Почему российскую космическую отрасль преследуют неудачи

12

Российскую космическую отрасль преследуют неудачи.

"Прогресс М-12М". Фото federalspace.ru

В среду произошла авария с космическим грузовиком «Прогресс М-12М», который вез запасы на МКС.

Ракета-носитель "Союз-У" стартовала в среду с космодрома Байконур. Однако при запуске произошла нештатная ситуация и фрагменты космического грузовика упали в Чойском районе Республики Алтай.

В первые часы после аварии удалось поговорить с об этих проблемах с заместителем генерального конструктора РКК "Энергия" Валерием Рюминым, космонавтом, на счету которого четыре полета на орбиту, в том числе и на борту шаттла Дискавери.

— Валерий Викторович, в связи с неудачным впервые за много лет запуском Прогресса, объясните пожалуйста, что на Ваш взгляд произошло. Как я понимаю с ракетой, с «Союзом-У» случились какие-то проблемы. По вашему мнению, с чем может быть связан такой неудачный запуск?

— Ну, разгонного блока там нет. Если в Тайгу, то это, похоже, третья ступень или вторая. Ну, бывает, что ж? Прогрессов пусков было больше сотни, и это первый случай, когда авария такая случилась.

— Да, в том-то все и дело.

— Но это вина не прогресса, я так понимаю, а вина ракеты-носителя.

— Да. И вы знаете, в связи с этим возникают вопросы, потому что там были проблемы и у Протонов, хоть их и делают совсем другие люди.

— Там совсем другое дело – там был, действительно, разгонный блок, как бы, четвертая ступень, а здесь такого блока нет, поэтому здесь эти вещи никак не связаны. Ну и просто не связаны. Их разные совсем фирмы делают. Здесь ракету делает Самара (ГНПРКЦ "Прогресс", авт.), а там – «Хруничев»(ГКНПЦ им. Хруничева, авт.) . Поэтому их объединять одним совершенно образом нельзя. Единственное только, что одинакова авария что там, что здесь. Ну а так, совершенно разные.

Спутник "Экспресс-АМ4"

— Поэтому, собственно, неспециалисты вот такие как я, они сразу задаются вопросом: а не может быть это проблема с подготовкой к полету уже на космодроме?

— Ну, это, видите, это комиссия должна сказать, которая будет разбираться в этом. Но маловероятно вообще, что это связано с подготовкой. Потому что это какой-то технологический дефект при изготовлении ракеты, мне так кажется. А вообще, будет работать комиссия, она, конечно, разберется. Если это упало, то будет материальная часть найдена. Ну, кроме телеметрии, это поможет точно определить причину неисправности.

— На ваш взгляд, за последние несколько лет качество работы предприятий и сборки изменилось? Происходит смена поколений, уходит старый персонал, появляются новые, может быть, менее опытные?

— Качество, конечно, ухудшается – это надо признать. И это, на самом деле, так. Потому что, конечно, контроль стал гораздо менее тщательный, чем это было в те далекие советские времена. Потому что тогда там была военная приемка кроме ОТК. ОТК было и кроме этого была военная приемка. И сейчас ее практически нет. ОТК осталось, конечно, но военной приемки нет, а это был, все-таки, тоже еще один барьер, который был весьма полезный.
Со специалистами, конечно, проблема есть. Ну, сейчас, наверное, получше ситуация – сейчас народ уже идет сюда. А, вот, когда лет 15-20 назад, когда началась Перестройка, то, конечно, провалился целый слой специалистов – он ушел. Зарплат здесь у нас не было совсем, платили копейки и поэтому остались только энтузиасты. И очень много специалистов хороших ушли во всякие другие направления деятельности.

— Валерий Викторович, вы знаете, вот странная история. Сразу возникает неприятный вопрос: из-за того, что сейчас несколько подряд стартов прошло неудачных, может Россия потеряет какие-то заказы на запуск спутников? Потому что у нас же, ведь, еще и международные, в общем, отношения и контракты немалые.

— Ну, это всякое может быть. Но я не думаю, что это будет. Все понимают, что в нашем деле это может случаться, могут случаться такие вещи как авария. И на это, в общем-то, закладывается, страхуют все.

— Американцы к этому относятся спокойно?

— Ну, спокойно. У них тоже аварии бывают постоянно – тут ничего удивительного нет. А американцам вообще деваться некуда – кроме как на Союзах им летать не на чем сейчас.

— Последний вопрос. Скажите, такие вот аварии… А если бы речь шла о запуске пилотируемого корабля? Ведь, такая авария – она же угрожает и жизни космонавтов.

— Да, конечно, угрожает. Там есть система аварийного спасения, и можно надеяться, что она бы спасла экипаж. Но могла и не спасти, потому что все зависит от того, куда он будет садиться. Если он будет садиться в Тайгу куда-нибудь в болота, ну, может, спасется, а, может, и не спасется. Это дело такое, сами понимаете, что у нас были случаи аварий, когда… Сейчас, дай бог памяти. Когда экипаж Лазарев и Макаров из-за аварии второй ступени, приблизительно в это же время они загремели тогда в Алтай и чудом спаслись, (речь идет о неудачном запуске Союз 18-1 5 апреля 1975 г. авт.) по сути дела, там перегрузка была жуткая, 22G и они сели на склон горы, и хорошо зацепились парашютом за какое-то там дерево. А могли бы скатиться и, конечно, погибнуть. Поэтому, конечно, аварии не исключаются.

Тимур Олевский

Поделиться:
Загрузка...