К 2015 году, а может даже раньше, Китай будет обладать мощным океанским флотом, способным выполнять широкий спектр задач вдалеке от берегов страны и соперничать с флотами других государств, до сих пор традиционно доминировавших в акваториях Тихого и Индийского океанов.
Фото militaryparitet.com
Ключевая роль в доктрине Пекина по усилению своего флота, по примеру ВМС США, будет отдана авианосцам, которые Китай научился создавать, перенимая лучшие достижения и наработки СССР и Соединенных Штатов.
Первым китайским авианосцем, судя по всему, станет построенный в Николаеве авианесущий крейсер «Варяг», проданный Украиной Китаю для создания плавающего центра развлечений и казино. За прошедшие годы китайцы сохранили, изучили и модернизировали корабль. Сегодня они готовы самостоятельно приступить к постройке новых кораблей подобного класса.
Политинформация
В небольшой комнате пекинского отеля, увешанной портретами Мао Цзэдуна, яблоку негде упасть. Несколько десятков человек бурно обсуждают нынешнюю политическую и экономическую ситуацию в мире. Председательствующий – мужчина средних лет – берет слово и говорит о том, что нынешний экономический кризис создает для Китая перспективу скорой победы над капитализмом. Поднебесная входит в период роста и глобального доминирования, что уже беспокоит Запад.
Всех этих людей, собравшихся на своеобразную политинформацию, объединила приверженность левым идеям председателя Мао, порой даже более левым, чем у китайских коммунистов. «Маофлаг» – так называется сайт, вокруг которого уже не раз разгорались отчаянные споры, на его страницах появлялась критика ошибок китайского руководства, его либерализма и слишком буквального понимания заветов «патриарха китайских реформ» Дэн Сяопина, слова которого в Пекине повторяли, как мантру: «До поры притвориться слабым, не высовываться в лидеры, развиваться последовательно и скрывать свои реальные возможности».
Левые идеи все более популярны. Их приверженцы считают себя истинными патриотами Китая. Они настаивают, чтобы их страна перестала притворяться слабой, наконец-то заявила о своих амбициях и наказала своих извечных обидчиков. «Теперь мы должны построить авианосец, – заключает ведущий, – ибо война с Западом неизбежна». Удивительно, но если отбросить воинственную маоистскую риторику, то заявления официальных китайских лиц в чем-то схожи с народным мнением.
«Постройка авианосца – символ значимости нации. Это крайне необходимо… Китай уже обладает возможностями для строительства авианосцев и должен использовать их», – сказал китайский адмирал Ху Янлин в интервью одному из центральных китайских СМИ минувшей весной. Как раз в то время как китайский парламент голосовал за 19-процентное увеличение расходов на оборону в 2009 году.
После первого полета китайского космонавта в космос, Олимпиады в Пекине и EXPO-2010 в Шанхае, Китай готовит следующий сюрприз – на этот раз в море. Пекин не торопит события и пока медлит с официальным объявлением, но китайцы уже его ждут.
Фото jeffhead.com
Большое море Китая
Исторически экспансия Китая на море происходила менее интенсивно, чем расширение владений на суше вглубь евроазиатского материка. И это при том, что уже в Средневековье китайские мореходы вели активную деятельность в южных морях и хорошо освоили берега Индийского океана, вплоть до Африки. Есть гипотеза, что и в Америке они побывали раньше Колумба. Однако на расположенный под боком Тайвань китайцы обратили внимание лишь в XVII веке, сделав его своей первой заморской территорией. Эта невнимательность к островам и незащищенность с моря сыграли не последнюю роль в экспансии иностранных держав и колонизации Китая в ХIХ столетии. В ХХ веке отсутствие флота делало Китай беззащитным против агрессии японцев, а после гражданской войны и создания КНР в 1949 году стало одним из факторов, почему армии Китая было нелегко выбить Гоминьдан с Тайваня.
Этому есть несколько объяснений. Восточнее Китая издревле находилась Япония, всегда уделявшая повышенное внимание морским силам и активно распространявшая свое влияние на близлежащие острова. Интересно и то, что в американской стратегической доктрине также вполне прозрачно указывается, что Вашингтон прилагает все силы для того, чтобы направить китайскую экспансию по традиционному маршруту – вглубь континента. Эта доктрина работала в годы холодной войны и вплоть до последнего времени позволяла сохранять преимущество американских ВМС в регионе Тихого океана. Примечательно, что даже сегодня Пекин во многом действует по старинке. Правда, теперь, развивая Шанхайскую организацию сотрудничества и дружеские связи с Россией и Центрально-азиатскими государствами, а также Пакистаном, он обезопасил себе тылы для того, чтобы повернуться всей мощью в сторону моря. Ведь с морскими соседями у Китая были и остаются спорные вопросы и территории, а «возвращение Тайваня в лоно родины» провозглашено главной целью китайского руководства.
Фото jeffhead.com
Создание современного флота становится для Китая одной из важнейших задач. Остальному миру это дали понять в апреле, во время празднования 60-летия ВМС КНР. В ходе морского парада в Циндао фурор произвели китайские атомные субмарины, но было очевидно, что символом мощи станут не они. Китайцы более 20 лет изучают технологии создания авианесущих кораблей. Достаточно сказать, что сегодня у них сформировалась самая большая в мире коллекция советских авианосцев. Из трех кораблей класса «Киев» китайцы купили два, а последнее судно из этой серии Россия продает Индии. Все корабли переоборудованы в парки патриотического воспитания. Более современный «Варяг», приобретенный за 28 млн. долларов, будет использован для иных целей.
Празднование 60-летия ВМС КНР. Лидер КНР Ху Дзиньтао принимает парад на борту эсминца
Суперсекретное «казино»
Едва ли кто-то думал, что китайцы покупают у Украины недостроенный «Варяг» для создания очередного парка развлечений, хотя в договоре о покупке и было условие, что корабль не может быть переоборудован в боевой. В 2002 году, завершив двухлетнее плавание из Черного моря в Южно-Китайское, он так и не был доставлен покупателю в Макао. Вместо этого «Варяг» был отбуксирован прямиком в город Далянь – центр китайского кораблестроения, где долго простаивал на рейде. Возможно, в этот период в Пекине решали, что же делать с громоздким приобретением. Он не был заброшен, все эти годы «кусок металлолома» усиленно охраняли. В 2006-м на нем начали проводить работы, ставшие заметными, ведь, учитывая габариты «Варяга», его нельзя спрятать от посторонних глаз. Корпус окрасили в светло-серые цвета кораблей китайских ВМС. По мере того как интерес к происходящему возрастал, стало очевидно, что внутри корпуса идут работы – на корабль завозили и вывозили грузы. В конце 2008 года стало известно, что авианесущий крейсер уже якобы нарекли китайским именем «Ши Лан» – в честь пирата, а потом и китайского адмирала, в XVII столетии завоевавшего для империи Цин остров Тайвань. Пока новость о переименовании не подтверждена официально, поскольку информация получена от рабочих верфи, к тому же китайские корабли не называют именами людей. Впрочем, название «Варяг» уже сбито с борта корабля. Известен наверняка лишь бортовой номер 83.
Весной корабль совершил новое плавание – был отбуксирован в другой сухой док для проведения работ под днищем. Корпус и палубу китайцы уже привели в порядок. В апреле появились данные, что китайский пилот выполнил первый испытательный взлет с палубы «Варяга» на новейшем отечественном истребителе J-10. Уже более года в КНР существует эскадрилья морских пилотов, которые пока отрабатывают взлеты и посадки с палубы авианосца на наземном аэродроме, повторяющем конфигурацию палубы «Варяга» с трамплином. Поговаривают также, что китайцы скопировали – по крайней мере, частично – и построили у себя центр по типу расположенной в Крыму тренировочной базы для пилотов палубной авиации «НИТКА». В октябре стало известно, что в городе Ухань, в центральном Китае, прямо на крыше одного из оборонных исследовательских центров в рекордные сроки была воссоздана палуба «Варяга» в натуральную величину. Эксперты, анализировавшие фото, считают, что там будут тренировать персонал по обслуживанию систем авианосца. Таким образом, как признают военные эксперты и Запада, и России, Китай системно подошел к вопросу создания авианесущего корабля, готовя для него летчиков, обслуживающий персонал и специалистов-строителей. Есть данные, что на верфи в Шанхае уже заложен первый авианосец собственно китайского производства, который по характеристикам будет напоминать «Варяг», но получит ядерную энергетическую установку. Несколько дней назад в китайском интернете появились фото того, как в 2015 году будет выглядеть «Варяг» или созданные на его базе китайские авианосцы. Есть также данные, что пока строятся эти новые корабли, «Варяг» станет учебным центром для пилотов палубной авиации.
Однако и для этого предстоит решить ряд существенных проблем, в частности, прояснить один из важнейших вопросов, о силовой установке. Четыре турбины, которыми оснащаются подобные корабли, были выведены из строя еще в Николаеве перед продажей, по настоянию США. Маловероятно, что китайцы могут воссоздать их самостоятельно, без привлечения экспертной помощи из России или Украины. Впрочем, украинские заводы уже сотрудничают с КНР в этом направлении, оснастив своими установками китайские боевые фрегаты. Китайцам нужно продумать и создать достаточно сложную систему управления и электросети корабля, проложить десятки километров кабелей. Оборудовать «остров» – возвышающуюся над палубой надстройку величиной с многоэтажный дом, в котором находятся системы управления кораблем и одновременно командный пункт авиасоединения. На решение всех вопросов могут уйти годы. К проекту привлечены несколько крупнейших китайских научно-исследовательских центров в разных уголках страны, а всего в программе по созданию авианосцев будут задействованы до 80 тысяч человек, рабочих и инженеров. Впрочем, есть данные, что «Варяг» могут включить в боевой состав флота уже в 2010 году.
Алексей КОВАЛЬ
Фото china-defense.com
Фото china-defense.com
Фото china-defense.com
Наземный аэродром в форме авианосца. Фото china-defense.com
Наземный аэродром в форме авианосца. Фото china-defense.com
Фото china-defense.com