«Россия может вспомнить о Тузле»

24

В украинских СМИ со ссылкой на источники в МИД появилась информация, что на закрытых переговорах с Россией Украина согласилась подвинуть морскую границу в Керченском проливе и Азовском море в свою сторону. Зампред Комитета Верховной рады по иностранным делам Тарас Черновол старается в это не верить.
В украинских СМИ со ссылкой на источники в МИД появилась информация, что на закрытых переговорах с Россией Украина согласилась подвинуть морскую границу в Керченском проливе и Азовском море в свою сторону. Это правда?

— Прямых доказательств наш Комитет не получил. Поэтому в пятницу депутаты вызвали министра иностранных дел Украины Константина Грищенко в парламент для отчета. Я не исключаю, что этот слив произошел не просто так. Он может создать фон, на котором сдача интересов Украины будет невозможна. Переговоры продолжаются, и выбросы информации влияют на их ход. МИД Украины отказывается ее комментировать, и это тоже показательно. Наш МИД вообще в последнее время отказывается комментировать все, что касается России. Путин сказал, что украинцы практически всю Великую отечественную на печи пролежали – молчание. Закрывают украинскую библиотеку или организации в Москве – МИД опять молчит.
— Но отсутствие комментариев по границе еще не доказывает, что Украина согласна их поменять.

— Конечно. Слухи о «сдаче всех принципиальных позиций Украины» в этом вопросе ходили уже не первый раз. Это было и при Кучме, и даже при Ющенко. Говорили, что подписав соглашение об общем использовании Азовского моря (как внутреннего водоема Украины и РФ – прим. ред.), Киев утратил Керченский пролив. Но ничего в итоге не подтверждалось. Не исключаю, что это просто попытки усилить позиции Украины в переговорном процессе. Хотя, к большому сожалению, от нынешней Украины можно ожидать чего угодно. Яркий пример – Харьковские договоренности по пролонгации пребывания Черноморского флота в Крыму в обмен на снижение цены на российский газ. Я не говорю о политической подоплеке. Материальная основа таких договоренностей должна быть однородной, это святая святых международного права. Можно было продлить базирование ЧФ в обмен на делимитацию границы по морю. Это однородные вещи. А на газ – это нонсенс.

— Тогда что сейчас мешает команде Януковича подвинуть границу в пользу РФ в обмен на очередную газовую скидку?

— Таких договоренностей не может быть. Янукович четко понял, что тепличных условий Россия ему не создаст. Москва не скрывает недовольства поведением Киева. В последнее время вектор его внешней политики четко развернулся в сторону Европы. Открывая новую сессию в парламенте, Янукович ни разу не вспомнил о России, но несколько раз подчеркнул необходимость подписания соглашений с ЕС по Зоне свободной торговли и безвизовому режиму. Януковичу до новых президентских выборов нужно показать хоть какие-то успехи на европейском направлении. По зоне свободной торговли согласованно уже 90% договора. Но главное, что будет воспринято на ура – это безвизовый режим. А это предусматривает, что Украина окончательно решит вопрос по делимитации границы с Россией.

— Договоренности с Россией об общем использовании Азова и загадочные переговоры по разделу Керченского пролива как-то этому помешают?

— Позиция россиян сводится к тому, что границы в Керченском проливе нет (административные карты СССР их в основном игнорировали – прим. ред.). Это не просто пролив общего пользования, а общий пролив! А если у Украины нет четкой границы, — как настаивает российская сторона, — можно ставить крест на ее переговорах с ЕС.

Наша позиция в том, что граница была проведена еще при СССР (административная граница УССР И РСФСР на топографических картах Генштаба ВС СССР, которые использует в качестве аргумента Киев, шла посередине Керченского пролива, судоходный фарватер полностью оставался на стороне УССР – прим. ред.). Со скрипом и проволочками нам удалось договориться о демаркации по суше. Некоторые подвижки в наших границах произошли буквально на незначительные метры. Сосну какую-то срезали, выкопали что-то, поэтому четко определить границу нельзя было. Но по делимитации на море россияне занимают абсолютно другую позицию — границы четкой нет, поэтому давайте все использовать вместе. И если мы отступим от своей позиции, признаем, что четкой границы в акватории нет, тогда мы вообще теряем какой-либо фундамент на переговорах. Тогда мы окончательно проигрываем. Тогда Россия может вновь поставить вопрос о принадлежности Тузлы (остров в Керченском проливе, из-за него в 2003 году между Россией и Украиной едва не начался пограничный конфликт – прим. ред.).

— А какую роль тут играет Тузла?

— Если граница будет проходить в фарватере, то остров автоматически может стать российским. Но нужно также учитывать, что еще одним камнем преткновения является вопрос судоходства в проливе. Весь грузопоток, все суда из Азовского моря, из Таганрога — проходят через пролив. Сейчас граница там проходит между Тузлой и Россией. И весь фарватер лежит пока в границах Украины. Если граница сдвигается, то никаких разрешений, а значит и денег за прохождение пролива Россия оформлять и платить Украине не будет.

— Компромиссные варианты в этом споре возможны?

— Компромиссом могло бы стать соглашение на десятки лет о том, что пролив является украинским, но при этом является территорией общего пользования. То есть, Россия не должна платить за боцманские услуги или прохождение по проливу. Но если Украина согласилась на перенос границы, это полная капитуляция! То же самое касается линии границы в Азовском море. Нужно понимать, что основная часть залежей того же газа там может оказаться как раз на нашей территории, поэтому надо и дальше отстаивать принцип «серединной линии». Россия считает, что это должно быть море общего пользования. То сеть, внутреннее море. И тогда кто первый успеет — того и газ.

Беседовала Анна Стешенко

Поделиться:
Загрузка...