Российское оружейное производство слабеет

15

Спросите любого россиянина, что хорошо умеют делать в России, и скорее всего он ответит: «Автоматы Калашникова». Их собирают на российском оружейном заводе “Ижмаш» — каждый год примерно по 100000 штук.

«Адмирал Горшков» (ныне —«Викрамадитья», что означает «Всемогущий») Фото svpressa.ru

Построенный в Николаеве авианосец (тогда он назывался «Баку»), 30 декабря 1987 года был включен в состав КСФ. Генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» Николай Калистратов и специалисты предприятия побывали с деловым визитом на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) – одном из крупнейших предприятий в отрасли Украины. Основная цель поездки – ознакомиться с опытом украинских корабелов по строительству авианосцев. Николай Калистратов провел переговоры с руководством черноморского завода и специалистами предприятия. По их результатам на Севмаш для передачи опыта приглашены трое сотрудников Черноморского судостроительного завода. Среди них – главный строитель «Баку» Евгений Михайлович Ентис.

Российские автомобили могут разваливаться на ходу, российские пассажирские самолеты могут пожирать топливо такими темпами, что даже национальная авиакомпания «Аэрофлот» сейчас в основном переключилась на западные машины, однако до сих пор россияне всегда могли с гордостью указать на грозную репутацию своего оружия – автоматов Калашникова, истребителей МиГ и Су.

И действительно, до последнего времени Россия по объемам экспорта вооружений уступала только Соединенным Штатам.

Однако сегодня в России оборонная отрасль, бюджет которой составляет 40 миллиардов долларов, увядает так же, как и гражданское производство.

Некогда легендарная российская военная продукция страдает от досадных проблем с контролем качества. В частности, Алжир недавно вернул России партию истребителей МиГ, в которых были обнаружены дефекты.

Модернизация авианосца для индийских ВМФ запаздывает на четыре года и обошлась на сотни миллионов долларов дороже, чем планировалось.

А вот и очевидный знак беды: рублем начинают голосовать сами российские военные. Москва сейчас ведет переговоры с Парижем о покупке четырех французских десантных вертолетоносцев. Эта сделка – если она будет заключена — будет самой крупной закупкой Россией иностранных вооружений со времен Второй мировой войны.

Покупка кораблей класса «Мистраль» «наиболее наглядным образом подчеркнет слабости российской оборонной промышленности», считает Дмитрий Тренин, военный аналитик Московского центра Карнеги, специализирующегося на исследовании политических проблем.

За пределами России геополитический аспект этой сделки приводит многих в отчаяние. По мнению критиков, Франция предает своих восточноевропейских союзников по НАТО.

Впрочем, почти столь же яростное противодействие сделка вызывает и в самой России — со стороны болельщиков российской оборонной промышленности.

Несмотря на то, что доля военного производства в ВВП России, составлявшая при коммунизме 20 процентов, опустилась в прошлом году до 4,28 процентов, традиционно все содержимое арсеналов российских вооруженных сил вплоть до последнего болта или патрона поставляют российские же производители. По словам Тренина, автаркия в вопросах снабжения армии долгое время была «священной коровой» национальной безопасности.

«Мы что, разучились строить корабли? — вопрошала в среду депутат от Коммунистической партии Светлана Савицкая на посвященных возможной покупке «Мистралей» слушаниях в российском парламенте. — Если вопрос только в том, что у них есть такие замечательные достижения, а у нас их якобы нет, то для этого есть военно-техническая разведка».

Многие эксперты полагают, что упадок начался с распада Советского Союза. По их мнению, когда Россия стала капиталистической, это затронуло и ее военную отрасль. Как и большая часть отраслей российской промышленности, она подверглась беспорядочной приватизации. Скажем, заводы и конструкторские бюро, разрабатывавшие их продукцию, продавались отдельно.

В перспективе это отрицательно сказалось на качестве. Крупные компании, унаследовавшие экспортные контракты с Китаем, Индией и странами Ближнего Востока продолжали получать прибыль, торгуя старыми моделями и запчастями к ним, но практически не разрабатывали новых.

Прекращение характерного для советских времен щедрого финансирования армии также привело к остановке сборочных линий на танковых и авиационных заводах.

Кроме того, в последнее время сектор попал в коварную экономическую ловушку, носящую название «голландской болезни». Дело в том, что рост прибылей от торговли природными ресурсами (в российском случае нефтью и газом) заставляет укрепляться национальную валюту страны, поднимая, таким образом, стоимость ее экспорта на мировых рынках.

Это отрицательно сказывается на конкурентоспособности российских компаний по торговле оружием. Рубль укреплялся в течение большей части прошлого десятилетия и упал лишь во время финансового кризиса. Сейчас он опять дорожает. Только за последние 12 месяцев он укрепился по отношению к доллару на 16 процентов.

У военных подрядчиков другие проблемы. Многие из инженеров эмигрировали, изрядная часть оставшихся приближается к пенсионному возрасту.

Впрочем, несмотря на трудности, некоторые компаний все равно, преуспевают и выпускают акции на рынок, размещая их на российской фондовой бирже РТС. Как сообщает промышленный аналитик московского инвестиционного банка «Ренессанс Капитал» Марина Алексеенкова, рыночная капитализация «Объединённой авиастроительной корпорации», объединяющей авиастроительные компании «МиГ» и «Сухой», превосходит 2 миллиарда долларов.

Вопрос в том, будет ли Москва покупать у этих относительно успешных компаний? До сих пор, иллюзия российской самодостаточности поддерживалась привычкой распределять бюджет между всеми российскими оборонными компаниями. Это значило, что деньги тратились на безнадежных неудачников – таких как российские производители портативных радиостанций.

Как сообщает в своем выпущенном в прошлом сентябре докладе о международной торговле оружием исследовательская служба Конгресса США, российская доля зарубежного рынка вооружений сократилась в 2008 году, когда начался финансовый кризис.

Доля России упала с 25,2 процентов от всех сделок в 2007 году до 7,8 процентов в 2008-м, graphics8.nytimes.com

В прошлом году на мировом рынке Россия продала вооружений на сумму в 3,5 миллиарда долларов, а в 2007 году – на сумму в 10,8 миллиарда. Она сильно отстает от Соединенных Штатов: американские компании продали в прошлом году оружия на 37,8 миллиардов долларов— это 68 процентов от мирового рынка вооружений.

В развивающемся мире, в котором Россия в 2004 и 2006 годах обгоняла по объемам военного экспорта даже Соединенные Штаты, ее доля рынка сильно сократилась. В целом уровень продаж оружия странам развивающегося мира не изменился, однако доля России упала с 25,2 процентов от всех сделок в 2007 году до 7,8 процентов в 2008-м – последнем году, за который имеются данные.

Когда начался кризис, традиционные клиенты России в Азии и на Ближнем Востоке стали воздерживаться от новых заказов.

Впрочем, по словам российских экспертов, доклад недооценивает объемы продаж российских компаний.

Государственная компания «Рособоронэкспорт», обладающая монополией на экспорт вооружений, утверждает, что в 2009 году она подписала ряд новых контрактов на сумму 15 миллиардов долларов.

Покупка Россией вооружения за рубежом может привести к положительному результату и способствовать модернизации отрасли, полагает заместитель главного редактора «Ежедневного журнала», военный обозреватель Александр Гольц. Судя по всему, речь идет о попытках модернизировать отрасль, усваивая иностранные технологии, подобно тому, как Россия пытается интегрировать иностранные сборочные заводы в свой автопром.

В области гражданского авиастроения «Сухой» совместно с итальянским аэрокосмическим гигантом Finmeccanica строит новый пассажирский самолет Russian Regional Jet; консультантом проекта по дизайну и маркетингу выступает Boeing.

На прошлой неделе в ходе визита премьер-министра Владимира Путина в Индию представители российской аэрокосмической отрасли объявили о переговорах с Индией по разработке экспортной версии первого российского стелс-истребителя T-50. В пятницу индийская армия подписала контракт на сумму 1,5 миллиарда долларов на покупку 29 истребителей МиГ-29 – тех самых, отвергнутых Алжиром – в палубной версии.

России придется удерживать иностранных клиентов, и позволить себе вкладывать деньги в производство всего спектра вооружений она больше не сможет, считает г-н Тренин из Центра Карнеги. Как показывают переговоры по «Мистралю», у России нет выбора: ей придется стать и продавцом, и покупателем.

«Россия, как Германия, как любая другая страна, будет вынуждена конкурировать и сотрудничать с другими продавцами на мировом оружейном базаре».

Эндрю Крамер ("The New York Times", США)

Поделиться:
Загрузка...