Категории: Мир

ТУ-160М2: а быть ли «Пташке»

 Согласно заявлениям представителей руководства оборонного ведомства России на вооружение страны в ближайшее время должны поступить новые самолеты дальней бомбардировочной авиации.

С этой целью инициируется проект по созданию "новой" машины — Ту-160М2, перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА, а также проводятся мероприятия по ремонту и модернизации самолетов Ту-160 и Ту-95. Однако не все так просто на первый взгляд. Если о модернизации и ремонте еще можно что-то говорить, то с созданием новых машин дальней авиации, пусть даже на базе всем известного Ту-160, в России есть проблемы.

Невзирая на амбициозные планы Российской Федерации относительно обновления воздушного флота самолетов дальней авиации, на самом деле, ситуация в этом вопросе достаточно сложная. Последнее заявление заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова в июле 2015 г. относительно "переноса создания перспективного бомбардировщика дальней авиации — ПАК ДА в связи с возобновлением производства самолетов Ту-160 уже в новой версии Ту-160М2", свидетельствует о том, что Кремль срочно пытается решить два задания. С одной стороны провести модернизацию имеющегося парка самолетов в кратчайший срок, а с другой — уменьшить расходы на разработку и создание ПАК ДА, о котором так уверенно говорилось перед началом войны в Украине.

Согласно заявлению Юрия Борисового, оборонное ведомство планирует обновить производство Ту-160 в новой версии, где фюзеляж и летно-технические характеристики самолета останутся неизменными, а поменяется лишь внутреннее оборудование и аппаратура. Производство планируется начать после 2023 г. Новые машины должны стать в 2,5 разы лучшими, за своих предшественников, получат новую систему вооружения, (которая позволит применять перспективные крылатые ракеты и бомбы), безплатформенную инерциальную навигационную систему типа БИНС-СП, а также новую систему РЕБ с улучшившими тактико-техническими характеристиками. Однако тут есть некоторая нестыковка. Ведь ранее командующий ВВС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев заявлял, что 10 машин Ту-160М2 должны быть выпущены из Казанского завода уже в 2020 г. Всего МО РФ планирует заказать 50 модернизируемых Ту-160.

Но это не самое главное, ведь текущий экономический, технологический и производственный потенциал России в условиях действия западных санкций в краткосрочной перспективе не способен потянуть такие значительные проекты, в том числе возобновление производства самолета дальней авиации нового поколения Ту-160 в новой версии Ту-160М2. Некоторая модернизация и обновление имеющегося парка машин вполне возможна, но вот строительство новых…. .

Длительное время отсутствию серийного производства самолетов Ту-160, по причине расторжения корпоративных и производственных связей при развале СССР, а также финансовые проблемы в самой России, привели к тому, что последний серийно произведенный Ту-160 поступил в 121 гвардейский авиационный тяжелый бомбардировочный полк (аб Энгельс), лишь в 2008 г.. При этом его строительство было начато еще в середине девяностых.

Говорить о начале серийного производства Ту-160 уже в новой версии, хотя и со старым внешним видом, пока еще рановато, исходя из существования ряда значительных производственных проблем:

1. За процесс обновления парка самолетов Ту-160 к версии Ту-160М2 ответственным является Казанский авиационный завод (КАЗ) имени С.П. Горбунова и ПАТ «Туполева». Однако Казанское авиационное предприятие на сегодня загружено работами на 100%. После объединения ПАТ «Туполева» и КАЗ приоритетными направлениями деятельности предприятия стали ремонт и сервисное обслуживание Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС. Однако завод не успевает выполнять заказы в соответствии с ранее предусмотренными планами. Так, до конца 2014 г. завод должен был отправить в войска 8 модернизированных Ту-22М3, но, фактически, отправил лишь 5. При этом до конца 2015 г. КАЗ должен отремонтировать два Ту-160 и 12 Ту22М3.

Кроме того, до 2017 г. завод взял на себя обязательство выпустить первую глубокую модернизацию бомбардировщика Ту-22М3. Одновременно с этим КАЗ занимается производством и выпуском машин Ту-214 и комплектующих для Ил-76МД-90А. При этом в КАЗ есть определенные трудности со станочным парком. В его технологическом оборудовании есть три координатных станка. Только недавно заказано в Европе еще несколько пяти координатных, которые предстоит еще освоить.

2. Сложилась сложная ситуация в сфере организации кооперации с подрядчиками и субподрядчиками, ведь Ту-160 создавался в рамках кооперации республик прежнего СССР. Так. компоненты фюзеляжа создавались ВАСО (Воронеж), мотогондола – Кумертау (Башкирия), отдельные комплектующие и агрегаты, а также части фюзеляжа в Киеве, Харькове и Ташкенте, электроника — в Ереване и Зеленограде.

В целом это около 700 предприятий прежнего Союза. Из них часть уже не существует, часть в других странах, а часть уже занимается другой деятельностью. Налаживание новых кооперационных связей является значительной проблемой, ведь в РФ производителей отдельных агрегатов и оборудования могут просто не найти.

3. На сегодня на ответственных за Ту-160 предприятиях уровень подготовки конструкторского состава является недостаточным для того, чтобы овладеть данным самолетом, не то, что уже создавать новый.

4. Конструкторская документация к самолетам Ту-160 пока еще в бумажном виде и на сегодня проводится работа с ее перевода в электронный вид. При этом, по мнению специалистов это не является необходимостью ввиду того, что много чего придется переделывать.

5. Существуют проблемы в сфере материаловедения и производства новых материалов. Практически все российские сплавы достаточно грубые и с большой долей примесей. Доходит до того, что приходится делать несколько партий из нескольких плавок, а затем выбирать ту, которая подходит.

6. Существует проблема с производством болтов для крепления компонентов самолета. Так, в Ту-160 удельный вес обычного болта из сплава Вт6ч составляет 4,43 гр/см3, а единственное предприятие, которое специализируется на подобных болтах в РФ — Нижегородский завод «Нормаль», на сегодня способно выпускать лишь болты весом 4,68 гр/см3. Использование таких болтов увеличит вес Ту-160М2, а это тянет за собой изменения в других характеристиках самолета.

7. В 2016 г. ОАО «Кузнецов» (Самара) планирует выпустить новый обновленный двигатель НК-32, который устанавливается на самолет Ту-160, однако его производство, которое было остановлено в 1993 г., должно быть не только обновлено, но и освоено. В 2010 г. такое решение было принято во время совещания относительно развития ОПК РФ, при этом необходимый объем инвестиций составляет 8 млрд рублей. Эти средства предусмотрены в Федеральной целевой программе «Развития ОПК РФ на период 2011-2020 гг».

В 2016 г. планируется выпустить первые несколько двигателей НК-32, а после этого состоится этап стендовых испытаний, а затем испытаний на самих самолетах. Однако, обстоятельства, связанные с длительным временем отсутствию серийного производства данного двигателя, а также перспективы сокращения финансирования могут внести свои коррективы в планы. Кроме того, не следует исключать, что новый/старый двигатель может не оправдать ожидания конструкторов и производителей.

Как видим, существующий экономический кризис в РФ, обусловленный санкциями ЕС и США за оккупацию Крыма и войну на Донбассе, а также резким падением стоимости нефти на международных рынках, создает существенные риски для российских производителей. Кроме того, проекты, которые при Союзе выполнялись в условиях сложной и достаточно огромной производственной кооперации, современной России не так легко потянуть. В результате чего перспективы реализация амбициозных планов Кремля относительно постройки нового воздушного флота самолетов дальней авиации на замену устаревшему, на сегодня является сомнительными. Скорее всего, РФ ограничится ремонтом и сервисным обслуживанием имеющегося парка самолетов.

Последние новости

Віце-спікер государствєнной думи рф Пьотр Толстой накинувся на Казахстан

Віце-спікер государствєнной думи рф Пьотр Толстой накинувся на Казахстан з заявою, що Казахстан через свою національну політику "в случає побєди…

3 часа назад

Глава держави не має ніякого права називати потенційного президента США «лузером»

Комусь з українців може не подобатись Трамп, комусь Байден, комусь обидва. Хтось може прихильно ставитись до обох. Усі можуть писати…

3 часа назад

ДніпроГЕС у критичному стані

Дніпровська ГЕС перебуває у критичному стані після атаки російських загарбників у ніч на 1 червня. Про це в етері телемарафону…

3 часа назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 02.06.24

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 02.06.24 орієнтовно склали / The total combat losses of the enemy from 24.02.22…

4 часа назад

На Вінниччині сили ППО знищили 25-й «шахед», — Повітряні сили

Зранку 2 червня сили ППО у Вінницькій області сили ППО знищили останній з "шахедів", якими вночі атакували росіяни. Про це…

4 часа назад