За то, что он «сыграл очень важную роль в истории России»
Подъем регионального самосознания в разных концах России потихоньку продолжается и становится всё более явственным. Одним из признаков этого подъема стало то, что краеведы и регионалисты на местах ищут свою локальную идентичность среди таких явлений и персоналий, которые еще недавно были жестко табуированы для какого бы то ни было региона России. В Астраханской области, задумавшись о туристическом потенциале региона и развитии его идентичности, обратились к одному из самых «черных» персонажей традиционной российской историографии – хану Батыю.
Идею о том, что в Астрахани может быть поставлен памятник основателю Золотой Орды и разрушителю многих русских городов, высказал Павел Карабущенко, заведующий кафедрой политологии гуманитарного института Астраханского госуниверситета. Он прокомментировал свою позицию:
— Правда ли, что именно вам принадлежит идея об установке памятника хану Батыю?
— Официальной позиции я на этот счет не выражал. Но в частном разговоре как-то раз упомянул о том, что все-таки лучшим другом Александра Невского был хан Батый, а ведь он правил именно на этой земле и здесь основал Золотую Орду. Ставить ли именно памятник – это другой момент. Но поскольку хан Батый основатель здешнего улуса, здешнего государства, которое, кстати, потом сыграло очень важную роль в истории России, то было бы неплохо для местных татар выступить с такой инициативой. Ну это, еще раз повторяю, не более чем тема для обсуждения.
Есть имена, которые вычеркнуты из истории, но их стоит вернуть. Если у нас Александр Невский – «имя России», то давайте и его друга вспомним, они ведь дружили! Кстати, сам Невский здесь неоднократно бывал. Давайте поставим памятник обоим – и Невскому, и Батыю. Как символ дружбы российского и татарского народов – почему бы нет?
Было бы, кстати, интересно узнать мнение местных татар. В Астрахани есть влиятельное татарское общество, мы с ними это обсуждали как раз. А в дальнейшем это просто надо обсуждать, учитывать все «за» и «против».
— А все-таки какая цель может быть у такого проекта?
— Ну вот смотрите. У нас в Астрахани поставили памятник Петру Первому. А этот царь здесь был всего-то в течение нескольких месяцев и мало что после себя оставил. Потом, поставили памятник Курбан-Газы – он певец, акын, ну это ладно. А когда есть лица куда более значительные для истории города, мне видится странной такая ситуация. Ведь именно при хане Батые Нижняя Волга стала таким центром огромнейшего государства.
Вообще, в Астрахани есть большой нераскрытый потенциал, связанный именно с Ордой. В ста километрах от областного центра, возле села Селитренное, есть развалины Сарай-Бату – того самого легендарного Сарая, столицы Золотой Орды, куда ездили за ярлыками русские князья. Это памятник международного уровня! И раз мы начинаем говорить об этом – действительно, давайте подходить объективно и обозначим эти моменты. Без ложного патриотизма, без идеологи, спокойно… Это ведь памятник архитектуры, его надо разрабатывать. Общероссийского масштаба достопримечательность. Ну и нужно знать тех людей, которые стояли у истоков этого города-памятника.
Астраханское ханство – эпизод в истории России. К нему надо относиться как к культурному наследию. У нас есть законы, программы, посвященные наследию. Именно в этом контексте мы эту идею обсуждаем. Пока это на уровне рассуждений.
— Да, но ведь именно Батый в 1237-41 годах разорил и сжег Рязань, Владимир, другие княжества…
— Что до нашествия Батыя – ну что сказать, что было, то было. Но и Александр Невский, заметим, не был праведником. Он со своими новгородцами тоже по-серьезному воевал, когда новгородские бояре изгнали его, победителя шведов и немцев, из города. Видимо, что-то не поделили… То есть, это все-таки рабочие моменты, вот как мне кажется.
Во всяком случае, упоминание о хане Батые в нашей историографии довольно сдержанные. Эмоции сдержанные, отношения. И еще раз говорю: давайте быть объективными к истории. Если мы возвеличиваем одного друга, я имею в виду Невского, как героя России, то было бы неплохо вспомнить и другую сторону.
P.S.
В Астраханском отделении татарского культурного общества «Дуслык» не смогли прокомментировать эту идею. «У нас об этом ничего не знают, — ответил изданию представитель общества. – Пока у нас идет работа, чтобы установить в Астрахани памятник великому татарскому поэту-просветителю Габдулле Тукаю. А что до памятника хану Батыю, то об этом никто пока не думал».
Между тем, идея об установке памятника хану Батыю – причем на сей раз в Москве – именно из-за своей провокационности уже озвучивалась несколько лет назад. На специально созданном небольшом сайте http://han-batyj.narod.ru неназванные авторы идеи предлагали поставить памятник Батыю на Лубянке, вместо стоявшего там в советские времена памятника Феликсу Дзержинскому.
При этом, как следует из размещенного на сайте манифеста, речь идет именно о пародийно-провокационном проекте. Батый рассматривается именно как один из наиболее бесспорных отрицательных фигур, «патентованный захватчик». Поэтому в композицию авторы идеи предлагали включить всевозможные символы порабощения российских народов государством, от кандалов до водочных бутылок. «Возможно оставить свободную нишу с надписью: "Хочешь сюда?"», — предлагают авторы сайта.
Напомним, что разного рода «колоритные» идеи с провокационным оттенком в последние месяцы появились во многих областях страны. Так, в карельской Сортавале местные жители пытались организовать референдум о присоединении к Финляндии, а на Ставрополье казаки собираются организовывать Русскую республику.
Одновременно, благодаря развитию внутреннего туризма в России, имеется и другая тенденция: в качестве достопримечательностей для раскрутки региона привлекаются самые легендарные и анекдотические персонажи – от Деда-Мороза в Великом Устюге до Мыши в Мышкине и Бабы-Яги в селе Кукобой Вологодской области. Под Воронежем владельцы одного из придорожных мотелей на трассе М4 даже поставили скандальную статую коня «Ярыжа» с человеческими гениталиями – по свидетельству сотрудников гостиницы, десятки людей ежедневно останавливаются у статуи, чтобы сфотографироваться, многие из них остаются тут поесть или переночевать.
Новаторство астраханской идеи с ханом Батыем – в том, что ее авторы решились объединить два тренда, провокационный и туристический. Их может ожидать как удача, так и крупный скандал и напряженность, которая туристов не привлечет, а отпугнет.
Антон Размахнин