«Дракон» пятого поколения встает на крыло

11

Китай буквально выстреливает информацией о военно-конструкторских достижениях. Например, 16 января на учениях в Нанкинском военном округе впервые был применен артиллерийский снаряд со спутниковым наведением в условиях электронных помех.

J-20 Фото china.blogspot.com

Надо заметить, что американцы впервые использовали подобный в Ираке совсем недавно — в 2007 году. На спутниковых снимках острова Хулудао в Желтом море обнаружен центр подготовки палубных летчиков, аналогичный украинской НИТКА. По данным ВМС США, в оперативную фазу развертывания вошли китайские баллистические ракеты DF-21D с противокорабельной боеголовкой дальностью 1700 км. Одновременно завершено создание трехспутниковой космической группировки, предназначенной для контроля над Тихим океаном и наведения ракет на цель. Губернатор одной из провинций Гонконга сообщил прессе, что "Китаю удалось провести испытательный полет самолета, который может выходить за пределы атмосферы". Речь идет об аналоге американского космического аппарата Х-37В. Но наибольший эффект произвел первый демонстрационный полет истребителя пятого поколения J-20.

Не ждали

В СМИ новый самолет называют индексами J-14, J-20, J-X, J-XX и XXJ. Последние три придумали спецслужбы Запада. Сразу после появления в Интернете первых снимков истребителя за ним закрепилось название J-20 ("Цзянь-20"), которое сейчас употребляет и пекинский официоз "Женьминь жибао". Возможно, оно произошло от любительской расшифровки бортового номера 2001 — "модель/тип 20 экземпляр 01".

Патриотичные китайцы также называют самолет "Черным орлом", но в основном по созвучию иероглифов он именуется "черный шелковый чулок". Слово "черный" в китайском языке имеет также значения "тайный", "скрытный", "предательский".

Первые сообщения о работе китайцев над истребителем пятого поколения появились в 1995 году. Проектом занимались два конструкторских бюро. Корпорация Shenyang Aircraft Corporation (SAC), она же 601-й институт, работала над схемой "продольный триплан" с V-образным оперением. А Chengdu Aircraft Corporation (CAC) — 611-й институт — отрабатывала схему "утка" с V-образным цельноповоротным вертикальным оперением.

В августе 2008 года поступило сообщение, что головным разработчиком назначен 611-й институт. Проектом руководит Янг Вей — талантливый ученый, получивший в 19 лет диплом о высшем образовании, а в 35 ставший главным конструктором.

22 ноября 2009 года командующий ВВС Китая генерал Вейронг заявил, что в скором времени состоится полет прототипа истребителя пятого поколения, а в 2017 году его примут на вооружение. По некоторым сведениям, постройка первого опытного самолета началась в мае 2010 года, первый полет планировался на 2012 год. Однако уже в конце декабря 2010 года в Интернете появились фотографии истребителя во время наземных испытаний — пробежек по аэродрому.

Это стало новостью даже для ЦРУ. Многие авторитетные эксперты не могли поверить. Слишком велика уверенность, что Китай безнадежно отстал в современных авиационных технологиях. Некоторые специалисты объявили фотографии подделкой. Но пока шли споры о подлинности фотоснимков, появилось видео полета. Уже 11 января опытный образец китайского истребителя пятого поколения J-20 выполнил первый полет на аэродроме Чэндунского научно-исследовательского авиастроительного института (CADI) и авиазавода № 132.

Пилот Ли Ган (Li Gang) поднял машину в 12.50 по пекинскому времени и провел в воздухе 18 минут. С выпущенным шасси он сделал несколько кругов над аэродромом и успешно выполнил посадку. Самолет сопровождали несколько истребителей J-10, с которых велась видеосъемка. Сообщалось, что полет прошел в соответствии с планом.

Официальный Пекин не только не трубит о новом достижении своего авиапрома, он вообще молчит. Примечательно, что государственное информационное агентство "Синьхуа" информационный материал, содержащий мнение летчика-испытателя о полете, перепечатало из газеты "Вечерние новости Ченду", которая, в свою очередь, взяла его с одного из интернет-форумов. Такая вот многоступенчатая система дозированной подачи информации.

В распоряжении экспертного сообщества для оценки китайского проекта истребителя пятого поколения имеются лишь фотоснимки и видео. Но для специалистов и это немало. Во многом мнения экспертов из разных стран совпадают, и можно получить достаточно объективное представление о J-20.

Планер китайского истребителя выполнен по аэродинамической схеме "утка". Это моноплан с высокорасположенным дельтавидным (треугольным) крылом большой площади, с передним горизонтальным оперением. Два полностью поворотных вертикальных киля имеют большой угол развала от продольной оси. Носовая часть с беспереплетным фонарем кабины очень напоминает американский F-22. Зато задняя часть очень напоминает российские проекты МиГ 1.44/1.42. Створки шасси экспертами охарактеризованы как "неуклюжие".

Многие эксперты считают, что самолет получился слишком длинный, "толстый" и перетяжеленный. Поэтому стоит сравнить его с другими машинами пятого поколения. Размах крыльев J-20 оценивается в 14 м, длина — 23-24 м (75 футов), взлетная масса — до 40 т, наиболее вероятная — 34-36 т.

Американский F-22 имеет массу 38 т, длину — 18,9 м, размах крыльев — 13,56 м.

Американский F-35А: максимальная взлетная масса — 31,8 т, длина — 15,7 м, размах крыльев — 10,7 м.

Российский прототип Т-50: максимальная взлетная масса 35,48 т, длина — 20 м, размах крыльев — 14 м.

Российский опытно-испытательный прототип МиГ 1.44: максимальная взлетная масса — 35 т, длина — 21,7 м, размах крыльев — 16,3 м.

Как видим, по массе J-20 вполне сопоставим с российскими образцами и F-22. Это же касается размаха крыльев. По длине близок к МиГ 1.44 и на 15-20% длиннее остальных. Следовательно, он также предназначен для дальних полетов, в отличие от "локального" F-35A.

Самой большой проблемой китайского авиапрома считается двигателестроение. Мало скопировать двигатель. Надо обладать рядом ключевых технологий, обеспечивающих его длительный рабочий ресурс и надежность. Поэтому особое внимание эксперты уделили силовой установке J-20.

Двигатели

Председатель КНР Ху Цзиньтао прибыл 6 января в Институт оборудования ВВС НОАК и от имени руководства Центральной военной комиссии ЦК КПК вручил медаль и диплом главному инженеру института Ган Сяохуа. Главный инженер четыре раза награждался премиями в области научно-технического прогресса, имеет пять патентов, признавался победителем в национальной номинации "Лучший представитель научно-технического прогресса". Вот уже 26 лет он руководит работами в ключевых областях технологий двигателестроения. Очередную награду Ган Сяохуа получил за руководство работами по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ) WS-10G FADEC (Full Authority Digital Engine Control — полностью цифровая система управления двигателем) для истребителя нового поколения J-20.

Таким способом информационное агентство "Синьхуа" мягко подсказало, что передовой китайский самолет оснащен передовыми китайскими двигателями. Однако мнения экспертов разошлись. Многие уверенно заявили, что двигатели J-20 — российские АЛ-41Ф1С (изделие 117С), какие устанавливаются на самолетах Су-35С. Различают их по цвету пластин сопла. У российского двигателя они светлые — "серебристые", а у китайского — темные. На видеозаписи первого полета J-20 видно, что пластины темные. Значит, двигатели китайские WS-10G. Но у экземпляра с бортовым номером 2001, который выкатили в конце декабря, пластины светлые. Это означает, что существуют как минимум два готовых прототипа с двумя разными двигателями, один из которых российский.

Модернизированный WS-10G "Тайхан" позиционируется как "двигатель первого этапа" с тягой на форсаже 14 500 кг (по другим данным, 15 000 кг). На "втором этапе" серийные машины будут оснащаться двигателями WS-15 с тягой 16 300 кг. А в дальнейшем их мощность должна возрасти до 18 300 кг. Этот двигатель разрабатывается уже несколько лет и по плану должен поступить в производство к 2020 году.

Обычный WS-10 развивает на форсаже тягу 13 200 кг. Однако ряд специалистов рассматривает его как экспериментальный и не отличающийся надежностью. Это же относится и к его модернизированному варианту WS-10G. Сомнение вызывает и декларируемая тяга.

Во всяком случае неспроста китайская делегация вела на МПП "Салют" переговоры о покупке двигателей АЛ-31ФН (изделие 39) серия 3, отличающихся длительным ресурсом. И предлагала свое участие в испытаниях и доводке нового двигателя АП-31ФМ2. Специалисты, исходя из тяги этих двигателей, пришли к выводу, что новый китайский истребитель проектировался под два двигателя тягой на режиме полный форсаж в 14 т. Так оно и оказалось.

Специалисты однозначно утверждают, что на фотографии борта 2001 ясно видны двигатели АЛ-31ФН с максимальной тягой 13 500 кг. Однако воздухозаборники отличаются большими размерами. Они явно рассчитаны под более крупный двигатель, которого пока у китайцев нет. Но они его наверняка конструируют. И, вполне возможно, поэтому закупают на 100 млн. долл. в год запчастей к двигателям АЛ-31Ф — лопаток, дисков турбин, труб и т.д. Некоторые детали вообще никогда не выходят из строя, но их приобретают. Да и количество запчастей такое, что хватило бы на многие годы вперед. Несложно понять, что эти детали используются при конструировании "национального" китайского авиадвигателя. Но пока дело идет туго, поэтому "второй этап" и распланирован на 10 лет, аж до 2020 года. Если продолжить говорить о воздухозаборниках, то, по мнению специалистов, основными режимами J-20 будут полеты с крейсерской дозвуковой скоростью. Пока у Китая нет двигателей с бесфорсажной тягой, обеспечивающей преодоление звукового барьера.

Сумма технологий

Самолеты XXI века изготавливаются с применением композитных материалов. Трудно сказать, сколько их пошло на J-20, но судя по вибрации, заметной на видеозаписи, он в основном сделан именно из них. Из композитов была изготовлена и носовая часть, которая ранее демонстрировалась на различных авиасалонах. В этом плане китайцы, похоже, не отстают от Европы и Северной Америки, а Россию, возможно, даже обгоняют. На нашем Т-50 в глаза бросается обилие заклепок.

Еще один сюрприз — беспереплетный фонарь кабины, как на F-22. Да и выполнен китайский аналог на тех же конструктивных началах и в той же геометрии. При этом цельнолитой фонарь явно изготовлен на серийном оборудовании. Не зря ежегодно добрый десяток китайских агентов обнаруживается среди инженеров аэрокосмической отрасли США. В России данная технология пока недоступна. Впрочем, пока трудно сказать, какова прочного цельного фонаря J-20, выдержит ли он сверхзвуковую скорость.

Аэродинамика самолета говорит о стремлении улучшить его летные характеристики на небольших сверхзвуковых скоростях, сделать маневренным и одновременно экономичным в полете. Эти качества наиболее органичны для дальнего истребителя-перехватчика, который в одиночку или в небольшой группе может перехватывать бомбардировщики, авиазаправщики, самолеты ДРЛО. Или использоваться как малозаметный бомбардировщик, в том числе для атаки далеко в океане по ударным авианосным группировкам.

Конструкторы явно хотели получить в самолете отсек вооружения максимальной вместимости. Возможно, этим и объясняется большая длина фюзеляжа. Если отсек один, то в нем может быть противокорабельная ракета большой дальности или управляемая авиационная бомба крупного калибра. Помимо этого, могут быть два боковых отсека для управляемых ракет "воздух-воздух".

Про бортовое электронное оборудование можно сказать лишь, что оно скорее всего перенесено с истребителя J-10B или ранее на нем испытывалось. Это прежде всего РЛС с АФАР Type 1475/KLJ5. Кроме того, в духе времени должна быть "стеклянная кабина" с круговым обзором и широкоугольной голографической системой отображения информации.

Суммируя мнения экспертов, можно сказать, что J-20 пока не дотягивает до уровня самолета пятого поколения. Его уровень может расцениваться лишь как 4+. На данном этапе это демонстратор технологий и испытательный летающий стенд.

Конструкторам удалось с помощью грамотного использования стелс-технологий добиться малозаметности. Это наибольшее, чего удалось достичь. Самолет способен развивать сверхзвуковую скорость, но не предназначен для длительных полетов на бесфорсажных режимах работы двигателей со скоростью выше звуковой. Имеющиеся двигатели не соответствуют уровню пятого поколения. Предполагается, что БРЭО, средства РЭБ, система бортового диагностирования и другие электронные компоненты перенесены с истребителя J-10. Нет данных, прямо или косвенно свидетельствующих, что Китай располагает высокоточным авиационным вооружением нового поколения.

Однако сам факт существования J-20 говорит о стремительном развитии китайского авиапрома, о наличии ряда современных технологий и о попытках перейти от копирования к самостоятельному конструированию, хотя бы и с использованием заемных компонентов и идей. Уже можно говорить о становлении собственных китайских конструкторских школ. 30 лет развития не прошли даром. Не будем забывать, что несколько лет назад многие сомневались в способности КНР выйти в космическое пространство, а теперь в планах Поднебесной база на Луне. Не удивляйтесь, если к 2020 году J-20 с полностью китайским двигателем окажется действительно соответствующим пятому поколению и пойдет в серийное производство.

Первый полет J-20 вызвал волну мнений о появлении рыночного конкурента, способного подорвать спрос на российский Т-50. Хотя пока еще нет ни одного покупателя на Т-50, как и сам этот самолет, подобно китайскому собрату, еще не обзавелся двигателем пятого поколения. И ждать его выхода в серию, по прогнозам, придется тоже до 2020 года. Если ничего не случится.

По большому счету истребитель пятого поколения, предназначенный для завоевания господства в воздухе, прорыва ПВО на ТВД и перехвата воздушных и морских армад, необходим лишь сверхдержавам и блоку НАТО. Если учесть, что Индия разрабатывает такой самолет в содружестве с Россией, покупателей ни на Т-50, ни на J-20 не остается. Даже если он будет стоить "каких-нибудь" 50-70 млн. долл. плюс наземное диагностическое оборудование, плюс тренажеры и обучение, плюс полмиллиона за самолето-вылет. И отдельно — высокоточное вооружение, без которого суперсамолет не имеет смысла.

Есть еще одна беда, которая в течение ближайших 10 лет способна на корню загубить саму идею пятого поколения — это самолеты шестого поколения. Концепция уже понятна — беспилотный ударно-разведывательный комплекс большой дальности и длительного полета. В роли пилота-оператора может выступать и пенсионер, и старшеклассник. Как показала практика, компьютерные игры-симуляторы позволяют при наличии некоторых способностей десятки тысяч людей превратить в классных виртуальных летчиков без обучения в летных училищах, медицинских комиссий и сотен часов налета.

На смену одинокому пилоту идет многоуровневая система из космических и воздушных средств разведки, связи и навигации; наземных и летающих комплексов автоматизированной обработки информации; беспилотных летательных аппаратов, несущих оружие и средства радиоэлектронной борьбы.

На тактическом уровне ударно-разведывательные БПЛА уже широко задействованы в Пакистане, Афганистане, Йемене и некоторых других горячих точках. США уже свертывают планы закупок F-22 и F-35. Более того, они уже готовы продать F-22 Японии и другим странам, хотя еще вчера на экспорт этого самолета был наложен строжайший запрет. Продать для защиты от китайского J-20.

 Виктор Мясников

Поделиться:
Загрузка...