Чеченские ученые рецензируют учебники по новейшей истории России

25

После скандала с учебником истории Вдовина — Барсенкова чеченское правительство занимается предварительным «вычитыванием» всех методических материалов по истории России, сообщил министр образования Чечни Анзор Музаев.

Министр образования Чечни Анзор Музаев заявил, что в правительство республики на вычитку поступают все учебно-методические материалы по новейшей истории России

В российском Минобразования говорят, что обязательной сверки текстов пособий с региональными властями нет.

Проекты методических материалов по истории России направляются для вычитывания в министерство образования и академию наук Чечни, рассказал во вторник на заседании комитета по образованию Совета федерации министр образования и науки Чечни Анзор Музаев. Так решили поступить после недавнего скандала с нелицеприятными отзывами об истории чеченцев в одном из вузовских пособий, сказал он.

Третье издание учебника «История России. 1917—2009» под авторством Александра Вдовина и Александра Барсенкова послужило этим летом началом большого скандала. Авторов, чей текст попал в поле зрения чеченских чиновников, обвинили в шовинизме и национализме. Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Нурди Нухажиев заявил, что готовит обращения в суд по поводу фраз авторов о том, что «63% чеченских мужчин, призванных в армию в начале Великой Отечественной войны, нарушили присягу и стали дезертирами; мобилизацию на территории Чечни пришлось прекратить». Член общественной палаты Николай Сванидзе пообещал обратиться в Генпрокуратуру и Минобразования с тем, чтобы оценить присутствие разжигания национальной розни в пособии. «Дело историков» вызвало конфликт среди самих ученых, одни из которых заявляли о «шовинизме» в учебниках, а другие — о «травле» авторов и защите исторической науки. В конце концов авторы выступили с письмом в адрес библиотеки МГУ и издательства «Аспект Пресс» с просьбой приостановить распространение учебного пособия «до исправления допущенных неточностей». В МГУ создана экспертная комиссия для проведения научной экспертизы скандального учебника, и к 15 ноября комиссия должна представить заключение «о степени достоверности привлекаемых источников и методике их использования, о возможности и целесообразности дальнейшего применения данного пособия в учебном процессе».

«Я помню эту историю, и, чтобы такого больше не было, теперь нам присылают методические пособия на вычитку», — привел слова чеченского чиновника сенатор Руслан Гаттаров.

Какие именно пособия, кто и на каком основании присылает, а также каковы итоги изучения методических пособий — чеченскими учеными Музаев не уточнил. В Министерстве образования России заявили, что отвечают «только на официальные запросы». Чиновник, близкий к Минобразования, пояснил, что «методологическая поддержка осуществляется на уровне регионов». В учебно-методическом объединении (УМО) по классическому университетскому образованию сказали, что не слышали о таком порядке рецензирования материалов.

Помощник чеченского министра образования Зина Серганова, курирующая библиотеки и разработку учебных пособий, рассказала , что республиканские минобр и академия наук уже несколько лет занимаются оценкой выходящих учебников истории. «У нас были встречи, конференции с представителями академии наук, мы высказывали замечания историков и академиков по поводу того, что некоторые историки необъективно излагают исторические факты о чеченском народе», — говорит Серганова.

«Наши академия наук и минобр фильтруют те данные, которые касаются описания истории Чечни – мы же не можем допустить учебники, в которых искажаются факты и пишется, что в нашей истории был только терроризм», — говорит помощник министра.

В частности, несколько лет назад с республику для обсуждения учебника «История России 1900—1945 гг.» приезжал историк Александр Данилов, а в прошлом году готовящийся к изданию учебник истории в Чечне обсуждал гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, рассказывает помощник министра.

Учебные пособия присылаются на оценку в Чечню еще до издания и до получения грифа УМО, уточнила Серганова.

«Позиция минобразования Чечни странная, — говорит московский учитель, автор учебников Леонид Кацва, отметив, что впервые слышит о такой практике вычитывания. — У нас в стране существует вполне определенный порядок выхода учебных пособий. Школьный учебник проходит процедуру грифования. Учебник подается издательством на экспертизу в профильный институт академии наук и профильный институт академии образования. После этого учебнику присваивается гриф «допущено». Решение могут принимать только федеральные органы, подчеркнул Кацва.

Вероятно, речь идет об устных договоренностях о том, что МГУ может прислать новый вариант учебника Вдовина — Барсенкова, предполагает Кацва, но он о таких договоренностях не слышал.

Елизавета Сурначева, Полина Никольская

Поделиться:
Загрузка...