Рада. Последняя осень

35

Верховная рада вернулась с каникул. 4 сентября открылась последняя для VI созыва парламентская сессия. Правда, пленарное заседание долго не длилось: нардепы взяли тайм-аут на дополнительные размышления о будущей повестке сезона. Судя по всему, она будет примечательной – уж очень этому способствует горячая предвыборная пора.
Официальный фальстарт
Торжественность открытия последней для нынешнего состава ВРУ сессии 4 сентября несколько пострадала от краткости вседепутатской встречи. Значимость ближайших месяцев парламентской работы трудно недооценить. Народным избранникам предстоит утвердить бюджет на следующий год, дать путевку в жизнь ряду давно обещанных инициатив, а заодно – сделать все возможное для того, чтобы не обидеть собственные рейтинги в разгар избирательной кампании. Но, несмотря на то, что большая часть парламентариев, очевидно, уже расписывают громадье законодательных планов на ближайшие месяцы, взяться за работу с места в карьер Верховной раде не удалось.

Как выяснилось 4 сентября, каникул, подготовительной работы и проведенного накануне заседания согласительного совета глав фракций и председателей комитетов для того, чтобы сформулировать повестку сессии "под ключ" было недостаточно. 3 сентября спикер рассказал, что, если следовать предварительным наметкам и намерениям, парламент ждет крайне напряженная работа. Предварительно в проект повестки дня было включено 898 вопросов, 86 из которых планировалось решить уже в течение первой пленарной недели. "К этому количеству законопроектов можно прибавить и альтернативные — в итоге выйдет, что мы должны рассмотреть значительно больше документов, чем было на предыдущей сессии", — пояснял Владимир Литвин.
Обилие проблем, требующих скорейшего решения, может объясняться по-разному: как желанием народных депутатов подтянуть накопившиеся за годы работы "хвосты", так и суровыми требованиями предвыборных реалий, пробуждающих желание претворить в жизнь хотя бы часть электорально привлекательных инициатив. В силу этого предварительная версия повестки в ходе согласительного заседания подвергалась критике. "Будет идти предвыборная кампания, и многие депутаты будут использовать работу в парламенте для предвыборной агитации. Кроме того, специалисты фракции Партии регионов насчитали в предложениях к повестке XI сессии 64 закона, являющихся либо популистскими, либо направленными на какой-то конкретный округ", — переживал глава фракции ПР Александр Ефремов.
Сложно сказать, какие именно 64 проекта готовы забраковать представители Партии регионов, но проект повестки дня действительно представляет собой интересное зрелище. В два месяца депутаты хотят и разобраться с самыми "громкими" вопросами (вроде первого этапа ограничения/отмены депутатской неприкосновенности), и пересмотреть ряд недавно принятых законов (от закона об основах языковой политики до коррекции правил видеонаблюдения на участках), и выполнить все пожелания правительства с президентом, и порадовать избирателей. В базовой версии вариант повестки дня кажется апофеозом невиданной чуткости. Избранники народа готовы напоследок облагодетельствовать источник власти как "точечно" (предлагая "персональные" законы для городов-героев Керчи, Одессы, Севастополя или же законодательно определить "специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития Одесской области"), так и полномасштабно. Парламентские силы почти дружно (а в особо привлекательных случаях – еще и в параллельном режиме) были бы не прочь, например, ввести мораторий на поднятие коммунальных тарифов, поразвивать науку, поддержать сельское хозяйство – то есть, выполнить как можно больше желаний людей одним махом. Включая и желания, встречающие неоднозначную реакцию. "Люди требуют введения монополии на производство и продажу алкоголя, а также принятия законопроекта №8711 "О запрете пропаганды гомосексуализма", — делился 3 сентября народными пожеланиями Петр Симоненко.
Как бы то ни было, усреднить желаемое и хотя бы теоретически возможное к началу сессии в Верховной раде не успели. Первое пленарное заседание продлилось около 20 минут – после открытия сессии и напутственного выступления премьера депутаты поддержали проект постановления, суть которого – отправка парламентариев на двухдневную работу в комитетах и фракциях с тем, чтобы вопреки расписанию к пленарному режиму вернуться только в четверг, 6 сентября. Именно к этому дню нардепы планируют закончить-таки подготовку повестки дня и взяться за законодательную работу. Хотя последняя в начавшемся сезоне, скорее всего, будет довольно специфична.
Все во благо выборов?
Еще за некоторое время до начала сессии спикер прогнозировал, что парламенент ожидает горячая пора. "Будут попытки использовать трибуну Верховной рады Украины для того, чтобы донести свои месседжи, проагитировать за себя. Особенно со стороны тех депутатов, которые зашли в партийные списки и которые имеют все шансы снова быть в Верховной раде Украины… абсолютно понятно, что чрезвычайно жесткие и сложные будут дебаты в стенах Верховной рады", — сравнительно обтекаемо формулировал председатель ВРУ, пресс-служба которого уже успела поспорить с оппозицией из-за того, что именно можно считать агитацией на официальном сайте Рады. 4 сентября главный парламентарий высказался более жестко. "Задача Верховной Рады сохранить парламент в состоянии рабочего диалога… Важно не допустить конфликтов, на которые мы с вами мастера, и не скатиться до популизма. Важно принять крайне важные решения и заняться подготовкой бюджета", — так Владимир Литвин поставил перед коллегами задачу, открывая новую сессию.
Даже проект повестки дня подсказывает, что ближайшие месяцы парламентской работы могут оказаться весьма насыщенными событиями. Как минимум, перед народными избранниками стоит несколько задач, избежать выполнения которых трудно. Традиционно главной осенней задачей ВРУ может стать принятие бюджета. Кабмин обещает направить базовый вариант главной сметы государства в парламент уже в середине сентября и надеется, что утвердит документ еще нынешний созыв. В Верховной раде, в свою очередь, не спешат жестко утверждать календарные границы принятия важного решения даже во фракции ПР. Ее лидер Александр Ефремов считает, что "логичнее было бы рассмотреть бюджет текущим парламентом в ноябре после выборов". С одной стороны, затягивание бюджетного процесса – стратегия небезопасная (хотя такое с отечественным парламентом случается и без форс-мажоров вроде выборов). С другой стороны, утверждение доходов и расходов в разгар избирательной кампании может оказаться тем еще соблазном для народных избранников, желающих не прерывать стаж парламентской работы…
Длинный перечень старых и новых проектов законов, требующих рассмотрения, пополняет и Банковая. О том, что пакет "пожеланий" к парламенту президент уже направил в ВРУ рассказал Юрий Мирошниченко. Но сложно оценить, насколько гарант готов довериться нардепам. "По моему мнению, открытие очередной сессии, как и вся ее дальнейшая работа, будут обременены предвыборной агитацией и популизмом, что очень часто напоминает шоу. Все же я надеюсь, что мы избежим ситуации, когда добросовестная законотворческая деятельность будет подменена предвыборным популизмом и грязным пиаром", — рассчитывает на лучшее представитель главы государства в Верховной раде.
Несмотря на важность ряда решений, принятие которых требуется от парламента, особенности депутатской работы, по всей вероятности, во многом будут определяться законами предвыборного времени. Так, в правящем лагере признают, что предпочли бы пока избежать реализации самых проблемных (и, надо полагать, сомнительных в рейтинговом отношении) – принятия Жилищного и Трудового кодексов, а также открытия рынка земли. Скорее всего, ближайшие два-три месяца парламентской работы будут посвящены не обязательно более "невинной" (тот же скандальный законопроект о собраниях в проекте повестки дня присутствует, да и о тяге к защите общественной морали забывать нельзя) работе, но, скорее всего, она будет чутко ориентирована на пожелания ядерных групп избирателей той или иной силы. Впрочем, не все законодатели вообще планируют уделять время парламентской работе. "Мы идем на округа и едем к людям для победы, мы также оставляем ряд наших депутатов в стенах парламента для того, чтобы фиксировать нарушения действующего законодательства при принятии законов. Потому что мы придем в следующую Раду и отменим все антиукраинские-антинародные законы", — разъяснил оппозиционные планы на сезон Арсений Яценюк. Стоит заметить, что к самоограничению законодательных прав "меньшевики" подходят серьезно – они не прочь отозвать все свои проекты, полагая, что нынешнее большинство их поддерживать все равно не будет.
Круг непосредственных интересов "большевиков" и парламента в целом станет известен уже в ближайшие дни – если к 6 сентября избранники народа успеют, наконец, "усреднить" планы на сессию. Но даже если самые популистские или "узко окружные" законопроекты будут отсеяны, маловероятно, что нынешний парламентский сезон лишится настойчивого привкуса выборов – слишком уж удобным инструментом для работы над рейтингом может быть кнопка, нажатая вовремя. А с последствиями проголосованного в последние месяцы в любом случае предстоит сосуществовать уже несколько иному созыву.
Ксения Сокульская

 

Поделиться:
Загрузка...