Как Украина потеряла Дунай

38

Порт в Джурджулештах Фото gnews.net.ua

Молдавское счастье

Вялотекущий конфликт Украины с Молдовой тянется с соглашения от 1997 г. между тогдашними премьер-министрами — Украины Валерием Пустовойтенко и Молдовы Ионом Чубуком, после которого наша страна благосклонно открыла сухопутному соседу выход к морю, выделив часть украинского берега на Дунае для строительства порта возле молдавского села Джурджулешты. В дальнейшем в рамках договора № 498_046 от 18.08.1999 были определены ключевые условия обмена территориями.

Так, Молдова обещала отдать участок автодороги «Одесса-Рени» возле с. Паланка и землю, по которой эта трасса проходит (согласно протоколу 498_047). Конфликт возник из-за того, что дорогу Кишинев передал, а земельный участок — нет. Свое нежелание выполнять условия договора Молдавия объясняет тем, что территории в районе Паланки являются «землей предков», поэтому она «неотчуждаема». Свое пренебрежение к выполнению условий договора наши соседи пытаются подкрепить мнением, что Украина просто вернула Молдове ее 480 метров дунайского побережья.

На сегодня Украина лишь частично может использовать преимущества трассы «Одесса-Рени», поскольку дорога, хоть и сокращает путь следования грузов из Одессы по территории Молдовы, проходит через таможню со всеми вытекающими неудобствами. А проволочки, которые возникают на границе, снижают привлекательность транзита в этом направлении.

В то же время альтернативы практически нет: объезд Днестровского лимана, по краю которого проходит «Одесса-Рени», усложняется низкой пропускной способностью тамошней дороги. Таким образом, без права собственности на землю наша сторона связана по рукам и не может развивать магистраль и придорожную инфраструктуру в районе Паланки.

Нефтетерминал в Джурджулештах Фото gnews.net.ua

Как Украина потеряла Дунай

Молдова, став благодаря Украине морской державой, смогла существенно сэкономить на логистике, отправляя свои грузы через собственный порт. Кроме того, Джурджулештский порт оттянул также и часть транзитных перевозок, проходивших ранее через порты Одесской области, установив более низкие по сравнению с украинскими тарифы на перевозку грузов.

Нефтетерминал Фото gifp.md

Джурджулешты, изначально строившийся для перевалки нефтепродуктов (мощностью в 2 млн. т), к настоящему моменту стал одним из главных конкурентов для отечественных портов на юге страны. В прошлом году на базе молдавского порта заработали зерновой и пассажирский терминалы, из-за чего начал получать убытки ориентированный на зерновые грузы украинский порт Рени. Так, с 2009 г. Рени потерял 300-400 тыс. т в год зерновых грузов из Молдовы.

Зерновой терминал в Джурджулештах Фото wordpress.com

Помимо этого порт лишился продукции Рыбницкого металлургического завода, теперь около 30 тыс. т грузов отходит Джурджулешты. В 2010 г. начальник Ренийского порта Сергей Строя заявил, что из-за молдавского порта мощности РМТП находятся на грани остановки. Одной из причин такого положения вещей стало то, что молдавский порт имеет более развитую логистику, располагая железнодорожной линией Кагул – Джурджулешты, в то время как Ренийский порт уже многие годы тщетно добивается подведения ж/д ветки.

Работа порта в Джурджулештах

Война столпов

Осенью 2009 г. украинская сторона вновь попыталась сдвинуть проблему с мертвой точки. Действия украинских пограничников, которые в рамках «исправления ошибки, допущенной при демаркации границы с Молдовой» (так объяснил наш МИД) демонтировали несколько пограничных столбов, вызвали немалый резонанс. Как заявил представитель МИД Украины Олег Волошин: «Мы демонтировали средний столбик и свой. Молдавский – мы не трогали. Поэтому, фактически, мы сейчас имеем чужой чемодан в своей квартире. Мы рассчитываем, что молдаване уберут свои столбики. Есть дорога, и нам ее надо забрать у Молдавии. Мы должны быть полными владельцами – и дороги, и земли».

Кишинев в этой ситуации выразил «глубокую обеспокоенность» и обещал подумать о выполнении своих условий договора, а Европа предложила себя в роли рефери на новом витке конфликта. А 15 декабря депутаты Одесского горсовета потребовали от президента Виктора Януковича ускорить решение украино-молдавского спора вокруг дороги «Одесса-Рени».

Молдова стала благодаря Украине морской державой Фото moldnews.info

На этом фоне вполне ожидаемым стало и воинственное заявление В. Януковича о том, что Молдова и Румыния «должны почувствовать – время размякшей Украины прошло. Это большое и сильное перспективное государство, с которым выгодно и полезно дружить».

Румыния, отношения Украины с которой в последнее время складываются не лучшим образом, здесь упомянута неспроста. В нашем споре с Молдовой Бухарест активно поддерживает Кишинев, поэтому возможная попытка Украины решить спор радикальными методами обязательно приведет к осложнению отношений с Румынией. Кроме того, Бухарест, лоббируя интересы Молдовы в ЕС, попробует задействовать и свои европейские возможности, чтобы снизить активность и эффективность Украины в урегулировании спора.

Одесская хватка Молдовы

Выходом из сложившейся ситуации может стать разрыв договора с Молдовой на основании того, что соглашение формально не вступило в силу из-за позиции одной из сторон. Вместе с тем, аннулирование договора может только осложнить отношения нашей страны с соседними странами и ЕС.

В ином случае Киев будет вынужден пойти на «продавливание» Кишинева, поскольку Украина может манипулировать упрощением доступа товаров в страну. Украине следует ускорить решение конфликта, ведь страна несет как экономические, так и имиджевые потери, вызванные стремлением Молдовы подольше не выполнять взятые на себя обязательства.

Гульнара Исматходжаева

Поделиться:
Загрузка...