Киев прервал железнодорожное и автобусное сообщение с полуостровом. О причинах блокады — в комментарии украинского журналиста Сергея Руденко.
27 декабря железнодорожная компания «Укрзализныця» прекратила перевозку пассажиров и грузов с материковой части Украины в Крым. Вслед за железнодорожниками об отмене своих рейсов сообщили и автоперевозчики. К ним присоединились белорусские железнодорожники. Все это произошло на фоне веерных отключений полуострова от электроэнергии.
Украинская сторона объясняет свои «транспортные» действия попытками диверсантов проникнуть на материковую часть Украины, а отключение света — общей ситуацией в стране. Власть же аннексированного Крыма полагает, что Киев использует блокаду полуострова как инструмент в переговорах с Россией. В нынешней ситуации, вероятно, имеет смысл говорить и о первом, и о втором.
Уголь в обмен на свет?
С момента аннексии Крыма радикально настроенные украинцы не единожды упрекали свою власть в нерешительных действиях по отношению к полуострову. Так было и в феврале 2014-го, когда первые так называемые «зеленые человечки» захватили здание Верховного совета АРК, так было и в марте во время проведения псевдореферендума по присоединению Крыма к Российской Федерации.
У Киева, действительно, было достаточно возможностей для введения если не армии, то по крайней мере санкций против самопровозглашенных властей полуострова. Ведь вода, газ, электроэнергия как поступали, так и поступают в Крым с материковой части Украины. Главные транспортные артерии, ведущие к полуострову, пролегают тоже через украинское государство. Одна простая операция с вентилем или рубильником вполне могла заставить Симферополь совсем по-другому говорить с украинской властью. Но до сих пор официальный Киев избегал жестких действий, вполне резонно замечая: Крым был и остается территорией украинского государства.
Отключения света на полуострове начались тогда, когда нехватка электроэнергии коснулась и других регионов Украины. Дефицит угля на отечественных электростанциях привел к веерным отключениям по всей стране. В том числе — и на крымском полуострове. Украине сейчас необходим уголь. Его можно либо импортировать из-за рубежа, в том числе из России или Казахстана, либо забрать на шахтах, которые контролируют самопровозглашенные ДНР и ЛНР. Так или иначе, но жизненно важное для Киева решение угольной проблемы зависит именно от России. Круг, как говорится, замкнулся: есть уголь на украинских ТЭС — есть свет в Крыму, нет угля — нет света.
Блокада во имя безопасности
Решение о закрытии железнодорожного и автобусного сообщения с Крымом — временное. Об этом пассажиров заверил Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). И связано это с угрозами со стороны диверсионных групп, которые проникают с полуострова на материковую часть Украины. Вероятно, у СБНО есть веские основания для такого утверждения. Однако эти аргументы звучат не совсем убедительно, учитывая то, что практически вся восточная часть границы Украины контролируется Россией с одной стороны и представителями ЛНР и ДНР — с другой. Да и транспортное сообщение между двумя странами пока никто не прекращал. Диверсантам ничто не мешает въехать в Украину с восточной границы.
Впрочем, вряд ли кто-то будет оспаривать нынешнее решение украинской власти по транспортной блокаде Крыма. В условиях необъявленной войны и оккупации полуострова делать это глупо. Вопрос лишь в одном: как это повлияет на тех крымчан, которые были и остаются гражданами украинского государства, не признавая аннексию Россией Крыма? Не воспримут ли они это как предательство со стороны Украины? Или же наоборот — не является ли это сигналом, что украинское государство готово бороться за незаконно отторгнутый Крым?
Окончательные ответы на все эти вопросы, очевидно, мы получим в ближайшие несколько месяцев. Единственный транспортный коридор (кроме воздушного), который сегодня связывает Крым с Россией — Керченская переправа. В условиях зимы и нестабильной погоды это довольно ненадежный транспортный коридор. Симферополю, а точнее — Москве, придется договариваться с Киевом об открытии сообщения с материковой частью Украины. Что может стать предметом переговоров? Как вариант — выполнение Москвой договоренностей об отводе российских военных с востока Украины. Или же преференции украинской стороне при поставке газа, угля и электроэнергии.
Крым и мир
То, что мир не признал и никогда не признает аннексию Крыма, — вполне очевидно. Европа и США давно дали четко понять России: полуостров — часть украинского государства. Именно поэтому относительно руководителей полуострова Вашингтон вводит санкции, а международные платежные системы Visa и Master Card объявили об уходе из Крыма.
Конечно, самопровозглашенный глава Крыма Сергей Аксенов пытается демонстрировать оптимизм. Дескать, с помощью России все проблемы полуострова будут решены. Но, как мы видим, Москва сейчас не в состоянии самостоятельно обеспечить всем необходимым «остров Крым». Без Украины им не обойтись. Кремль это понимает. Главное теперь, чтобы это понял и Симферополь.
Сергей Руденко
P.S. Блокирование Крыма – это правильная и действенная форма давления Украины на РФ
Блокирование транспортного сообщения Крыма – это действенная форма давления Украины на Россию, сообщил независимый политический обозреватель и публицист Леонид Швец.
«Не будучи участниками переговоров, мы можем лишь гадать на этот счет, но транспортное блокирование Крыма – это действенная и наглядная форма давления Украины на Россию. В таком случае это сигнал точно не крымчанам, а обитателям острова под названием «Кремль». И он имеет временный характер. Можно допустить, что блокирующие акции были предприняты украинской стороной как рычаг на каких-то российско-украинских торгах. Например, по поводу импорта российского угля и электроэнергии. Непосредственно эти вопросы не связаны, но могут быть увязаны в сложном пакете взаимных претензий и требований, куда входят и вопросы обмена военнопленными, прохождения грузов на территории «ЛНР» и «ДНР» и т. д.», – сказал Швец.
По его мнению, Крым сам выбрал свой путь, войдя в марте в состав России.
«Вряд ли подобные действия могут изменить отношение крымчан к Украине якобы в «воспитательных» целях. Те, кто молился на Россию, готовы терпеть экономические трудности, чтобы со своим замечательным Путиным уйти в светлые дали. Ведь готовы же и украинцы вытерпеть многое, чтобы оторваться от России. Курс на блокаду полуострова избран не сегодня и не Киевом. Крым еще в марте самоизолировался, войдя в состав России, разорвав экономические связи, захватив и присвоив государственное имущество Украины, предприняв ряд других актов, ограничивающих или прерывающих связи с материком», – сообщил публицист.
По словам Швеца, блокирующие акции могли быть связаны с профилактикой терактов.
«Пока нам неизвестно, с какой целью приняты нынешние блокирующие акции, мы не можем говорить о блокаде. Недавно была на время приостановлена работа аэропортов в Харькове, Днепропетровске и Запорожье, чтобы избежать терактов. Сегодня спикер Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко заявил, что ограничение транспортного сообщения – «временная мера, связанная с высокой вероятностью проникновения диверсионных групп под видом местных жителей». Как в случае с аэропортами, после прояснения обстановки мера может быть отменена. В таком случае мы имеем дело с профилактикой, реакцией на какие-то оперативные разведывательные данные», – сказал Швец.