Бывший президент Украины Леонид Кравчук назвал ошибочным решение о создании акционерного общества на базе Черноморского морского пароходства, что привело к потере Украиной торгового флота — об этом он заявил в эфире на 5 канале.
Черноморское морское пароходство могло приносить Украине большие прибыли. Если бы его не растащили. ЧМП имело 300 океанских судов, 1100 судов вспомогательного флота. Работало до 80 тыс. человек. За 1990 год самый эффективный было получено свыше 1 млрд. долларов прибыли. Сегодня осталось 36 плавсредств. Из них только 3 судна. Фото podrobnosti.ua
"Когда возникла проблема содержания Черноморского пароходства, мы, как отдельная страна, искали выход из ситуации. Когда кризис был на пороге, когда инфляция достигала тысячи процентов, сохранить Черноморское пароходство мы не могли, поэтому решили сделать его концерном", — отметил Кравчук.
"Мы надеялись, что не потеряем, но решения не всегда принимаются настолько точно, что можно сказать: вот это будет правильно", — добавил экс-президент.
P.S. На 1990 год Черноморское морское пароходство (ЧМП) было крупнейшим в Европе и вторым в мире. В его составе было более 300 судов различного класса с суммарным водоизмещением в 5 миллионов тонн. С 1991 года, с момента распада СССР, ЧМП принадлежит Украине. Количество судов снизилось к 2006 году более чем в 20 раз.
На 1991 год цена компании 7000000000$, флот из 295 судов и 1100 вспомогательных плавсредств, с экипажем 27000 человек. 3а 1991 год прибыль составила 1 150 000 000$, (в бюджет УССР ушло 990000000$) на нужды ЧМП оставлено 160000000$, этих средств хватало на латание дыр в корпусах, но никак не на закладку новейших судов. В 1991 году АО Совкомфлот передано несколько судов, в том числе "Максим Горький" и "Фёдор Достоевский", получив контроль над 18% акций. За 1991 год по старости компания списала 40 судов.
На 1992 год флот ЧМП насчитывал 255 судов, компания досталась независимой Украине. Линии стали убыточны, ЧМП предназначался прежде всего для обслуживания экономики СССР, который распался. В сложившейся экономической ситуации во избежание простоя судов, премьер-министр Украины Л.М. Кучма предложил передать суда ЧМП офшорным компаниям, президент Украины Кравчук предложение одобрил. И процесс передачи начался. К концу 1992 года доля акций в ОАО "Совкомфлот" снизились с 18% до 1,4%, при этом не вернули суда "Максим Горький" и "Фёдор Достоевский", которые тихо завернули в Ленинград. Задолженность по кредитам составила на декабрь 1992 года 170000000$, за 1992 год по старости списано 28 судна. Назначен очередной руководитель компании П.В. Кудюкин. На январь 1993 года ЧМП имело 227 судно, но 160 судов были разбросаны по офшорам всего мира. Начались первые аресты судов по разнообразным, надуманным предлогам, не досчитались ещё 11 судов. Кредиты росли, прибыль компании укрывалась. В результате П.В.Кудюкина посадили за воплощение не своего плана по передаче судов в офшорные компании.
К 1995 году флот компании насчитывал 216 судов, компанией руководит А.В. Коваль, который, так и не поняв, где спрятаны суда, потерял ещё 30 вымпелов. Запущенные предшественниками механизмы пожирали средства и суда компании. В том же 1995 году назначен очередной "кормчий" А.М. Стогненко, флот компании в 186 вымпелов, набрали новые кредиты, которые тяжело было отрабатывать, и тут по миру пошла самая мощная волна арестов судов, с 1995-1997 годы компания потеряла ещё 171 судно. На январь 1998 года имелось 15 вымпелов.
На 2004 год компания имела 6 судов, и 17 кредитов на 11 100 000$. В 2005 году убытки составили 500000$.
В 2006 г. в ЧМП была введена процедура санации.
В 2009 пароходство было признано банкротом решением Высшего хозяйственного суда Украины.
wikipedia.org