В октябре в Дели на заседании межправительственной российско-индийской комиссии по военно-техническому сотрудничеству будет обсуждаться ситуация с авианосцем "Викрамадитья", проданным российской стороной МС Индии.
У будущего флагмана ВМС Индии обнаружен брак в агрегатах силовой установки. В итоге Россия потеряет 1 млрд рублей, а Индия — один год Фото vpk.name
Во время испытания авианосца был выявлен целый ряд неполадок в работе энергетической установки корабля и, соответственно, его передача индийской стороны переносится на более поздний срок. В связи с этим будет, вне всякого сомнения, обсуждаться и вопрос о финансовых расчетах.
Ранее в понедельник газета "Коммерсантъ" написала о том, что испытания авианосца "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков") были остановлены из-за проблем с семью из восьми паровых котлов, и корабль возвращается на "Севмаш" для их ремонта. Вероятно, чтобы демонтировать котлы и передать их для ремонта на "Балтийский завод", придется "распиливать отсек крейсера".
Однако в Специальном конструкторском бюро котлостроения Интерфаксу сказали, что кирпичную кладку вокруг котлов можно будет заменить, не демонтируя их.
Силовая установка корабля состоит из четырех турбин, каждая из которых оснащена двумя котлами КВГ-ЗД, модернизированными на "Севмаше" в 2004-2005 годах.
Модернизация включала в себя перевод на дизельное топливо (до внесения изменений в конструкцию котлы работали на мазуте), а также применение новых материалов.
В частности, была заменена теплоизоляция. Вместо асбеста на заводе применили новый материал.
Российская пресса пишет, что материал для теплоизоляции был заменен по требованию заказчика. Однако по словам военного эксперта Виктора Мураховского, в настоящее время отказ от асбеста — общепринятая практика в кораблестроении.
"Известно, что асбест считается вредным для здоровья экипажа. Это неизбежно произойдет на всех кораблях для экспортных поставок. Это не индийское требование, это международное требование. Я не вижу здесь никаких экстремальных требований", — сказал эксперт.
При этом, по его словам, только один из котлов был испытан на стенде, остальные ставили на корабль без испытаний.
Остановка котлов произошла еще в конце июля, когда авианосец достиг на испытаниях максимальной скорости – более 30 узлов, из-за чего и произошла поломка. По словам источника, корабль не сразу направился в Северодвинск для ремонта, а остался в море, чтобы завершить испытания нового авиационного комплекса.
Из-за повреждения силовой установки авианосца сроки его передачи Индии сдвигаются, теперь она состоится не раньше лета 2013 года.
Так что торжественная передача корабля индийскому флоту, которая была запланирована на 4 декабря 2012 года, снова откладывается, хотя первоначально «Викрамадитью» должны были сдать Индии еще в 2008 году.
Авианосец «Викрамадитья» с совместным российско-индийским экипажем вышел на ходовые испытания в Белом море 8 июня 2012 года. На все испытания было отведено 120 суток. После корабль должны были передать индийским ВМС по контракту 2004 года. Параметры контракта по ремонту и модернизации бывшего «Адмирала Горшкова» менялись несколько раз. И в итоге с первоначальной суммы в $750 млн стоимость модернизированного, а по сути построенного заново, корабля достигла $2,3 млрд.
"Адмирал Горшков", именовавшийся прежде "Баку", в состав Северного флота был введен в 1987 г. После ремонта и переоборудования полное водоизмещение авианосца составило 45 тыс. т, наибольшая длина — 283,5 м, максимальная ширина — 59,8 м. Корабль может нести 30 летательных аппаратов, включая палубные истребители МиГ-29К и вертолеты. Численность экипажа корабля — 1924 человек.
"Викрамадитья" на якоре в Белом море Фото thehindu.com
P.S. Очередная задержка с поставкой в Индию авианосца "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков") не идет на благо двустороннему оборонному сотрудничеству, считает известный индийский дипломат и эксперт по вопросам международной безопасности Мелкулангара Бхадракумар (Melkulangara Bhadrakumar).
"Если быть кратким, это очень прискорбное событие. Авианосец — не просто отдельно взятая боевая единица: ввод этого корабля в строй имеет ключевое значение для индийской программы модернизации вооруженных сил, которая определяется стратегической обстановкой. Я боюсь, индийская программа теперь нуждается в очередном пересмотре, и это очень чувствительный вопрос для индийского стратегического планирования", — сказал Бхадракумар.
Эксперт указал, что отсрочки передачи авианосца "Викрамадитья", независимо от причин, создают проблему доверия. "Они не идут на благо долгосрочному российско-индийскому оборонному сотрудничеству, особенно когда две страны приступают к ультрасовременным проектам, таким как самолет пятого поколения".
По его оценкам, после всех проблем Индии приходится платить за "Горшкова" намного больше, чем было предусмотрено, когда изначально планировалась сделка.
"Будет прискорбно, если российская сторона станет успокаивать себя тем, что имеет привилегированный статус "особого поставщика" вооружений на индийский рынок. Я видел недавние заявления российской стороны, которые позволяют сделать вывод, что русские фактически уверены в том, что их привилегированное положение будет вечным. Но оборона — это вопрос национального выживания, и здесь нет места сантиментам", — добавил эксперт.
"Индийский оборонный рынок все шире открывается, и тендер на поставку новых истребителей для индийских ВВС (его выиграл французский истребитель "Рафаль", который оттеснил российских и американских конкурентов) продемонстрировал, что побеждают качественная продукция и надежные поставщики", — говорит Бхадракумар.
ria.ru