны. Украине не следует платить такому агрессору. На самом деле, это Россия должна выплачивать Украине репарации.
Путин договаривался о сделке лично с бывшим президентом Виктором Януковичем, и задумана она была для спасения последнего, а не ради пользы украинскому народу.
Кроме того, Кремль намеренно запутал формализацию этого займа. Россия издала евробонды в Ирландии, в соответствии с британским законодательством, что делает их торгующимся частным долгом. Но Москва профинансировала заем из своего Фонда национального благосостояния, суверенного резервного фонда, и утверждает, что долг государственный. Кремль расставил Украине юридическую ловушку.
Кремль расставил Украине юридическую ловушку
Профессор университета Джорджтауна Анна Гелперн утверждает, что Украина не должна выплачивать этот долг, поскольку он приравнивается к одиозному долгу (долг, который был привлечен деспотичным режимом, использовавшим эти средства не для блага населения, а напротив, для его подавления — НВ). Она заключила: «в соответствии со своим законодательством, Великобритания должна признать его не имеющим законной силы».
Украинское правительство согласилось на реструктуризацию частного долга – это решение поддержали как Верховная Рада, так и ¾ частных кредиторов. Сделка подразумевает сокращение тела долга ($18 млрд) на 20% и отсрочку выплат по долгу на четыре года. Все частные кредиторы согласились на эти условия. 29 октября сделка была финализирована, а старые еврооблигации были заменены новыми.
Украина предложила России такие же условия реструктуризации, но российский министр финансов Антон Силуанов отказался принять их, потребовав полного погашения платежа 20 декабря. Путин и сам не раз поднимал эту тему. 13 октября он заявил: «Но деньги‑то наши пусть вернут. А почему МВФ не хочет добавить, допустим, Украине эти три миллиарда с тем, чтобы она могла расплатиться, чем менять свои правила под конкретную страну, разрушая, по сути дела, саму систему правил функционирования Международного валютного фонда?». Поскольку с частными кредиторами Украина уже договорилась, они не против, если она откажется платить РФ.
Для России, чьи официальные резервы составляют $375 млрд, $3 млрд – разница незначительная, а вот для Украины такая выплата может обернуться серьезным валютным кризисом; ее резервы составляют всего $13 млрд.
Единственное, что может побудить Украину выплатить долг – это опасение в случае отказа не получить дальнейшего финансирования от МВФ, которое является принципиальным для поддержания страны. У МВФ есть старое правило не кредитовать страны, у которых есть конфликты по суверенным долгам, но в данном случае эту практику применять не следует. Велась дискуссия относительно того, признать этот долг государственным или частным, но теперь МВФ меняет правила кредитования, и это больше не имеет значения.
МВФ собирается изменить практику отказа в кредитовании должникам. Это сделать несложно, поскольку она не закреплена в Уставе организации. Исполнительный совет МВФ может внести поправки простым большинством. МВФ кредитовал Афганистан, Грузию и Ирак в разгар войны, и у России нет права вето – в МВФ она владеет всего 2,39% голосов. Когда МВФ принимал решения о кредитовании Грузии и Украины, остальные члены Исполнительного совета преодолевали возражения России.
Украинский министр финансов Наталья Яресько неоднократно предлагала России принять участие в реструктуризации долга на тех же условиях, что были предложены частным кредиторам, но Россия отказалась. Премьер-министр Арсений Яценюк дал России время до 29 октября, чтобы согласиться на реструктуризацию, добавив, что после этого не может предложить ей ничего, кроме судебного процесса. В ноябре Исполнительный совет МВФ планирует принять решение о предоставлении кредитов даже странам, не выполнившим свои долговые обязательства перед суверенами. Поведение России убедило большинство, что правила нужно менять быстро. После этого заявления РФ о том, что МВФ должен прекратить финансировать Украину, потеряют силу.
Украине все еще придется выполнить стандартные требования МВФ, но это уже отдельный вопрос.
Андерс Аслунд
Шведский экономист, старший научный сотрудник Atlantic Council