Узбекистан выходит в Персидский залив

15

Правительства Узбекистана, Туркмении, Ирана, Омана и Катара в Ашхабаде 25 апреля подписали межгосударственное соглашение о создании нового международного транспортного и транзитного коридора.

Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи: "Подписание документа открывает дорогу для соединения стран Центральной Азиии и стран Персидского залива"

Документ подписан министрами иностранных дел стран-участниц транспортного коридора Узбекистан-Туркмения-Иран-Оман-Катар. Теперь для вступления в силу этого соглашения необходимо его утверждение в национальных парламентах этих стран.

По мнению местных экспертов, реализация проекта даст возможность странам Центральной Азии кратчайшем путем выйти на морские порты Персидского и Оманского заливов. Более того, в перспективе к этому транспортному коридору могут подключиться Россия и Китай.

Проект нового транспортного маршрута, инициатором которого в октябре прошлого года выступил президент Узбекистана Ислам Каримов, создавался быстро. За полгода лидеры пяти стран не только сумели договориться о его необходимости, но и выработали таможенные, дорожные документы, разработали детали и определили средства для строительства стыков и развязок к уже имеющимся авто- и железным дорогам в странах – участницах проекта. Предполагается, что данный коридор пройдет из Узбекистана в Туркмению, далее в Иран, Оман и Катар и свяжет страны Центральной Азии с иранскими портами в Персидском и Оманском заливах.

Все страны коридора заинтересованы в получении дополнительного рынка. Государства Центральной Азии получают выход на так называемый персидский рынок, совокупный годовой импорт которого превышает 335 миллиардов долларов. Они могут поставлять туда хлопок, цветные металлы, а получать – нефтепродукты, которых в регионе, кроме Казахстана, недостаточно. Например, Иран уже готов поставлять нефть в Узбекистан", – сказал узбекский политолог Рафик Сайфулин. Более того, Иран надеется, что после запуска транспортного коридора увеличится и ирано-узбекский товарооборот. Как отметил посол Ирана в Узбекистане Мухаммад Кешаварзаде, "после реализации проекта товарооборот между двумя странами можно будет довести до одного миллиарда долларов".

Особое значение проекту придают в Узбекистане, государстве, не имеющем выхода к морю, а следовательно, и к основным коммуникационным линиям мирового значения, благодаря которым многие страны успешно экспортируют свою продукцию на мировые рынки. У Узбекистана в этом проекте своя роль – обладающая большим инвестиционным потенциалом свободная индустриально-экономическая зона "Навои" сможет служить основой для открытия новых направлений сотрудничества, в том числе развития транспортного коридора.

Напомним, что в ходе недавнего госвизита президента Узбекистана в КНР Ташкент и Пекин обсудили вопрос строительства железнодорожной магистрали, соединяющей Узбекистан и Китай по кратчайшему маршруту. Эта дорога пройдет через территорию Киргизии. Кроме того, в декабре этого года будет завершена реализация совместного проекта по строительству железной дороги, которая соединит между собой Иран, Туркмению и Казахстан.

По мнению министра иностранных дел Ирана Али Акбара Салехи, открытие дороги даст возможность перевозить не нефтяные товары без таможенных ограничений из Центральной Азии в район Персидского залива, а также облегчит пассажирские перевозки. Он также сообщил, что в настоящий момент от границы Ирана с Центральной Азией до порта Чарбахар на юге страны строится железная дорога протяженностью 1600 километров.

"Иран готов выступить в качестве транзитной страны для транспортировки газа и нефти из Центральной Азии в страны Персидского залива. Сегодня Иран обладает возможностью транспортировать до 10 миллионов тон нефтепродуктов в год", — цитирует агентство Mehr иранского министра. Ранее посол Ирана в Узбекистане Мухаммад Кешаварзаде заявил, что "после реализации проекта товарооборот между двумя странами можно будет довести до одного миллиарда долларов".

Поделиться:
Загрузка...