Переговоры между Украиной и Россией относительно контроля перемещений Черноморского флота РФ по украинской территории заходят в тупик в связи со сложностью разработки механизма такого контроля, — сообщил источник из числа участников переговорного процесса.
Фото mycityua.com
— Парадокс возникает следующий. Соглашения (об условиях нахождения ЧФ РФ в Украине) составлены грамотно, как полностью в их духе составлены и указы Президента Украины относительно передвижений ЧФ, и порядка пересечения государственной границы Украины. Но вопрос заключается в механизме выполнения. Его-то как раз и нет, и в его разработке и заключается вся сложность ведения с российской стороной диалога по этой теме, — сообщил источник.
Он констатирует, что с иными бывшими советскими республиками, где находятся российские войска, у России подобных проблем не возникает, поскольку в двусторонних соглашениях о нахождении российских войск на территории этих страны все вопросы урегулированы, весь механизм четко расписан. В украино-российских же соглашениях есть лишь базовые моменты. И вот как раз детали расписать «задним числом» оказывается весьма проблематичным. Переговорный процесс осложняется еще и тем, что все предложения Украины изменить в корне ситуацию и всего лишь привести ее к требованиям соглашений, в России по неизвестной причине воспринимают как какие-то недружественные шаги по отношению к России.
Однако, по словам источника, Киев во время последних переговоров предложил выход – если украинские предложения ей не подходят, пусть Россия сама предложит механизм такого контроля над ЧФ РФ.
— В связи с заявлениями российской стороны о том, что Украина принимает решения в одностороннем порядке, и пытается посредством «драконовских» методов регулировать деятельность Черноморского Флота РФ на своей территории, в ходе последних переговоров МИД Украины предложил России представить свое видение механизма согласования перемещения транспортных средств ЧФ по территории Украины. Мы хотим видеть позицию российской стороны — как она понимает выполнение требований, которые заложены в Соглашении. Тем более что в законодательстве Российской Федерации, нормы перемещения техники и вооружения практически идентичны аналогичным требованиям в украинском законодательстве, — рассказал он.
Напомним: 7 декабря в Москве провели политические консультации первый заместитель министра иностранных дел Украины Владимир Хандогий и заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин. Переговоры в части, касающейся вопроса контроля над ЧФ РФ, прошли безрезультатно, с формулировкой «стороны высказались за проведение дополнительных консультаций с целью поиска путей решения проблемных вопросов деятельности ЧФ России на экспертном уровне, в первую очередь в рамках Подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины». Очередное заседание Подкомиссии запланировано на весну 2010 года.
Комментарий:
В общем, по результатам работы представителей внешнеполитических ведомств двух стран в Москве можно смело констатировать: решение столь острого вопроса, как контроль за перемещениями ЧФ РФ по территории Украины, не сдвинулось ни на миллиметр.
Особенно растрогало заявление о «недопущении политизации» темы ЧФ РФ. С таким же успехом МИДы Украины и РФ могли договориться о порядке перемещения циклонов и антициклонов по территории двух стран, — как будто от них в этом вопросе что-то зависит. Как помним, к примеру, господин Порошенко сразу после своего назначения министром иностранных дел Украины полетел в Москву, где Украина и РФ «договорились» о дружелюбии и добрососедстве в украино-российском диалоге, после чего сразу же президент РФ Медведев насовал «дружелюбных» заявлений в западные СМИ о том, какое сволочное это нынешнее украинское руководство, премьер РФ Путин принялся в ходе визита в Украину измываться (российские СМИ писали – «стебаться») над Президентом Украины, а сам МИД РФ клепает как пирожки официальные «добрососедские» заявления то о «героизации фашистских прислужников» в Украине, то о ее причастности как государства к незаконному вывозу оружия из Северной Кореи, то еще о чем.
На фоне всего этого нынешние умиротворяющие заявления по ЧФ могут вызвать разве что снисходительную улыбку. Поскольку любому ясно: все, что говорится в Москве, пока оно не записано в должным образом оформленных соглашениях, — туфта чистой воды. Хотя, если и записано, — еще, как говорится, не факт…
Между тем, решение вопроса о контроле Украиной перемещений по ее территории техники, вооружений и личного состава ЧФ РФ, представляется весьма актуальным. Тем более, что мы видим стремление Киева «довести до ума» те положения, которые зафиксированы в соглашениях по ЧФ РФ еще в 1997 году, на фоне обратных стремлений российской стороны, пытающейся всеми силами не допустить решения этого вопроса.
Напомним: в августе 2008 года, Виктор Ющенко утвердил порядок согласования с компетентными органами Украины передвижений, связанных с деятельностью военных формирований Черноморского флота России вне мест их дислокации на территории Украины. Утвержденный документ определяет, что любое перемещение транспортных средств ЧФ РФ по территории страны должно быть согласовано с "компетентными органами" украинского государства. Среди таковых значатся МИД, МВД, Служба безопасности Украины, МЧС, Госпогранслужба и Гостаможня, а также Министерство обороны.
Кроме того, Президент утвердил порядок пересечения государственной границы Украины военнослужащими, военными кораблями (судами обеспечения) и летательными аппаратами ЧФ РФ. При пересечении границы Украины корабли и воздушные суда флота обязаны не менее чем за 72 часа уведомить Генштаб Украины о своем намерении, а также о наличии на борту лиц, вооружения, боеприпасов и взрывоопасных веществ, военного имущества и транспортируемого оборудования.
Прежде всего, проблема номер один — это позиция России. То есть в Москве вроде как декларируют стремление вести диалог, но основной постулат состоит в следующем: все давно решено, в существующих соглашениях все прописано, а потому говорить и не о чем, — все украинские законодательные акты, призванные развить положения соглашений до логичного конца – это «нехорошие излишества». Причем тот простой факт, что выполнение ЧФ РФ украинского законодательства записано в тех самых соглашениях – никого в Москве не смущает.
Если же Киеву удается доказать тот очевидный факт, что в соглашениях не расписан механизм контроля, то аргумент Кремля в этом случае следующий: все ваши предложения – это попытки в отношении ЧФ РФ иметь полномочия большие, чем это предусмотрено в тех же соглашениях. Что есть антироссийские, недружелюбные и недобрососедские шаги. На этом диалог и заканчивается.
В Киеве, между тем, отмечают, что в ряде принципиальных случаев можно и не придумывать ничего нового – достаточно использовать даже не украинскую, а российскую (!) существующую законодательную базу. Например, касающуюся перевозки опасных грузов. Ведь стоит командованию ЧФ РФ применять действующий в России алгоритм извещения госструктур – ГАИ, МЧС, городских властей в Севастополе и Крыму, — и масса проблем снимается. Согласовать маршрут передвижения (а кто на ЧФ знает – может, по тому маршруту, по которому они собрались везти ракеты или взрывчатку, на это время запланированы массовые мероприятия, может, движение вообще будет перекрыто?) сложности не представляет. И российские военные в самой России именно так и поступают. А в Украине они же почему-то этого не делают – слишком для них сложно. Отчего же? Как это еще классифицировать, как не наплевательское отношение к Украине, к существующим соглашениям, к ее законам и порядкам, к здоровью и жизни украинских граждан, наконец?
Отметим при этом такую деталь: согласно утверждений участников переговорного процесса, все, что касается «воздуха» и «воды» (то есть перемещений по морю и в воздухе), по ЧФ РФ вопросов нет – там все решено, расписано, и работает. Проблемой являются как раз «сухопутные», наземные перемещения ЧФ РФ.
Борис Такаев, Анна Шумакова