«Регионы» выиграли тендер

17

30 июня в газете Верховной рады "Голос Украины" был опубликован закон "Об осуществлении государственных закупок". Законодательный акт с непростой судьбой был подписан президентом за 6 дней до опубликования. В силу он вступит 30 июля. Именно в этот день будут введены новые правила осуществления тендеров, значительно облегчающие жизнь предпринимателям. Но несмотря на многие положительные изменения, закон вряд ли сможет уничтожить многие коррупционные схемы при осуществлении госзакупок

От Яценко к Костусеву?

1 июня Верховная рада приняла закон Украины "Об осуществлении государственных закупок". "Принятие этого закона приблизит Украину к созданию зоны свободной торговли с ЕС. Этот документ значительно усилит позиции Украины в переговорном процессе со Всемирным банком и Европейской комиссией относительно продолжения сотрудничества с ними", — говорил накануне голосования вице-премьер-министр по экономическим вопросам Сергей Тигипко. В том, что подобный закон необходим, действительно никто не сомневался. "Важен сам факт принятия данного закона, поскольку соответствующие отношения в соответствии с 92 статьей Конституции Украины должны регулироваться исключительно законами Украины. Есть ряд судебных решений по конкретным спорам, ставивших под сомнение легитимность прежнего Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства", — считает партнер юридической фирмы ILF Сергей Сильченко.

Несмотря на такие положительные характеристики, следует помнить, что закон этот принимался весьма сложно. Первая его версия всполошила украинских экспертов, ведь ей предусматривалось ни больше, ни меньше возвращение Тендерной палаты. Правда, называться она стала бы по-другому — Агентство по вопросам госзакупок, но суть от этого не менялась. Именно поэтому Тигипко, так расхваливавший законопроект "Об осуществлении государственных закупок", изначально был вовсе не так оптимистично настроен. Он посчитал закон "неуместным". "Проведение реформ невозможно без четкого и понятного законодательства, которое отвечает как отечественным требованиям, так и международным стандартам. Процессы госзакупок должны быть прозрачными и открытыми. И, главное, закон о госзакупках должен сделать невозможными любые коррупционные проявления со стороны чиновников", — добавил Тигипко, критикуя законопроект, подготовленный Министерством экономики. Последнее явно было заинтересовано в воссоздании Тендерной палаты. Как свидетельствует журналистское расследование, проведенное "Украинской правдой", министр экономики Василий Цушко был тесно связан с бывшим вице-президентом Тендерной палаты, "бютовцем" Антоном Яценко. Связь эта, как утверждает "УП", была налажена через коммунистов, по квоте которых и был назначен министр экономики. Дошло до того, что Яценко говорил, что он может назначать и увольнять людей из экономического ведомства. Так, замначальника юридического отдела Минэкономики Татьяна Шестак в своей докладной записке министру писала: "На мои слова, что уволить меня может только министр, Яценко А.В. ответил, что он в министерстве руководит всеми вопросами, следовательно, я могу считать, что он министр". По сути, после назначения на пост министра экономики Цушко, в министерстве появились люди, связанные с Яценко. Среди таких Татьяна Сергиенко, Ирина Моторко и Андрей Мовчан. Казалось бы, "праздник" для "тендерщиков" будет длиться вечно. Но после многочисленных публикаций о злоупотреблениях в сфере госзакупок, государство решило взять эту сферу под свой контроль. Ведь мимо государственного кармана проходили весьма крупные суммы. "Идеология нового закона во многом отражает наиболее позитивные моменты прежнего Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг" от 22 февраля 2000 года, имевшиеся в его первоначальной редакции, до учреждения Тендерной палаты Украины и многочисленных посредников, "снимавших сливки" с бюджетного пирога", — считает Сильченко. И действительно, теперь заниматься тендерами будут лишь Минэкономики и Антимонопольный комитет. И то, полномочия их будут четко разграничены. Так, Минэкономики лишилось права определения исполнителя в случае закупки без предварительного тендера. Теперь для этого есть целая процедура, что значительно усложняет махинации. АМКУ получил функции органа обжалования. При этом, АМКУ не может отменять торги, а лишь приостанавливать их на 30 дней. Эта норма не позволит комитету превратиться во вторую Тендерную палату.

Но на этом "регионалы" решили не останавливаться и прописали еще одну интересную норму. "Фактически исключена возможность отдельных негосударственных структур путем переписывания 80 % текста закона разрабатывать тексты тендерной документации, регистрировать на нее авторские права и продавать ее заказчикам и участникам торгов", — говорит о новом законе Сильченко. Тендерная документация была одной из "фишек" Яценко. Еще в 2002 году, когда нынешний президент был премьер-министром, а нынешний глава правительства – вице-премьер-министром, Кабмин получил письмо от общественной организации "Центр тендерных процедур и бизнеспланирования", которая уведомила правительство, что она является обладателем авторских прав на тендерную документацию, которая должна использоваться в процессе госзакупок. Одним из руководителей этой организации и хозяином патента на документацию был … Антон Яценко. Когда СБУ взялась за рассмотрение этого казуса, оказалось, что "авторские находки" большей частью являются копиями отдельных положений закона "О закупке товаров, работ и услуг". Прошло долгих 7 лет, а Янукович и Азаров, судя по всему, ничего не забыли.

И все-таки они остаются

Казалось бы, с новым законом и госзакупки будут проводиться без злоупотреблений. Тем более, значительно сужены права Минэкономики. Да и Антимонопольному комитету вряд ли "светит" судьба новой Тендерной палаты. Но не тут-то было. Верховная рада не была бы Верховной радой, если бы не оставила в законе пару лазеек. "Если говорить о применении "коррупционных схем", то, наверняка, учитывая практику прошлых лет, наиболее вероятным будет неправомерное использование процедуры закупки у одного участника, а также злоупотребление правом обжалования действий заказчика. Если в первом случае выгоду потенциально может получить чиновник, дающий согласие на неконкурсную закупку, то во втором – недобросовестный жалобщик будет стремиться получить "откат" за отзыв жалобы", — описывает Сильченко возможную коррупционную схему. Ведь одной из норм нового закона является та, что субъектом, который может подать жалобу в Антимонопольный комитет Украины, является лишь лицо, право или законный интерес которого нарушены вследствие решения, действия или бездеятельности заказчика, противоречащих законодательству в сфере государственных закупок. "Эта размытая формулировка может впоследствии дать возможности для использования схемы недобросовестного обжалования", — говорит Сильченко. Более того, по словам юриста, у закона есть и ряд других весомых недостатков.

Один из них, по словам Сильченко, связан со снижением удельного веса ценового критерия при выборе победителя открытых торгов. Дело в том, что для того, чтобы выиграть тендер, можно "победить" конкурентов не только ценой, но и другими критериями. Например, сроком исполнения, условиями расчетов. В случае если для определения лучшего тендерного предложения используется неценовой критерий, должен быть определен его стоимостный эквивалент. "Если для определения победителя применяются другие критерии, то вес ценового критерия снижен до 50 процентов, что создаст возможности для манипулирования определенными критериями оценки, в частности, условиями оплаты. Стоило бы сохранить как минимум существующую стоимость ценового критерия в 70 процентов", — говорит Сильченко.

Кроме того, сохранен существующий механизм, который исключает возможность корректировки условий договора о закупке. "С одной стороны, это важная гарантия, исключающая недобросовестный сговор победителя торгов и заказчика, но подобный механизм противоречит требованиям Гражданского и Хозяйственного кодексов, порождает угрозу досрочного расторжения или отказа от выполнения договоров, что создает сложности для нормального функционирования бюджетных учреждений", — говорит юрист. Украинское законодательство продолжает оставаться противоречивым, что вряд ли может радовать.

Тем не менее, главная задача нового закона – поставить тендерные закупки под контроль государства. Судя по всему, придя во власть "регионалы" решили оттеснить своих конкурентов от бюджетной кормушки. С чем они успешно справились. Но принятие такого закона нанесет еще один удар по отношениям ПР и КПУ, в рядах которой находилось немало "тендерщиков". И вряд ли "регионалы" будут жертвовать деньгами ради опостылевших соратников по коалиции. Тем более, что "тушки" позволяют ПР обойтись в Верховной раде и без коммунистов. А это значит, что Цушко вполне может повторить судьбу Семиноженко.

Борис Рудь

Поделиться:
Загрузка...