Россия центр Мира, или периферия, вроде Франции и Италии?
Как будто люди только проснулись … Между тем дело-то давно известное.
Россия не Центр мира. И не периферия – как Франция и Италия.
Россия периферия – как Украина или Турция, как Бразилия или Нигерия. Вот и все.
Только с другой, куда более славной ИСТОРИЕЙ.
Фото russia.ru
В этой Истории и правда Россия была одной из 4 Великих Еврокультур (Англия, Франция, Германия, Россия). Было это недолго, можно довольно точно обозначить рамки – началось примерно тогда же, когда и Большая культура США, с 1820-х годов (явление Пушкина) до конца 1970-х (закат Большой Советской науки и культуры). Недолго, но смачно. Вошли сюда и золотой и серебряный век, и десяток Нобелевских лауреатов по науке (ничтожно мало для самой большой по населению страны Европы, но все же какой-то исходный уровень) и Мировые Бренды – Толстой, Достоевский, Чехов, Чайковский, Революция, Ленин, Гулаг, Сталин, Победа, Шостакович, Гагарин, Сахаров, Солженицын. Космос, Бомба, МХАТ, Балет, КГБ.
Все это – кончилось.
Ракетоманы и балетоманы нынче не в моде.
Ни одного бренда в области мирного производства у нас не было и тем более нет. «Водка» — слово международное, но ее и производят про всему миру. Научных и культурных брендов – нет. (Мелкая но материальная улика: за последние 10 лет страна с населением в 140 млн. чел., самая населенная в Европе, может похвастаться ДВУМЯ (двумя!) престижными международными наградами: премию Филдса получил Перельман, Золотого льва в Венеции – Звягинцев). Еще международные научные премии получили: малоизвестный на родине академик Фаддеев, германо-российский академик Сюняев и американо-российские Новиков и Захаров. В Англии и Франции за это время таких премий во много раз больше, в США – в десятки раз больше).
В Мире Россия это: нефть-мафия-миллиардеры-Путин. Собственно, что, по большому счету к этому можно добавить глядя изнутри страны – я не знаю.
Бренды периферийной страны Третьего мира. Ничего общего ни с какой Францией и Италией не имеет.
Обидно? Как сказать… США – центр Мира. Научного, технологического, поп-арта. Англия, Франция, Германия, Италия, Япония поставляют некоторые мировые бренды в области культуры, науки и технологий. Корея поставляет технические бренды, Китай – сам бренд, бренд Массового производства. А больше стран- поставщиков брендов в мире нет.
А ведь стран-то – больше 200…
Мы – среди них. Большое белое пятно на мировой карте технологий, культуры и науки. А что у нас работают сотни тысяч научных сотрудников, есть много литераторов, дизайнеров, художников или певцов – так какое это имеет значение? В беспощадном мире культуры «большие батальоны» мало что решают, суммации мелких результатов — нет.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА = ИНФЛЯЦИЯ КУЛЬТУРЫ. «Что такое «прогресс»? Это когда в Тульской писательской организации 100 членов. А до Революции был один Лев Толстой». Такой прогресс быстро идет по всему миру. В Англии нет не только Ньютонов и Шекспиров, но и Шоу или Дираков, в Германии не только Гете и Эйнштейнов, но и Шуберта и Брехта, во Франции не только Декарта и Паскаля, но и Кюри… Да и в США не видно – ни Хемингуэя, ни Пресли, ни Эллингтона. Тем не менее, у них еще остаются крупные фигуры. Известные не только дома (где родился – там сгодился), но во всем мире. А в России – нет. НИ ОДНОЙ.
Значит, у нас прогресс быстрее!
Вот тут мы впереди всех. Первыми пришли к пустому пятну, с приличным уровнем потребления для десятков миллионов людей. А то говорим, что нет достижений!
PS. На самом деле, эта тема куда глубже мелкого национального тщеславия и дешевого «обличительного пафоса». Россия только пассивно отражает мировые тенденции. Просто у нас – в силу слабого иммунитета – они выступают куда ярче других. Реальный обвал прежней «штучной культуры», переход к массовому производству и технологизации во всем … Штука, предсказанная лет 100 назад Ортегой, Шпенглером, многими другими. Вот этот мир наступает. На всех. Без исключения. Просто в России, где массовое производство всегда было никудышным, в этом мире уготовано совсем уж тухлое, глубоко периферийное место. Она его и заняла – нефть в обмен на все.
Леонид Радзиховский