Бюджет, которого нет?

24

Откладывать рассмотрение главной сметы страны в долгий ящик правительство не стало. Некоторые цифры будущего бюджета стали известны 11 сентября. Теперь основанный на них документ в ближайшие дни должен отправиться в парламент. Но менять уже озвученные макропоказатели власти пока не собираются, рассчитывая на рост ВВП.

На начало осени положение бюджетных дел в Украине трудно назвать безоблачным. В последние месяцы росли и расходы, и дефицит государственного бюджета, и эксперты регулярно прогнозируют серьезный пересмотр сметы на 2013 год. В то же время в Кабмине от оптимистичного настроя отказываться не торопятся. "Мы ожидаем, что во ІІ полугодии ситуация будет улучшаться. И мы в целом надеемся, что экономика выйдет на позитивный результат по результатам года, но этот позитивный рост ВВП будет очевидно меньше, чем 3,4%, которые мы прогнозировали на этот год", — рассчитывал 10 сентября первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Анатолий Максюта. Сомнения в благополучном росте ВВП возникли на основе сдержанных прогнозов зарубежных институций и статистическим данным за последнее время – вопреки надеждам на рост во втором квартале 2013 год ВВП уменьшился на 1,3% в годовом измерении. В условиях не самого определенного ближайшего будущего дальнейшие финансовые планы Кабинета министров вызывают особый интерес. Тем более что привычных ограничений у членов правительства нет: парламент так и не принял поданную еще весной бюджетную декларацию, которая обычно и служит официальным прогнозом. Более того, для ускорения бюджетного процесса профильный комитет решил уже пропустить этот этап процедуры.
Тем не менее, говорить о том, что Кабмину был предоставлен карт-бланш, не приходится. С одной стороны, сложности экономической ситуации и сами по себе сужают поле для маневра. С другой – руководство страны не забывает учитывать влияние положения дел на умонастроения граждан. "В Украине, как и в мире, бурлит экономический кризис… Наша главная задача в этой ситуации – сделать все, чтобы жизнь у людей как минимум не ухудшалась", — формулировал президент "программу-минимум".
Завет главы государства: "Бюджет 2014 года должен быть не худшим, чем бюджет 2013 года, а лучшим", — предстоит выполнять Кабинету министров. Незадолго до рассмотрения проекта бюджета премьер говорил о реалистичности планов. "Нам необходимо принять реалистичный сбалансированный бюджет государства на 2014 год. Этот бюджет должен обеспечить поддержку отечественного производства на основе этого рост социальных стандартов", — напутствовал коллег Николай Азаров еще 4 сентября. "Впереди кропотливая и сжатая во времени работа. Не буду опережать дискуссию о параметрах этого сложного бюджета. Отмечу только, что основные параметра бюджета мы должны сбалансировать таким образом, чтобы обеспечить стабильность государственных финансов, задания экономического развития и социальной защиты граждан. Это – главное требование к проекту государственного бюджета на следующий год", — настраивался он неделей позже. Так как именно может выглядеть анонсированная "сложность"?
Пока проект государственного бюджета на следующий год не зарегистрирован в парламенте, трудно оценить масштабы его выполнимости. К тому же власти настаивают: работа продолжается, параметры согласовываются. Согласно официальным сообщениям, 11 сентября смета была принята за основу, но у прессы возникли некоторые сомнения по поводу глубины предварительной проработки проекта. "До конца недели у нас есть три рабочих дня. Все вопросы согласования должны быть закончены и проект должен быть внесен в парламент", — уточняла первый заместитель главы АП Ирина Акимова. Согласно нормам, законопроект о бюджете должен быть отправлен в Верховную раду до 15 сентября, и правительство намерено уложиться в эти рамки. Однако по итогам заседания Кабмина стали известны некоторые макропоказатели будущего бюджета. И менять их пока не обещают. "Я думаю, принятые сегодня на Кабмине (базовые показатели, — "Подробности") вряд ли поменяются. Это жесткие вещи, это принципиальные вещи, могут меняться цифры внутри распределения, прежде всего расходов", — подчеркнула Ирина Акимова.
Вопреки некоторым опасениям по поводу того, что непринятие бюджетной декларации отразится на бюджетной политике Кабмина, названные 11 сентября показатели во многом совпадают с еще весенними прикидками правительства. Так, по словам присутствующих, в следующем году ожидается 3-процентный рост ВВП и 8-процентный – уровня инфляции. Номинальный валовый внутренний продукт озвучен не был, но раньше Кабинет министров рассчитывал на 1694,8 миллиарда гривен… Также известно, что расчеты на будущий год ведутся с учетом дефицита госбюджета в 2,7 процента ВВП (сопоставимо с около 50-миллиардным дефицитом бюджета на нынешний год) и граничного государственного долга в 32,5 процента ВВП (изначально речь велась о 31 проценте). А некоторые значимые показатели публично не обнародовались вовсе – например, "прикидочная" цена газа. По словам профильного министра, вопросы баланса "голубого топлива" еще обсуждаются. Но ранее Эдуард Ставицкий с оптимизмом рассказывал о "реэкспортных" переговорах: "Подписано новое соглашение в городе Ессон, это произошло 5 сентября, между НАК "Нафтогазом" и компанией RWE, в котором предусмотрен вопрос как реализации, так и хранилища. Я не буду вдаваться в коммерческую составляющую, потому что это коммерческая тайна между двумя компаниями. Одно хочу сказать, что формула цены ниже, даже с учетом 100 долл. скидки, которая дается за Черноморский флот".
Степень реалистичности бюджета зависит от итоговых "доходно-расходных" планов правительства. Так, вскоре после принятия бюджета на 2013 год экономисты задавались вопросом, как Кабмину изыскать средства, достаточные для удержания ситуации в рамках запланированных приличий. Схожие сомнения могут появиться и теперь. Особенно в условиях, когда руководство страны признает – привычная доходная база будет сокращаться. "В 2014 реальный сектор экономики получит снижение ставок налогов: НДС – до 18%, налог на доходы предприятий до 16%, поэтому необходимо предусмотреть компенсаторы возможных временных потерь бюджета, в частности определиться с перечнем объектов, предлагаемых к приватизации", — анонсировал в начале сентября грядущие изменения Николай Азаров. Если учесть значимость снижаемых налогов для доходной части – положение дел действительно обещает быть интересным. Ранее, при подготовке так и не проголосованного проекта основных направлений бюджетной политики, серьезные надежды возлагались на перечень стандартных инструментов, не последнее место среди которых занимали внешние заимствования (для покрытия дефицита специального фонда) и внутренние – для "залатывания" уже общего фонда.
По всей видимости, стратегия на 2014 год во многом будет совпадать с "традициями" 2013-го, когда правительство активно размещало ОВГЗ и периодически искало внешние ресурсы. Правда, до сих пор неясно, поможет ли бюджету на следующий год Международный валютный фонд, перезагрузка сотрудничества с которым продолжает обсуждаться. Вероятность того, что новая программа будет принята до конца 2013-го, остается. Но споры по поводу того, обойдется или нет Украина без заимствований такого масштаба, не утихают. Тем временем другие партнеры нашего государства продолжают считать работу с Фондом маркером доверия. "Мы подписали с украинским правительством все документы по поводу макрофинансовой помощи Украине, но это зависит от соглашения с МВФ", — предупреждал 10 сентября посол ЕС в Украине Ян Томбинский.
Не самая ясная ситуация с будущими налоговыми поступлениями и заимствованиями, очевидно, приведет к активному поиску альтернативных источников пополнения бюджета. Традиционно одним из самых популярных все еще остается приватизация. И, похоже, бюджет-2014 в этом отношении исключением не будет. "От приватизации (заложено, — "Подробности") 17 миллиардов, абсолютно непонятно, по каким это объектам. Трансферты пенсионному фонду – 87 миллиарда гривен", — озвучил предварительные планы Кабмина присутствовавший на заседании нардеп от "Свободы" Игорь Швайка. Если в конечном проекте документа и в самом деле зайдет речь о таких поступлениях от продажи госимущества – вопрос о реалистичности расчетов прозвучит вполне закономерно. В 2012 году приватизация принесла менее 7 миллиардов гривен (67,6% годового плана). В 2013-м Кабмин рассчитывал на большее. Но пока из запланированных 10,9 миллиарда государство получило менее 100 миллионов гривен. Степень вероятности того, что Фонд госимущества легко нагонит такое отставание от плана, невелика. Но даже если этого не случится – заработать 17 миллиардов за следующий год будет тоже очень непросто.
Хотя предметно говорить о госбюджете до официальной публикации проекта все-таки невозможно, уже сейчас можно допустить, что документ ожидает интересная судьба. Сочетание нелучшей экономической конъюнктуры с политическими реалиями, ведь 2014 год для Украины – снова предвыборный, вряд ли не скажется на положении дел. А, значит, политическая осень выглядит многообещающе. Но каким бы ни оказался принятый бюджет – его еще предстоит выполнять.

Ксения Сокульская

 

Поделиться:
Загрузка...