Координатор общественной инициативы «Национальный проект» Юрий Штепа о возможностях реализации национальных проектов по восстановлению отечественного ВПК и реанимации украинской армии
Украинская экономика, все более проседающая под тяжестью войны, требует комплексных реформ. Одна из приоритетных отраслей, где изменения нужны еще "на вчера", — оборонный комплекс. С какими проблемами Украина сталкивается в военное время и что необходимо стране для формирования полноценной армии, рассказал координатор общественной инициативы "Национальный проект" Юрий Штепа.
— Военный вызов сейчас стал главным для Украины. С какими основными сложностями сегодня сталкивается украинская армия?
— Эффективно противостоять агрессору — нашему восточному соседу — мешает отсутствие многих видов и систем современного вооружения. Украинская армия слабо или вовсе не оснащена защищенными устройствами связи, системами электронной и визуальной разведки, в тактическом плане отстает от современных западных вооруженных сил.
Наша армия, как осколок военных сил бывшего СССР, унаследовала все присущие им пороки и долгие годы оставалась, по сути, лишь церемониально-парадным атрибутом государственной власти. Неудивительно, что значительная часть кадровых офицеров и генералов, свободная от выполнения военных задач, постепенно деградировала, а другая — маялась по гарнизонам, получая мизерное содержание и мечтая хоть к пенсии получить собственное жилье.
Ни о каком престиже военной профессии и карьерных возможностях не было и речи. Следовательно, не было и отбора в армию лучших из лучших. Схожая ситуация сложилась и в других силовых структурах. Все это привело к тому, что перед реальной военной угрозой со стороны России мы оказались полностью небоеспособными. Резервисты были подготовлены еще хуже — по свидетельству участников АТО, многие командиры даже не умеют читать карты.
Результат нам известен. Чтобы сформировать принципиально новую армию и Национальную гвардию понадобилось время и жертвы добровольческих батальонов, принявших на себя основной удар агрессора и не пустивших его в глубь страны.
До недавнего времени украинский ВПК был в значительной степени ориентирован на экспорт, в том числе на поставки в Россию. Сейчас, по данным СБУ, сотрудничество с недружественным государством полностью приостановлено. Тем острее наш ВПК нуждается в увеличении заказов для собственной армии, а также тотальной географической и технологической переориентации.
— Какие первоочередные меры должны быть предприняты для решения этих вопросов?
— Первые шаги в этом направлении уже делаются. СНБО сформулировал перечень задач по укреплению обороны страны, и в начале ноября он был введен в силу президентским указом. Приоритетными направлениями в этой сфере станут формирование оптимальной модели безопасности Украины, заключение межгосударственных договоров, гарантирующих безопасность страны, а также рост расходов госказны на финансирование оборонных программ.
В частности, на эти цели в госбюджете планируют закладывать не менее 3% ВВП в год. Абсолютное большинство общества поддерживает эти декларации и планы, но силен и общественный скептицизм относительно практических действий, желания и способности реализовать новые задачи прежними методами и старыми кадрами.
Но, несмотря на предпринятые меры, проблемы, спровоцированные нынешней необъявленной войной, в дальнейшем будут только множиться. После завершения "горячей" фазы конфликта Украина обречена модернизировать Вооруженные силы — разрабатывать и производить современные виды вооружений, переходить на стандарты НАТО, развивать военную науку и медицину, налаживать военно-политическое и военно-промышленное сотрудничество с западными партнерами, готовить новые военные кадры, развивать экспорт вооружений и выходить на рынки сбыта, налаживать информационное сотрудничество, чтобы эффективно защищать стратегические интересы страны на международной арене.
— Может ли Украина рассчитывать на международную поддержку при проведении таких реформ?
— Можно констатировать, что ни одно из государств, возникших после распада СССР, не подвергалась подобным испытаниям. Даже грузино-российский конфликт, имевший аналогичные причины и сопровождавшийся отторжением части территории и военной агрессией со стороны России, удалось достаточно быстро купировать. Да и степень влияния грузинских событий на европейскую, а тем более мировую систему безопасности, экономику и политику несопоставима с последствиями войны в Донбассе.
Фото: tsn.ua
Сегодня мы не одиноки в нашем конфликте с Россией. Нам помогают и советом, и деньгами, призывают ускорить реформы, побороть коррупцию, поскорее сформировать реформаторское правительство, провести люстрацию, оптимизировать бюджетные расходы и, конечно же, дисциплинированно платить за газ России, аннексировавшей наш Крым и превратившей в руины часть нашего Донбасса. Этим списком практически исчерпываются рецепты спасения Украины.
Предполагается, что после его выполнения поток внешней финансовой помощи возрастет многократно и мы, вдохновленные европейской перспективой, уверенно начнем процесс модернизации экономики и общества. Именно такой набор тезисов обсуждается сегодня в украинском политикуме, на большинстве ток-шоу и даже при создании коалиционного соглашения.
Но вне общественного дискурса остаются вопросы, как и кто реализует амбициозные планы строительства нового гражданского общества и социального государства. Как в условиях глубочайшего экономического кризиса из бесконечного списка проблем выбрать приоритетные, как сконцентрировать финансовые, материальные и человеческие ресурсы на решении стратегических задач, как убедить общество, включая отечественный бизнес, в необходимости их решения.
— Отдельный блок важных и срочных задач — социальные проблемы, возникшие вследствие военного конфликта. Что предстоит сделать государству в этой сфере?
— Здесь наиболее актуальны два аспекта: обеспечение жильем и медицина. Сегодня в Украине до 2 млн человек, включая военных, нуждаются в психологической реабилитации. Эту проблему нужно безотлагательно решать.
Еще один ключевой вопрос — обеспечение ветеранов жильем. Более 20 тыс. семей военнослужащих нуждаются в квартирах, и эта очередь быстро растет. Обеспечить всех жильем государство пока не в состоянии. Тем более что людям, покалеченным войной, нужно строить квадратные метры не где-нибудь на периферии, а ближе к культурным, образовательным и промышленным центрам. Необходимо предусмотреть жилье для кадрового состава военных, отставников и гражданских лиц, работающих в расположенных здесь объектах.
Нельзя забывать и о патриотическом воспитании. Восток Украины наглядно засвидетельствовал проблему. Целые милицейские подразделения и другие силовые структуры с легкостью переходили на сторону сепаратистов, не препятствовали действиям боевиков или даже потворствовали действиям диверсантов с сопредельной стороны. Украине необходимо отрабатывать и навыки информационной войны.
Пропаганду (кроме политической), равно как и контрпропаганду, наши СМИ вести не умеют. Это наглядно видно и на примере освобожденных от боевиков территорий Украины, и в коммуникации государства с окружающим миром. По сей день, спустя несколько месяцев после гибели сбитого сепаратистами "Боинга" рейса MH17, виновники трагедии, вопреки очевидности, продолжают манипулировать международным общественным мнением.
Фото: galleryhip.com
— Еще в августе Кабмин принял постановление №413, которым утвердил Порядок предоставления статуса участника боевых действий участникам АТО. Этот статус дает им право на ряд социальных и материальных льгот — скидку на коммунальные платежи, бесплатное медицинское обслуживание, обследование и лечение, проезд в транспорте и т. д. Достаточно ли этого?
— Существующая нормативка содержит множество подводных камней, позволяющих отсеивать претендентов на преференции. А значит, бойцы, которые несут службу в зоне АТО, не могут быть уверены, что обещанные им льготы — реальны. И, вернувшись к мирной жизни, они смогут воспользоваться правом получить квалифицированную медицинскую помощь, приобрести новую профессию и трудоустроиться, быстро получить жилье и т. д.
Об этих людях необходимо позаботиться. Если не решать эту проблему сейчас, может возникнуть угроза "донецкого синдрома". Его последствия будут очень схожи с "афганским синдромом", когда бывшие воины, ставшие ненужными своему государству, из опоры общества и кадрового резерва армии превращаются в фактор социальной нестабильности и роста криминалитета.
— Очевидно, что в ближайшее время наша страна возьмет курс на сближение профильного сотрудничества с НАТО. От чего будет зависеть успешность партнерства?
— Действительно, в альянсе подтверждают, что готовы содействовать реформированию национального сектора безопасности и обороны Украины. Нам обещают поддержку фактически во всех сферах — от развития боевых возможностей до совершенствования военного образования, борьбы с коррупцией и профессиональной подготовки персонала.
Но чтобы партнерство состоялось, помимо политической воли и законодательных актов, нужна материальная база для совместной работы — современные офисы, лаборатории, выставочные и презентационные центры, жилье и для зарубежных специалистов и прочая инфраструктура. То есть в ближайшее время стране придется задуматься о создании своего рода Центра делового сотрудничества, полностью заточенного под потребности ВПК Украины, который стал бы главной коммуникационной площадкой страны для кооперации с западными партнерами.
Речь идет не о закрытом военном объекте по типу Пентагона, а о максимально открытом и публичном центре коммуникации — месте, которое привлекало бы и гражданское население. Так он будет выполнять и пропагандистскую, и образовательную функцию, содействовать патриотическому воспитанию молодежи, популяризации армии и повышению престижа военной службы.
Логичным представляется размещение на этой территории и ряда военных учебных заведений, что позволит создать единую технически оснащенную учебно-тренировочную базу подготовки профессиональных военных.
— Как реализовать национальный проект? Кто может взяться за его практическое воплощение?
— Эффективное решение этой задачи возможно в рамках проектного подхода. В каждом регионе Украины найдутся патриотично настроенные профессионалы, желающие и способные разработать и представить для реализации качественные проекты.
Критериями их оценки станут комплексность решения поставленной задачи, глубина проработки, точность расчетов, финансовая эффективность и сжатые сроки реализации. Общий тренд уже воспринят многими предпринимателями и менеджерами, объединяя их в формате общественной инициативы "Национальный проект развития". Такие инициативы — это веление времени для современной Украины.
Фото: rian.com.ua
Одним из таких национальных проектов может стать строительство суперсовременного городка, в рамках которого будет создана необходимая структура для решения всего комплекса армейских проблем — от реформ ВПК до соцобеспечения военнослужащих.
На его территории должны располагаться офисный центр, научно-исследовательские и учебные заведения, выставочный комплекс, жилые кварталы, гостиница, стадион, госпиталь и реабилитационный центр. Сюда же могут быть перенесены многие подразделения силовых ведомств, их учебные заведения и производства.
Оптимальным местом для строительства военного городка эксперты считают Киевский регион. Ведь именно здесь сконцентрированы основные профильные ведомства, научный потенциал, военные учебные заведения, а также кадровые мощности для проектирования, строительства и последующего функционирования создаваемых объектов военного и гражданского назначения.
— Какой объем инвестиций потребуется для реализации проекта?
— По оценкам экспертов, весь проект может быть реализован в течение пяти-семи лет. Прямые затраты на него составят порядка в $2 млрд, однако окупятся сторицей. Строительство поможет создать тысячи рабочих мест, позволит решить вопрос с обеспечением жильем участников АТО и главное — привлечь не менее $3 млрд прямых инвестиций в коммерческий сектор.
Подготовка к запуску проекта уже ведется. Мы провели серьезный анализ рынка современного девелопмента. В итоге разработка пилотного "Национального проекта" была доверена признанному девелоперу, эксперту и разработчику многофункциональных градостроительных проектов Валерию Кодецкому, который регулярно входит в рейтинги наиболее успешных менеджеров строительного сектора.
Работы Кодецкого, отмеченные многочисленными дипломами и наградами, неоднократно признавались лучшими в своей категории. Подготовленное им детализированное предложение в чертежах, цифрах и эскизах должно быть представлено на суд профильных ведомств, независимых экспертов и широкой общественности еще до конца текущего года. Если политическое решение о запуске такого проекта будет принято правительством, работы могут стартовать уже во втором квартале будущего года.
Фото: podrobnosti.mk.ua
— Каковы основные риски при реализации проекта?
— Одним из главных рисков является его приватизация какой-либо политической партией, а также возможность коммерциализации социальной составляющей проекта. Политики, получив от продвижения идеи политические дивиденды, легко бросают проекты на полпути в угоду политической конъюнктуре.
А бизнес, как показывает практика, часто проявляет интерес исключительно к прибыльным направлениям, стараясь перебросить на плечи государства всю остальную неблагодарную работу.
Наша инициатива обращена исключительно к профессионалам, готовым представить свой проект обществу, участвовать в его реализации и нести ответственность, в том числе и материальную, за взятые обязательства.
Таким образом, отечественный бизнес займет проактивную позицию в процессе реанимации и модернизации экономики, а реализация глобальных проектов позволит привлечь миллиарды инвестиций, ускорив выход страны из затяжного кризиса.
Национальные проекты должны вернуть обществу веру в свои силы, разбудить предпринимательскую инициативу, дать дорогу профессионалам, чтобы материализовать стремление нашей страны к европейским ценностям в виде новых производств, городов, боеспособной армии, возрожденного Донбасса, дать работу тысячам украинцев и убедить внешних инвесторов, что нам можно доверять и наш разворот в сторону Европы — это навсегда.