Форум целесообразностей

10

4 октября состоялся первый российско-украинский межрегиональный экономический форум в Геленджике. Россия и Украина подписали программу приграничного сотрудничества. Кроме того, украинский президент Виктор Янукович выступил с рядом выступил с рядом инициатив, призванных не только улучшить украино-российские отношения, но и упрочить положение Украины на международной арене.

На границе все спокойно

Одним из главных итогов российско-украинского межрегионального экономического форума стало подписание программы приграничного сотрудничества между Украиной и Россией. Президент РФ Дмитрий Медведев, объясняя необходимость такой программы на пресс-конференции, с горечью констатировал: "Даже когда на поезде люди едут, понятно, в какие попадают ситуации, сколько мучений, я сейчас даже не говорю о нарушениях закона. Причем начинают это зачастую делать (процедуры оформления перехода границы – Ред.), когда люди только, извините, "вырубились", начинают видеть первый или второй сон — заходят и говорят: "Теперь давай все, что у тебя есть". Российский президент отметил необходимость унификации документов при выполнении пограничных и таможенных процедур. По мнению Медведева сейчас необходимо перейти к системе "единого окна". "Здесь нужно максимально упростить процедуры все это должно привести к тому, что на границах будет меньше хамства, значительно уменьшатся очереди, коррупция должна быть принципиально снижена", — сказал глава российского государства. Как результат – программа приграничного сотрудничества, которая была подписана украинским министром регионального развития и строительства Владимиром Яцубой и российским министром регионального развития Виктором Басардиным.

Позже украинский президент при ознакомлении с проектом моста через Керченский пролив, который должен соединить Крым и Краснодарский край заметил: "Как только мы построим этот переход, в Крыму и на Кавказе все изменится. Это международный транспортный коридор, который позволит быстрее развиваться нашим регионам". Однако, как именно все изменится, Янукович не уточнил. Хотя сам проект моста не такой уж беспроблемный. Стоимость строительства моста, по подсчетам правительства Автономной республики Крым, составляет 1,7 миллиарда долларов. Для того, чтобы оно окупилось, пропускная способность моста должна быть свыше 10 миллионов тонн грузов в год. В то время, как на сегодняшний день поток грузов через Керченский пролив составляет около 1,5 миллионов тонн в год. Кроме того, по мосту планируется помимо путепровода пустить нефте- и газопровод. В случае какой-либо аварии экологический урон окружающей среде будет нанесен колоссальный. Следует также вспомнить, что от строительства моста в Керченском проливе отказались как от нерентабельного еще в советские времена, когда ресурсов на подобный проект хватало с избытком. Да и Северный Кавказ был мирным регионом. Единственный регион России, для которого новый путь в Крым будет выгоднее старого и с которым выгодно развивать экономическое сотрудничество – Краснодарский край; для остальных регионов РФ старые торговые пути в Украину выгоднее. Кроме того, Керченский мост считается одним из факторов, который поспособствует российской экономической и политической экспансии в Крым. Кроме того, интенсификация отношений с давно уже немирным Кавказом вряд ли может способствовать укреплению национальной безопасности Украины.

А российские и украинские регионы меж тем сами и безо всякого моста не дремали и налаживали связи между собой. Так, по результатам форума глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев и председатель Запорожской областной государственной администрации Борис Петров подписали план мероприятий по реализации соглашения "О торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве" на 2011-2012 годы. Впрочем, такая активность регионов не противоречит политике президентов. "Я считаю, что необходимо расширить формат взаимодействия регионов за счет более активного участия в нем не только приграничных регионов Украины и России, но и других регионов, достигших высокого уровня экономического сотрудничества или взаимодействия", — сказал украинский президент. При этом, Янукович, если верить его словам, вдохновляется европейским примером, где налажено сотрудничество между еврорегионами. "Взаимодействие в рамках еврорегионов – это обычная практика", — отметил гарант.

Украина – посредница и помощница

"Перезагрузка" украино-российских отношений, которая началась при президенте Януковиче, характеризуется помимо разных культурных и политических факторов еще и экономической прагматичностью и настойчивостью партнеров. Украина не устает отвергать невыгодные ей российские предложения. А Россия не устает эти предложения вновь и вновь делать. Одним из таких предложений является Таможенный союз. Как отметил президент Медведев, межрегиональное взаимодействие должно развиваться с учётом существующих интеграционных объединений, в которых участвуют Россия и Украина, в частности — Таможенного союза. От ТС Украина отнекивается уже не первый раз. Раньше Украина аппелировала к тому факту, что членство в Таможенном союзе противоречит членству нашей страны во Всемирной торговой организации. Как будет Украина выкручиваться в этот раз, неизвестно. Однако сам украинский президент считает, что наши страны не должны зацикливаться на развитии отношений только в рамках двухстороннего сотрудничества. "Наши транспортные коридоры не заканчиваются между только Украиной и Россией. Россия хочет ехать в Европу, мы тоже очень хотим, чтобы вы ехали через Украину, а мы хотим ехать в Азию через Россию. Поэтому мы готовы выслушать ваши предложения, присоединиться к той работе, которая проводится сейчас Казахстаном", — сказал Янукович в Геленджике. Но Казахстан – это отнюдь не конечный пункт. "Идет большая подготовка транспортного коридора в сторону Китая, и мы готовы к этому вопросу присоединиться для практической реализации, во всяком случае, уже планировать и как-то проектировать эту работу", — подчеркнул украинский президент. Таким образом, Украина, "прорубив окно" в Китай для себя, "прорубит" его и для Европы, превратившись в своего рода арбитра в непростых российско-китайских отношениях.

Помимо международных отношений, готова Украина помочь России и в военной сфере. Как заявил украинский президент, наша страна может предоставить свои базы для ремонта и обслуживания кораблей Черноморского флота Российской Федерации. "Черноморский флот нуждается в ремонте, обслуживании", — сказал Янукович. По его мнению, украинская база, которая находится в акватории стоянки ЧФ РФ, готова обслуживать совместно и украинские, и российские корабли. "Хотим услышать конкретные предложения", — заявил Янукович.

Взамен Украине от России практически ничего не нужно. Вернее, нужно "доброе слово", которое Россия должна замолвить за Украину. "Нас очень интересуют вопросы проведения крупных международных мероприятий на территориях наших государств: в Украине — Евро-2012, в России – Сочи-2014. Для нас очень интересен проект Сочи-2014, еще и с той стороны, что мы вышли с инициативой, и бы попросил вас, Дмитрий Анатольевич, чтобы поддержали нас на соответствующем международном уровне в проведении Олимпийских игр в 2022 в Карпатах", — сказал Янукович. Что потребует Россия за такую протекцию пока неясно. Однако вряд ли стоит надеяться, что россияне сделают это просто так. "Мы взаимозависимы в части торговли. У России в Украине очень много интересов. Поэтому в наших отношениях превалирует экономический аспект", — признал в понедельник министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин. Таким образом, Геленджикский форум в который раз подтвердил одну простую максиму – отношения между Украиной и Россией будут развиваться в первую очередь с оглядкой на экономическую целесообразность.

Борис Рудь

Поделиться:
Загрузка...