Призрак импичмента

13

На этот раз импичмент угрожает уже не многострадальному Ющенко. Депутаты готовятся заложить мину под будущего Президента. Потому что не без оснований подозревают оного в возможных нарушениях закона, стремлении к авторитаризму и ограничению полномочий Верховной Рады.

Попытка номер N

Согласно принятому парламентом в первом чтении законопроекту о временных следственных комиссиях (напомним, предыдущий был «зарублен» Конституционным судом по обращению нынешнего главы державы), депутатов можно будет избирать следователями и прокурорами, дабы судить Президента. Депутаты торопятся: если они смогут принять это закон в измененном виде до выборов, новый Гарант им этого не позволит. Хотя и

не особо может этого закона опасаться.

Предыдущий закон о ВСК (временных следственных комиссиях) был принят почти год назад – в январе 2009. г. тогда он был направлен в тактическом смысле против Ющенко – готовилась нейтрализация Президента в преддверии переговоров о «ширке». Ющенко, естественно, закон сразу же ветровал, а после провала вето подал в Конституционный суд. Осенью КС отменил закон тотально, сославшись на нарушение процедуры его принятия – закон был опубликован с датой его принятия в первом чтении, а не повторного рассмотрения после преодоления президентского вето.

Наученные горьким опытом формализма, депутаты на это раз будут более внимательными. Сейчас им главное – провести процедуру принятия закона в сжатые сроки. Помимо самой процедуры импичмента, важно наконец-то урегулировать правовой статус ВСК и специальной комиссии для проведения импичмента Президента.

Все предыдущие процедуры импичмента разбивались об отсутствие закона о временных следственных комиссиях. Потому угрозы и Кучме, и Ющенко не выходили за рамки сотрясания воздуха. У следующего главы государства шансов проправить без дамоклова меча импичмента – меньше. Несмотря на то, что характер каждого из двух вероятных сменщиков Ющенко гораздо посильнее, и воли намного больше, чем у гаранта нынешнего.

После тяжелой и продолжительной процедуры…

В принятом ВР законопроекте предусматривается, что у комиссии по импичменту будет особый статус. Она может быть создана в случае наличия подписей 226 депутатов. Для ее создания нужна, конечно же, весомая аргументация – факты, говорящие о государственной измене или иных деяниях, угрожающих суверенитету, территориальной целостности, экономическим, научно-техническим, национально-культурным и социальным интересам Украины.

Еще одно новшество в новый закон – в нее теперь будут входить прокурор и следователь со специальным статусом, причем таким человеком может стать как народный депутат, так и приглашенное лицо. Этот человек должен иметь не менее чем десятилетний стаж работы следователем или прокурором.

Члены комиссии пользуются максимальными возможностями – им никто не имеет права отказать в получении документов или ответе на вопросы.

Комиссия проводит предварительное следствие два месяца. После этого нужно или выносить обвинение, или заявить о прекращении процедуры импичмента. Выводы комиссии рассматриваются на заседании парламента сразу же после отчета. После этого, в случае решения об обвинении Президента, обращение направляется в Конституционный и Верховный суды. Первый выносит решение о том, была ли соблюдена конституционная процедура при сборе материалов и рассмотрении дела, второй – решает, содержат ли действия Президента признаки наказуемого импичментом преступления.

После этого парламент выносит постановление об отстранении главы державы. Затем проводится голосование. Но только, если депутатов наберется 300, Президента, даже признанного виновным, могут отправить в отставку.

В последнем пункте, формально целиком законном, и есть спасательный круг для даже кругом виновного Президента. 300 голосов можно и не собрать – интриги, политическое противостояние в случае даже целимо законной процедуры импичмента будут зашкаливать.

Таким образом, процедура импичмента остается по-прежнему очень громоздкой и содержащей массу подводных камней. На любом этапе она может быть прервана, признана неконституционной ли «зарублена» на итоговом голосовании.

Инквизиция или самозащита?

Однако и в переделанном депутатами законе содержатся сомнительные, с точки зрения законности, положения. Так, за отказ давать показания ВСК предусматривается уголовная ответственность. А ведь временная следственная комиссия – это не правоохранительный орган. Приписывать ему инквизиторские полномочия — не конституционно.

Оба вероятных преемника Ющенко, возможно, не замечают в шумихе предвыборной гонки, что депутаты, в том числе и их собственных фракций, подкладывают им большую свинью. Или, возможно, они об этом знают, но не уделяют потенциальной опасности внимания. Они думают, что смогут настолько подмять под себя парламент или же расстроить любую возможную процедуру импичмента интригами и подкупом, что не отвлекаются на потуги законодателей.

У нового главы державы есть возможность отменить или изменить этот закон, или же подать в тот же Конституционный суд и добиться отмены законопроекта по очередному поводу. Все будет зависеть от влияния Президентской стороны.

В первый период царствования нового Президента его власть не будет сильной. Но в этот период невозможно будет и воспользоваться новым законом – еще не будет достаточно материала, да и политическая борьба будет вестись иными методами. Вначале нужно будет провести парламентские выборы, посмотреть на результаты, потом попытаться «перетряхнуть» парламент, а вот уж если обижаемые законодатели взбрыкнут

Так что в первый год-полтора новому Президент бояться процедуры импичмента нечего. А потом или же установится авторитарное правление, и тогда такая процедура станет невозможной или же, наоборот, на главу державы начнут «наезжать», и делать это очень активно. Но и в этом случае вероятность импичмента невысока.

Похоже, что для депутатов принятие этого закона важно более по принципиальным соображениям. Они заранее показывают новому Президенту зубы.

Но ему (или ей) эти зубы совсем не страшны.

Кирилл Валихов

Поделиться:
Загрузка...