Устаревшие в космосе

10

Авария ракеты «Союз» на прошлой неделе является лишь последней из целой серии позорных аварий российской космической отрасли, страдающей от проблем качества и устаревшего оборудования. В условиях отсутствия другого способа доставки космонавтов на орбиту работа Международной космической станции теперь под вопросом.

Жители Алтайских гор в Сибири считаются бережливыми и крепкими. В конце лета многие из них живут за счет сбора ягод и кедровых орехов.

Они также привыкли к тому, что в лес падают горящие остатки отработанных ступеней ракет после запусков космических кораблей. Когда в середине прошлой недели над тайгой можно было наблюдать огромный пламенный шар, жители села Каракокша не забеспокоились. «Я была дома, когда почувствовала дрожание», — сообщила Елена, 26-летняя местная жительница с темными волосами, собранными в хвостик. Она услышала грохот и легла спать.

На самом деле Елена наблюдала за катастрофой. После отказа российская ракета «Союз» разбилась вместе с беспилотным грузовым кораблем «Прогресс-М». Взрыв был слышен в радиусе 100 километров, сообщила государственная «Российская газета» с раздражением.

Неудачное время

Авария пошатнула уверенность людей в стареющих российских технологиях, что крайне важно для будущего пилотируемых полетов в космос. Катастрофа не могла случиться в более неподходящее время. В июле американское космическое агентство НАСА завершило полеты своих изношенных космических шаттлов. С тех пор Россия является единственной страной, обладающей способностью регулярно доставлять людей на орбиту. Стабильная работа МКС невозможна без ракет «Союз», которые были введены в эксплуатацию в 1973 году и до этого момента являлись самыми надежными в мире.

Западные космические агентства обеспокоены развитием событий. «Конечно, нас очень волнует то, что ракета, столь надежно работавшая несколько десятилетий, вдруг совершила неудачный запуск», — заявил Томас Рейтер, директор пилотируемых полетов в Европейском космическом агентстве, в интервью SPIEGEL.

Публично федеральное космическое агентство «Роскосмос» настаивает на том, что хочет «безусловно» выполнить все свои обязательства по программе МКС. Однако в понедельник начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов сообщил, что «старт очередной экспедиции с тремя космонавтами на Международную космическую станцию перенесен с 22 сентября на октябрь-ноябрь текущего года». Москва сначала хочет провести один-два пробных запуска беспилотных кораблей. Только после этого комиссия назначит дату возобновления запусков пилотируемых кораблей.

Возвращение трех космонавтов с МКС также перенесено с восьмого сентября примерно на неделю. Руководитель программы МКС в Национальном аэрокосмическом агентстве США Майкл Саффредини заявил журналистам в понедельник, что МКС может быть временно оставлена без экипажа, когда оставшиеся три космонавта будут возвращены на Землю в середине ноября.

Пошатнувшаяся уверенность в себе

Проблемы с почти сорокалетней ракетой «Союз» отбрасывают тень на амбициозные планы России в космической сфере. Кремль годами вынашивал мечту по разработке программы управляемого полета на Марс. Российские ученые работают над разработкой нового типа движения с помощью ядерной энергии для данной цели. Российские эксперты планируют начать строительство постоянной базы на Луне в 2035 году, с долгосрочными планами по разработке месторождений полезных ископаемых на спутнике Земли.

Но серия неудач за последние несколько месяцев несколько снизила у космической державы уверенность в себе. Авария «Союза» является четвертой престижной миссией, обернувшейся провалом. В Роскосмосе есть проблемы с качественным менеджментом и контролем качества запчастей.

Ракета «Протон-М» разбилась в море, потому что «какой-то идиот» переполнил бак, согласно источнику в Роскосмосе. После, программное обеспечение ракеты «Рокот», созданное украинским поставщиком «Хартрон», не сработало. За несколько дней до аварии ракеты «Союз» Москва даже запросила американскую помощь в поисках телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМ-4», который потерялся после запуска на орбиту.

Российская космическая индустрия теперь платит за провалившиеся реформы 90-х. В то время целое поколение молодых специалистов либо уехало работать за границу, либо поменяло профессию. Если бы они остались, сегодня они были бы на пике своих карьер. Ко всему прочему, оборудование на заводах по сборке ракет безнадежно устарело.

Устаревшая рбочая сила

На заводе «Энергомаш» в пригороде Москвы знаки прогресса и упадка видны одновременно. ФСБ, российская секретная служба, интенсивно проверяет иностранных гостей компании перед визитом – этот процесс обычно занимает несколько месяцев. Более пяти тысяч человек работают в здании над двигателем ракеты РД-180, российским экспортным успехом космического сектора.

Двигатель высотой 3,5 метра и весом более пяти тонн является модернизированной версией ракетного двигателя из 70-х. Он считается настолько надежным, что даже американцы закупают его для использования на своих ракетах «Атлас».

С 2001 года «Энергомаш» увеличил цену двигателя с четырех миллионов долларов до 12 миллионов. «Энергомаш» является крупной компанией в России, которая хочет диверсифицировать свой экспорт, занимаясь не только традиционными нефтью и газом. Внутри здания фабрики герои социалистического прошлого изображены на цветных изображениях на стенах коридоров, включая молодого Юрия Гагарина, первого советского космонавта.

Но настоящее выглядит куда менее оптимистичным. Средний возраст мужчин и женщин, собирающих двигатели, за 50 лет. Инженер «Энергомаша» получает эквивалент одной тысячи евро в месяц. В городе-космополите Москве «лишь пенсионеры» стали бы работать за такие копейки, восклицает ракетный специалист Виктор Мясников.

История одинакова по всей стране, где средний возраст менеджеров в индустрии — около 50 лет, а когда дело доходит до ученых, то средний возраст – 63 года.

Плохая проверка

Неряшливая работа также является проблемой. Когда в декабре некорректно заправленная ракета «Протон-М» упала в Тихий океан, утопив три навигационных спутника, выяснилось, что Роскосмос не застраховал адекватно груз, ценность которого составляла более 50 миллионов долларов. В результате расследования выяснилось, что дефективная ступень ракеты не была должным образом протестирована.

Российский президент Дмитрий Медведев, любящий восхвалять Россию, называя ее номером один в космических запусках, ответил, сделав примером двух высокопоставленных чиновников космической отрасли. Сначала он уволили главного дизайнера производителя космических кораблей «Энергии», а потом и главу Роскосмоса.

Не все, правда, убеждены подобными движениями. «Махать шашкой в этом случае, наверное, все-таки не стоит», — считает Константин Крейденко, специалист журнала «Вестник ГЛОНАСС». «Ведь убрав нынешних специалистов-ракетчиков, новых мы не найдем».

Бенджамин Биддер

Поделиться:
Загрузка...