Подготовка к выборам в украинском парламенте идет полным ходом. В один день ВРУ подняла два проблемных вопроса – статус языков и отмену депутатской неприкосновенности. Вспомнив о старом законопроекте президента, взяться за поправки к Конституции большинство хочет уже в июле.
Все новое – это плохо забытое старое?
Для народных депутатов VI созыва 25 мая стало воистину урожайным днем. Тогда среди прочих в повестку дня попали сразу две "вечнозеленых" для отечественного парламентаризма темы – проблема статуса русского языка и ограничения депутатской неприкосновенности. И если "Битва за язык" голосованием так и не увенчалась, то к пересмотру собственных привилегий нардепы стали все-таки на полшага ближе.
На протяжении многих лет обещание отмены депутатской неприкосновенности уже успело превратиться в предвыборное правило хорошего тона. К проблемной теме разные политические силы обращались неоднократно и в межвыборное затишье, да и редкая избирательная кампания могла обойтись без заманчивого обещания. С точки зрения имиджевой теории отмена неприкосновенности традиционно воспринимается как практически беспроигрышный лозунг. Формально свое "Добро!" на такой шаг народ дал еще в ходе небесспорного референдума 2000 года, когда "отменный" пункт собрал 89 процентов "за". На практике же до сих пор парламентарии так и не нашли в себе силы для последовательного претворения давнего намерения в жизнь. Но обещать это сделать не перестают.
В очередной раз тема отмены неприкосновенности в отечественном парламенте ожидаемо всплыла в канун выборов-2012 и стала одной из определяющих майских политтем. Причем за внесение лепты в разрешение извечно спорного вопроса большинство и меньшинство взялось практически одновременно, вот только в ПР решили вернуться к своей былой инициативе, а оппозиция пообещала собрать нужное для представления альтернативного документа количество подписей. Разница в подходах объясняется просто: давнее, еще от 2008 года, предложение "регионалов" (авторами которого являлись тогда еще нардепы Виктор Янукович и Александр Лавринович), по мнению "меньшевиков", обещает не полноценную отмену неприкосновенности, а лишь ее ограничение, и то – неприкосновенности исключительно депутатской. Тогда как фракции оппозиции готовы бороться за всеобщую "прикасаемость" – не только нардепов, но и президента вкупе с судьями, как то и обещает программа объединившихся оппозиционеров. Однако пока победил первый подход. 24 мая народные избранники проголосовали за продолжение работы над предложением 2008 года. Теперь предполагается, что в ближайшее время все фракции должны до 7 июня предоставить свои поправки к законопроекту №3251 с тем, чтобы они были обработаны профильными комитетами, предоставлены для вседепутатского изучения, 5 июля – рассмотрены парламентом и при благополучном исходе – поддержаны, а уже на следующей сессии – "контрольно" проголосованы конституционным большинством голосов.
Несмотря на то, что оппозиционеры готовы работать над своей версией отмены всеобщей неприкосновенности, идея о доработке проекта Януковича-Лавриновича снискала практически повальную поддержку – 24 мая "тематическое" постановление собрало впечатляющие 384 голоса. Готовность депутатов взяться за старый проект может объясняться несколькими причинами. Не последнее место среди них, вероятно, занимают и технические – в 2010 году законопроект №3251 уже прошел через горнило Конституционного суда, чего требует процедура внесения поправок в Основной закон. С другой стороны, решение поддержать отправку законопроекта на доработку может также объясняться желанием политсил внести в него соответствующие своим взглядам редакционные правки, тогда как отказ участвовать в рассмотрении острого вопроса может не слишком привлекательно выглядеть в глазах избирателей…
В любом случае, до внесения корректив предложение нынешних главы государства и министра юстиции и в самом деле выглядит своеобразным ограничением неприкосновенности. Так, сейчас статья 80 Конституции Украины предполагает, что "народные депутаты не могут быть без согласия Верховной рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы". Базовый "отменный" законопроект несколько смещает технические акценты депутатской подответсвенности. "Народный депутат Украины не может быть без согласия Верховной рады Украины задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда против него", — гласит новелла, рассмотреть которую депутаты планируют в июле. Важно отметить, что подобное будущее пока может ожидать исключительно нардепов – аналогичную поправку, касающуюся уточнения границ неприкосновенности президента, КСУ в 2010 году "завернул". С одной стороны, подобная версия Основного закона открывает дорогу беспрепятственному возбуждению уголовных дел против народных избранников. С другой – от открытия дела до обвинительного приговора – путь неблизок, и в случае принятия подобной нормы Верховная рада останется при рычагах влияния на коллег, получая немалую фору для принятия решения о снятии неприкосновенности.
Боязнь прикосновения
О том, какие именно трансформации может претерпеть инициатива большинства к 5 июля, пока судить рано. Тем более что успешное прохождение любого "неприкосновенного" законопроекта через все необходимые этапы процедуры мало у кого вызывают сомнения.
Многие эксперты сходятся во мнении: возрождение темы отмены неприкосновенности – это не более чем предвыборный пиар-шаг. "Я считаю, что сейчас власть не заинтересована в отмене депутатской неприкосновенности и боится этого, как и оппозиция. Поэтому подобные предложения – это просто основания для различных спекуляций", — убежден политолог Александр Палий. Примечательно, что политики точку зрения специалистов нередко разделяют. "Два года Партия регионов вообще не упоминала о неприкосновенности, а теперь вспомнила. Мы понимаем, что есть три темы, которые, по их мнению, помогут им выиграть выборы. Это социальные инициативы с доплатами пенсионерам и ветеранам, закон о языке и о снятии неприкосновенности", — оценивает чужие козыри вице-спикер Николай Томенко. "Я убежден, что каждый из вас в душе… категорически против этого", — обратился недавно к коллегам Владимир Литвин, который призывал депутатский корпус "не обманывать людей". "Я считаю, что это электоральная суета; к тому же в зале не будет 300 голосов для окончательного решения", — уверен в бесславном исходе голосования и "регионал" Василий Грицак.
Подобное политическое единодушие может объясняться несложно: несмотря на все заверения о необходимости отменить несправедливые нормы, депутатская неприкосновенность – это не та привилегия, от которой легко отказаться. "Никакого снятия неприкосновенности не будет. Потому что это главный мотив, ради которого люди сейчас идут в Верховную раду. Это то, что прикрывает их от произвола власти — Кучмы, Ющенко или Януковича", — считает директор Социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. Стоит отметить, что в сложившейся на сегодня ситуации наибольший урон от отмены депутатской неприкосновенности могут понести оппозиционеры, среди которых уже сейчас есть фигуранты уголовных дел, возбужденных, в том числе, и по итогам парламентских "боев". Собственно, в оппозиции этого и не отрицают. Так, например, Арсений Яценюк еще в начале мая опасался, что в Партии регионов будут "делать шоу по поводу отмены депутатской неприкосновенности для того, чтобы пересажать всех депутатов оппозиции, которые еще ходят на свободе". Вероятно, именно потому в парламентском меньшинстве предпочли бы принять такие поправки к Конституции, которые вернули в зону риска не только народных депутатов…
Впрочем, не стоит забывать о том, что отмена депутатской неприкосновенности может стать оружием, опасным для многих – особенно в свете возвращения "мажоритарки", победители выборов по которой могут быть более уязвимы и менее устойчивы к давлению. Если учесть, что результат пропорциональной части приближающихся выборов сейчас сложно прогнозировать, то, вероятнее всего, при формировании будущего большинства депутаты-"мажоритарщики" и без отмены неприкосновенности рискуют превратиться то ли в канат для перетягивания, то ли в переходящее почетное знамя, как это было в 2002 году.
Отмена депутатской неприкосновенности – вопрос уже давно наболевший. Однако в украинских реалиях он продолжает балансировать на тонкой грани между "Нельзя потворствовать безнаказанности!" и "Против оппонентов все средства хороши". О необходимости ограничить неприкосновенность политологи говорят уже давно и много, но ситуация по-прежнему болезненно зависима к деталям. "Нам необходимо ограничение депутатской неприкосновенности, потому что в нынешнем формате она абсолютна и не соответствует европейским стандартам. Но делать это надо в таких условиях, когда сами депутаты не будут ощущать для себя угроз, когда не будет проблем с функционированием демократии и не будет дополнительного политического напряжения при законодательном рассмотрении этого вопроса", — отмечает глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Однако настолько вдумчивое изменение Конституции требует не только усилий и 300-голосового консенсуса, но и менее накаленной политической обстановки. А при нынешнем положении дел парламентариям будет весьма непросто искать компромисс, вместо того чтобы провести ключевые голосования по безрезультатной, но рекламно привлекательной схеме "Мы же хотели – но нам не дали!".
Ксения Сокульская