В Украине начался процесс изменения государственного устройства

18

Партия регионов никогда не скрывала, что собирается выстроить в Украине жесткую вертикаль власти. После прихода к власти Виктора Януковича этот план фактически был реализован — новый президент оказался во главе властной пирамиды, выстроенной регионалами. Теперь они нацелились на юридическое закрепление status quo через изменение конституции.

Леонид Кучма и Виктор Янукович. Архивное фото ©AFP

После победы Виктора Януковича на выборах президента Украины Партия регионов молниеносно подмяла под себя сначала Верховную Раду, а затем и правительство. Протесты оппозиции, уверявшей, что это было сделано с нарушением закона, только добавили регионалам решимости.

Следующими стали местные органы власти — губернаторов областей сменили практически всех. После этого взялись за судебную власть. Неугодных судей Конституционного суда отстранили от работы, что позволило усадить в кресло председателя КС верного человека из Донецка — Анатолия Головина.

Одновременно с этим взялись за реформу судебной системы в целом. Верховная Рада 7 июля приняла законопроект о судоустройстве, который, по мнению многих (хотя и не всех!) экспертов, поставит судей в зависимость от исполнительной власти.

С прессой (точнее — телевидением) тоже произошли странные метаморфозы — критические в отношении власти сюжеты утонули в потоке победных вестей с заводов и фабрик, полей и огородов.

Все четыре ветви власти выстроились, как на параде.

Всего за три с небольшим месяца новые власти Украины возвели вожделенную вертикаль с иерархией, которая со стороны выглядит так: Янукович — главный, руководители его администрации и министры — ступенькой ниже, депутаты Рады и губернаторы — третьи по важности, далее — начальники правительственных департаментов и главы районов и прочая региональная челядь.

Вроде бы пирамида вполне себе стройная. Но в действительности в ней есть существенный для президента и его администрации изъян — их власть сейчас строится фактически только на авторитете Януковича и на его негласном соглашении с соратниками. В реальности же у главы государства нет полномочий формировать и увольнять правительство без согласия Верховной Рады. То есть, теоретически, в любой момент правительство и парламент могут выйти из его подчинения и начать свою игру.

Янукович, как многолетний лидер оппозиции, прекрасно это знает. Для сотрудников администрации президента слабость его полномочий — еще более неприятный факт. Сейчас, по закону, они безвластны — не более чем канцелярия президента, выполняющая технические функции. А порулить страной ой как хочется! По крайней мере, об этом говорят оппоненты главы администрации Сергея Левочкина из той же Партии регионов.

Видимо, на этой почве в администрации Януковича одна за другой стали рождаться идеи, направленные на укрепление его полномочий. Сначала там заговорили о новой конституции, в которой предельно четко будет описана та самая "вертикаль". Но дело оказалось слишком хлопотным — от него отказались в пользу куда менее затратного проекта.

Сотрудники Януковича вполне резонно рассудили: зачем создавать что-то новое, если можно вернуться к подзабытому было старому. Этим "старым" стала конституция Украины, действовавшая до 2006 года. Она позволяла президенту самому выбирать кандидатуру премьер-министра для утверждения в Раде (сейчас кандидатуру подыскивает коалиция), а также увольнять и назначать министров (сейчас это тоже прерогатива депутатов).

У Леонида Кучмы, который был последним украинским президентом, весь срок работавшим по прежней редакции конституции, были и другие полномочия, которых Янукович сейчас лишен. Однако относящиеся к сфере назначения и увольнения членов правительства, конечно, важнее прочих.

Однако в результате так называемой "политреформы" в конце 2004 года конституцию изменили. И с 1 января 2006 года полномочия президента (тогда — Виктора Ющенко) усохли до нынешних. После этого система украинской власти почти сразу посыпалась — между главой государства и тогдашним премьером Юлией Тимошенко вспыхнула война, парализовавшая страну.

Все этот опыт помнят и думают: спасибо, больше не надо.

Поэтому в администрации Януковича решили, что довести вертикаль власти до идеала с помощью Основного закона, действовавшего до 2006 года, будет куда проще. Другой вопрос — как вернуть старую конституцию к жизни?

Операцию "реанимация" сначала решили провести так: послушная Верховная Рада принимает закон о всеукраинском референдуме. На референдум выносится грамотно сформулированный вопрос. Например такой: "Хотите ли вы навсегда положить конец грызне во власти и отменить поправки в "кучмовскую" конституцию?"

Большинство, конечно, за. Вуаля — и дело в шляпе.

Однако план сорвался. Против оказались партнеры Партии регионов по коалиции — Блок Литвина и Компартия. Они протолкнули в закон о референдуме поправку, согласно которой "политреформа" не может быть предметом обсуждения на всенародном голосовании.

Мотивы их понятны — кому же захочется лишиться возможности влиять на назначения в правительстве?

В администрации президента послышался скрежет зубовный: "Вот уж союзнички… Удружили, называется!" В ход пошел план "Б" — заменить много возомнивших о себе коммунистов и литвиновцев на более сговорчивую публику и проголосовать за закон без их дурацких поправок.

Но и эта комбинация не удалась. Более того, попытка привлечения на свою сторону части депутатов от НУНС в обмен на должность главы МЧС для их лидера обернулась грандиозным скандалом. Под угрозой оказалась не только сама затея с возвратом старой конституции, но и репутация руководства Партии регионов.

Положение надо было срочно выправлять. И кое-что в администрации придумали.

Задача стоит так: надо добиться отмены закона о политической реформе. Через Верховную Раду и народное волеизъявление не вышло. Но отменить любой закон на Украине может не только народ и парламент, но и Конституционный суд.

С иском туда обратились сразу 252 депутата Рады, которые попросили оценить конституционность процедуры принятия закона номер 2222, который и ввел в действие ту самую "политреформу". То есть содержание документа у них возражений как бы не вызывает, но вот то, как именно его вводили в действие, им не нравится.

Дело в том, что при изменении конституции соответствующие законодательные акты должны проходить экспертизу в Конституционном суде. В 2004 году 2222-й закон судьи проверили только после первого чтения. Тогда вердикт был положительным. Однако перед окончательным чтением и утверждением президентом документ еще раз подправили. Этим правкам КС оценки уже не давал. То есть, строго говоря, процедуру соблюли не до конца.

Теперь депутаты настаивают — закон не был соблюден, поэтому "политреформа" порочна и нелегитимна изначально. Если Конституционный суд с ними согласится, то это откроет возможность Януковичу получить обширные полномочия, а его администрации — снова превратиться во всесильный орган, контролирующий работу правительства.

В этом случае обращенные к Кучме надписи "Данилыч, вернись!", появлявшиеся на украинских заборах во времена позднего Ющенко, перестанут быть забавным курьезом. Он вернется, только в слегка модифицированной комплектации.

А особых сомнений в положительном для Януковича исходе суда нет. Председатель КС Головин, как уже было сказано выше — земляк и давний знакомый президента Украины.

Яковина Иван

Поделиться:
Загрузка...