В скором времени на верфи компании Newport News Shipbuilding начнется строительство 10-й по счету атомной ударной многоцелевой подводной лодки USS Minnesota (SSN 783) класса Virginia.
АПЛ Virginia Фото oborona.ru
АПЛ имеет длину 115 м, водоизмещение 7800 т, глубину погружения более 240 метров и способна развить крейсерскую скорость под водой в 30 узлов.
Субмарина этого класса оснащена реактором, который не требует дозаправки ядерным горючим за весь период эксплуатации. Всего планируется построить 30 лодок класса Virginia.
Подводные лодки типа Virginia — новейшие многоцелевые АПЛ ВМС США. Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Кроме стандартного вооружения, АПЛ имеет также оборудование для специальных операций – необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой ПЛ.
Подводное водоизмещение лодки – 7800 т, длина – 115 м, ширина – 10,4 м. Скорость полного хода составляет 32 узла, экипаж – 113 человек, глубина погружения – до 500 м. Вооружение состоит из четырех 533-мм торпедных аппаратов и 12 вертикальных пусковых установок для крылатых ракет Tomahawk.
Проектирование данных субмарин началось в конце 1980-х годов. Головная лодка нового типа – SSN 774 Virginia вошла в состав ВМС США в 2004 г. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет американский флот получит 30 лодок этого типа, которые заменят АПЛ типа Los Angeles, строившиеся с 1976 по 1996 гг. Первоначально планировалось замена АПЛ типа Los Angeles на АПЛ типа Seawolf («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа Virginia.
Уровень шумности АПЛ класса «Вирджиния» находится на уровне АПЛ «Сивулф», и более низкий чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО — «Improved Akula»). Для достижения этого уровня в конструкции «Вирджиния» используются новые «глушащие» покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Для уменьшения уровня шума гребной винт установлен в кольцевом обтекателе (фенестроне) глубиною примерно соответствующей диаметру винта.
АПЛ Hawaii (на втором плане) типа Virginia проходит мимо первой атомной подводной лодки Nautilus (на первом плане), превращенной в музей.
Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер используется в качестве дальномера.
SSN 777 NORTH CAROLINA media.primezone.com
SSN 777 NORTH CAROLINA media.primezone.com
SSN 777 NORTH CAROLINA media.primezone.com
Для обнаружения мин используется необитаемые автоматические аппараты с временем автономной работы до 18 часов и разрешающей способностью сонара 10 см. За рубкой находится шлюзовая камера через которую могут выйти на поверхность 9 боевых пловцов. При проектировании этой АПЛ была использована САПР CATIA. В первые в США при проектировании АПЛ не использовались бумажные чертежи. АПЛ имеет модульную архитектуру позволяющюю в дальнейшем менять некторые элементы её конструкции.
Реактор S9G производства GE способен работать без замены топлива 33 года.
Технические характеристики атомной подводной лодки «Virginia» (SSN-774):
Длина: 377 футов (115 метров)
Ширина: 34 футов (10,4 м)
Водоизмещение — 7800 тонн;
Судовая силовая установка — ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость — 32 узла;
Глубина погружения — 250 м;
Экипаж: 113 чел.
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk» -12;
Торпедных аппаратов 533 мм — 4;
Программа создания ударных многоцелевых АПЛ класса Virginia была запущена в 1998 г., в настоящее время в боевой состав подводных сил ВМС США входят 5 лодок данного класса, еще 6 единиц находятся на различных этапах строительства. График реализации программы предусматривает строительство лодок тремя сериями, первая и третья из которых дополнительно разделены на две подсерии. Первоначально этот график выглядел следующим образом:
1-я серия, 1-я подсерия: 4 единицы, 1998-2008 гг.;
1-я серия, 2-я подсерия: 6 единиц, 2003-2014 гг.;
2-я серия, 3-я подсерия: 7 единиц, 2009-2019.гг.;
3-я серия, 4-я подсерия: 9 единиц, 2014-2023 гг.;
3-я серия, 5-я подсерия: 4 единицы, 2019-2025 гг.
SSN 775 TEXAS media.primezone.com
SSN 775 TEXAS media.primezone.com
SSN 775 TEXAS media.primezone.com
При строительстве лодок 1-й серии основное внимание уделялось отработке производственных технологий с целью сокращения сроков и уменьшения стоимости работ. Первые значительные результаты в этом направлении проявились при постройке подводной лодки New Hampshire, пятой по счету лодки класса Virginia. К этому времени, за счет установки высокопроизводительного оборудования, был полностью отработан метод крупноблочного строительства субмарин. Использование кранов грузоподъемностью две тысячи тонн позволило перейти к монтажу корпуса лодки из четырех блоков, в то время как предыдущие лодки собирались из десяти блоков. Благодаря совершенствованию технологических процессов, удалось завершить строительство лодки New Hampshire за шесть лет, т.е. на год раньше, по сравнению с АПЛ более ранней постройки. Эта лодка была сдана заказчику в августе 2008 г. На практике была доказана эффективность производственной кооперации между фирмами Electric Boat Corporation и Northrop Grumman Newport News, которые делят между собой изготовление различных конструкционных элементов лодки, а окончательную сборку и оснащение, испытания и сдачу готовых субмарин производят поочередно. Такое использование принципа двух верфей считается целесообразным с точки зрения резервирования производственного потенциала, необходимого для продолжения строительства атомных подводных лодок даже в случае временного или полного выхода из строя одной из верфей.
USS North Carolina media.primezone.com
Подводные лодки типа Virginia 3-й подсерии, т.е. те субмарины, закладка которых запланирована на 2009-2013 гг., подвергнутся значительной модернизации с целью сокращения сроков и стоимости строительства как самих АПЛ, так и уменьшения последующих эксплуатационных расходов. Наиболее значительным изменениям подвергнется носовая часть лодки, где появится новое гидролокационное оборудование и пусковые шахты для крылатых ракет Tomahawk. Что касается гидролокационного оборудования, то на смену сонару традиционной сферической формы с активно-пассивными датчиками-преобразователями приходит новый носовой крупноапертурный гидролокатор Large Aperture Bow (LAB) Sonar Array, состоящий из двух основных компонентов: пассивной антенной решетки на основе использования гидрофонов (система позаимствована у АПЛ типа Seawolf) и активной антенной решетки среднечастотного диапазона. Срок службы гидрофонов совпадает с полным жизненным циклом всей лодки, т.е. рассчитан на 30 и более лет, тогда как датчики требуют замены приблизительно через 17 лет эксплуатации. Если учесть, что каждый из датчиков стоит более $5000, и таких датчиков требуется более тысячи штук, а каждый из 1800 используемых гидрофонов стоит всего около $600, то достигаемая с использованием новых технологий экономия становится очевидной. Новое гидролокационное оборудование обеспечивает более высокие характеристики при работе в пассивном режиме и не уступает прежнему сонару при работе в активном режиме.
Поскольку новый гидролокатор требует меньше места для его размещения, появилась возможность заменить 12 индивидуальных пусковых установок для крылатых ракет на две шахты большого диаметра, каждая из которых рассчитана на шесть ракет. Такое решение было впервые реализовано при перевооружении четырех лодок типа Ohio с баллистических на крылатые ракеты. Для этого на них было оборудовано 22 шахты большого диаметра, каждую из которых снарядили семью крылатыми ракетами.
Схема замены гидроакустической станции и пусковых установок крылатых ракет на строящихся АПЛ типа Virginia.
Поскольку корпус лодки типа Virginia имеет меньший, по сравнению с лодкой типа Ohio диаметр, то глубина шахт и, соответственно длина контейнеров для ракет оказалась несколько меньше, однако степень унификации между этими двумя системами остается очень высокой. На подлодках типа Virginia шахта снаряжается только шестью ракетами. Центральный контейнер используется для обеспечения доступа к крылатым ракетам при их обслуживании. Подобная система относится к числу систем с открытой архитектурой, которые в будущем можно будет легко приспосабливать под использование новых ракет или других средств типа беспилотных летательных и подводных аппаратов, по мере их появления. Важен и тот факт, что объем полезного пространства для размещения запускаемых средств увеличился почти вдвое – с 34 до 65 кубометров.
SSN 779 NEW MEXICO Январь 22, 2009 Фото Download HiRes media.primezone.com
SSN 779 NEW MEXICO Январь 22, 2009 Фото Download HiRes media.primezone.com
Среди других новшеств, находящихся в достаточно высокой степени готовности к внедрению, можно назвать новый пакет программного обеспечения, содержащий усовершенствованные алгоритмы для мониторинга и, при необходимости, уменьшения производимого лодкой электромагнитного излучения. К морским испытаниям и калибровке данной программы планируется приступить в 2010 г. К числу перспективных задач можно также отнести решение о постепенном отказе от использования различных гидравлических приводов и устройств и замене их механизмами, приводимыми в действие электрической энергией. На уже строящихся подлодках ведется замена некоторых гидравлических систем на электрические, это, прежде всего, касается оборудования торпедных отсеков. Полностью отказаться от гидравлики станет возможным после того, как лодки получат новый, более мощный, атомный реактор, обеспечивающий увеличение выхода электроэнергии на 30-50%. Разработка такого реактора должна завершиться, по сообщениям различных источников, в период между 2012 и 2014 гг.
В целом, к 2012 г. планируется выйти на устойчивый пятилетний срок строительства одной лодки и стабилизировать ее стоимость на уровне $2 млрд. в ценах 2005 г.
Введены в боевой состав ВМС США
SSN 774 VIRGINIA
SSN 775 TEXAS
SSN 776 HAWAII
SSN 777 NORTH CAROLINA
SSN 778 NEW HAMPSHIRE
SSN 779 NEW MEXICO
Находятся в постройке
SSN 780 MISSOURI
SSN 781 CALIFORNIA
SSN 782 MISSISSIPPI
SSN 783 MINNESOTA
SSN 784 NORTH DAKOTA
22 декабря 2008 г. Пентагон заключил с головным подрядчиком – компанией Electric Boat Corporation многолетний контракт с твердой ценой на сумму $14 млрд. для строительства 8 подводных лодок класса Virginia. Строительство очередной серии подводных лодок должно быть завершено к концу 2019 г. Согласно плану, в 2009-2010 гг. предусмотрена закладка по одной лодке в год, а в 2011-2013 гг. ежегодно будут закладываться по две субмарины.
Сергей КОПЕЙКО