…На этой неделе были сорваны важные испытания нового образца высокоточного авиационного оружия, крайне необходимого украинской армии.
И вовсе не потому, что постарались российские агрессоры или террористы. У частной компании-разработчика не оказалось достаточно средств, чтобы за свои собственные деньги профинансировать последний этап испытаний нового вооружения. Причины этого тупика — системные для всех частных компаний Украины, у которых пока еще есть задел для того, чтобы помогать родной стране крепить ее обороноспособность.
…Когда террористы на востоке Украины, получив из российского военторга новые ПЗРК, начали сбивать наши вертолеты, сразу вспомнили о том, что, оказывается, что у нас-то есть системы защиты от этой угрозы. Станции «Адрос», разработанные частной киевской компанией «Адрон», которые были принятые на вооружение ВС Украины в 2006 г. в количестве аж одной единицы. Массово стали закупаться лишь в 2014. Более 30 станций уже куплено и поставлено на вооружение. Работа продолжается для оснащения остальных вертолетов армейской авиации.
Но это – не единственная продукция компании «Адрон». Одна из новинок – управляемые боеприпасы для самолетов. Нужно понимать: сам самолет и вертолет – это всего лишь летающая платформа. Не более того. Лишь средства поражения, которыми оснащается эта платформа, превращает самолет в реальную или, наоборот, блефовую ударную силу. Так вот, для поддержки действий войск на земле у нас есть штурмовик Су-25.
Но кондиционных и дешевых управляемых средств для точечного поражения наземных целей под этот штурмовик на данном этапе у нас нет. Так как, проведя модернизацию определенного количества Су-25, МиГ-29 и Су-27, вопрос о разработке высокоточного оружия «воздух-земля» для них не поднимался и ставился. Вернее, ставился промышленниками, которые понимали, что срок хранения управляемых ракет – вовсе не вечность. Но в ответ утверждалось, что войны-то не будет, чего мол, суетится. И что старых запасов у нас хватает.
Теперь же – не хватает. При выполнении реальных задач применять с Су-25, кроме неуправляемых бомб, просто нечего. Самолет можно потерять, а цель – так и не поразить. Та же история, кстати, и с другими летающими платформами типа Су-24, и МиГ-29 и Су-27, если им прикажут поражать цели на земле.
Новая разработка компании «Адрос» — переделка неуправляемых бомб в управляемые. Ну, как новая. Об украинском модуле от компании «Адрон» я писал еще пару лет назад в книге «Оружие Украины. Воздушная сила». Об этом модуле более детально — на скринах из книги, стр 37. Но он был невостребованн, повторяя судьбу станции «Адрос».
Если сильно упросить описание этой разработки, то на головную часть 100/25 кг. бомбы «одевается» блок с управляемыми «крылышками»-рулями, который и выводит боеприпас в зону поражения цели. Такая переделка реализована в ряде стран, включая США, Китай, Россию, Белоруссию, Азербайджан, Иран, Турция и др. Так как это просто, эффективно и выгодно – гораздо дешевле, нежели разработка и производство управляемых ракет. Каждая страна решала эту задачу с опорой на свои предприятия и технические решения.
Учитывая острую потребность авиации в управляемых средствах поражения, компания «Адрон» дополнила свой модуль лазерным каналом управления. Новый модуль — на фото с синей головной частью. И если раньше точность попадания составляла или, по-научному, круговое вероятностное отклонение было в пределах десятка метров, то теперь КВО уменьшилось до метра. Т.е. можно гарантированно попасть, скажем так, в цель размером с канализационный люк.
Важная деталь — помочь усовершенствовать отечественную управляемую насадку помогла одна из крупных европейских компаний, предоставив свой лазерный блок управления и лазерный канал подсветки. Я был уверен, что дело пойдет и вот-вот арсенал нашей авиации начнет пополняться не только средствами защиты, но и средствам поражения от «Адрон». Но не тут-то было.
Все новые разработки компания «Адрон» — от идеи и до испытаний – проводит за собственные средства. Принцип простой – сам сделал, сам предложил, сам провел испытания по требованиям Минобороны. Минобороны приняло на вооружение и товар оплатило. Так, кстати, было и со станцией «Адрос», которая также экспортировалась в другие страны. Но данном этапе экспортные поставки запрещены. «Адросы» нужны родной армии, куда станция поставляется практически по себестоимости.
При этом компания не может получить от основного заказчика роялти – это определенный процент от стоимости поставленной в армию продукции. Минобороны вычеркивает эту статью расходов из двусторонних договоров, ссылаясь на позицию Минэкономики. В Минэкономики — в департаменте экономики обороны – в свою очередь, ссылаются на то, что разработанный еще два года назад проект Закона о закупках военной техники и вооружений, где положение о роялти прописано, не поддерживается премьер-министром. И не отправляется по дальнейшей цепочке для рассмотрения/принятия. Хотя, не исключаю, что премьер-министр об этой проблеме ни сном-ни духом.
Парадокс, но сейчас уже и в Минобороны — за скорейшие принятие Закона, предусматривающего роялти для разработчиков ОВТ. Так как именно частные компании предлагают гораздо больше новых разработок для армии, нежели госпредприятия. Отчисления по роялти – единственный способ для «частников» сформировать финансовую подушку для реализации новых проектов. И стимул для создания образцов оружия, которые армия действительно захочет принять на вооружение. «Частники» в таких условиях действительно нацелены на результат, в отличие от ряда госпредприятий, порой участвующих лишь в процессе.
При этом вынужден констатировать: история компании «Адрон» с ее управляемыми блоками — далеко не единственный случай из практики частных компаний, которые за свои средства пытаются помочь нашей армии. Подобные расклады слышал от наших разработчиков и производителей радиолокационных станций, и компаний, производящих беспилотные комплексы. «Мы хотим прозрачных тендерных процедур, открытых требований к технике и оружию, которые нужны нашей армии, несекретного гособоронзаказа, и механизма гарантированного возврата вложенных средств в создание новых образцов», — таково общее мнение, которое высказывалось директорами таких компаний.
…А в целом странно и горько все это выглядит. С одной стороны – выпрашивать военную помощь у Запада и сокрушаться, вот же – не дают. С другой – тупо, от непонимания (или, может, наоборот, от чрезмерного понимания, а?) игнорировать и блокировать отечественные возможности по перевооружению армии собственными образцами.
Сергей Згурец
Фото – мои и Сергея Попсуевича.