Наш гордый «Варяг»…

856

К 2015 году, а может даже раньше, Китай будет обладать мощным океанским флотом, способным выполнять широкий спектр задач вдалеке от берегов страны и соперничать с флотами других государств, до сих пор традиционно доминировавших в акваториях Тихого и Индийского океанов.

Фото militaryparitet.com

Ключевая роль в доктрине Пекина по усилению своего флота, по примеру ВМС США, будет отдана авианосцам, которые Китай научился создавать, перенимая лучшие достижения и наработки СССР и Соединенных Штатов.

Первым китайским авианосцем, судя по всему, станет построенный в Николаеве авианесущий крейсер «Варяг», проданный Украиной Китаю для создания плавающего центра развлечений и казино. За прошедшие годы китайцы сохранили, изучили и модернизировали корабль. Сегодня они готовы самостоятельно приступить к постройке новых кораблей подобного класса.

Политинформация

В небольшой комнате пекинского отеля, увешанной портретами Мао Цзэдуна, яблоку негде упасть. Несколько десятков человек бурно обсуждают нынешнюю политическую и экономическую ситуацию в мире. Председательствующий – мужчина средних лет – берет слово и говорит о том, что нынешний экономический кризис создает для Китая перспективу скорой победы над капитализмом. Поднебесная входит в период роста и глобального доминирования, что уже беспокоит Запад.

Всех этих людей, собравшихся на своеобразную политинформацию, объединила приверженность левым идеям председателя Мао, порой даже более левым, чем у китайских коммунистов. «Маофлаг» – так называется сайт, вокруг которого уже не раз разгорались отчаянные споры, на его страницах появлялась критика ошибок китайского руководства, его либерализма и слишком буквального понимания заветов «патриарха китайских реформ» Дэн Сяопина, слова которого в Пекине повторяли, как мантру: «До поры притвориться слабым, не высовываться в лидеры, развиваться последовательно и скрывать свои реальные возможности».

Левые идеи все более популярны. Их приверженцы считают себя истинными патриотами Китая. Они настаивают, чтобы их страна перестала притворяться слабой, наконец-то заявила о своих амбициях и наказала своих извечных обидчиков. «Теперь мы должны построить авианосец, – заключает ведущий, – ибо война с Западом неизбежна». Удивительно, но если отбросить воинственную маоистскую риторику, то заявления официальных китайских лиц в чем-то схожи с народным мнением.

«Постройка авианосца – символ значимости нации. Это крайне необходимо… Китай уже обладает возможностями для строительства авианосцев и должен использовать их», – сказал китайский адмирал Ху Янлин в интервью одному из центральных китайских СМИ минувшей весной. Как раз в то время как китайский парламент голосовал за 19-процентное увеличение расходов на оборону в 2009 году.

После первого полета китайского космонавта в космос, Олимпиады в Пекине и EXPO-2010 в Шанхае, Китай готовит следующий сюрприз – на этот раз в море. Пекин не торопит события и пока медлит с официальным объявлением, но китайцы уже его ждут.

Фото jeffhead.com

Большое море Китая

Исторически экспансия Китая на море происходила менее интенсивно, чем расширение владений на суше вглубь евроазиатского материка. И это при том, что уже в Средневековье китайские мореходы вели активную деятельность в южных морях и хорошо освоили берега Индийского океана, вплоть до Африки. Есть гипотеза, что и в Америке они побывали раньше Колумба. Однако на расположенный под боком Тайвань китайцы обратили внимание лишь в XVII веке, сделав его своей первой заморской территорией. Эта невнимательность к островам и незащищенность с моря сыграли не последнюю роль в экспансии иностранных держав и колонизации Китая в ХIХ столетии. В ХХ веке отсутствие флота делало Китай беззащитным против агрессии японцев, а после гражданской войны и создания КНР в 1949 году стало одним из факторов, почему армии Китая было нелегко выбить Гоминьдан с Тайваня.

Этому есть несколько объяснений. Восточнее Китая издревле находилась Япония, всегда уделявшая повышенное внимание морским силам и активно распространявшая свое влияние на близлежащие острова. Интересно и то, что в американской стратегической доктрине также вполне прозрачно указывается, что Вашингтон прилагает все силы для того, чтобы направить китайскую экспансию по традиционному маршруту – вглубь континента. Эта доктрина работала в годы холодной войны и вплоть до последнего времени позволяла сохранять преимущество американских ВМС в регионе Тихого океана. Примечательно, что даже сегодня Пекин во многом действует по старинке. Правда, теперь, развивая Шанхайскую организацию сотрудничества и дружеские связи с Россией и Центрально-азиатскими государствами, а также Пакистаном, он обезопасил себе тылы для того, чтобы повернуться всей мощью в сторону моря. Ведь с морскими соседями у Китая были и остаются спорные вопросы и территории, а «возвращение Тайваня в лоно родины» провозглашено главной целью китайского руководства.

Фото jeffhead.com

Создание современного флота становится для Китая одной из важнейших задач. Остальному миру это дали понять в апреле, во время празднования 60-летия ВМС КНР. В ходе морского парада в Циндао фурор произвели китайские атомные субмарины, но было очевидно, что символом мощи станут не они. Китайцы более 20 лет изучают технологии создания авианесущих кораблей. Достаточно сказать, что сегодня у них сформировалась самая большая в мире коллекция советских авианосцев. Из трех кораблей класса «Киев» китайцы купили два, а последнее судно из этой серии Россия продает Индии. Все корабли переоборудованы в парки патриотического воспитания. Более современный «Варяг», приобретенный за 28 млн. долларов, будет использован для иных целей.

Празднование 60-летия ВМС КНР. Лидер КНР Ху Дзиньтао принимает парад на борту  эсминца

Суперсекретное «казино»

Едва ли кто-то думал, что китайцы покупают у Украины недостроенный «Варяг» для создания очередного парка развлечений, хотя в договоре о покупке и было условие, что корабль не может быть переоборудован в боевой. В 2002 году, завершив двухлетнее плавание из Черного моря в Южно-Китайское, он так и не был доставлен покупателю в Макао. Вместо этого «Варяг» был отбуксирован прямиком в город Далянь – центр китайского кораблестроения, где долго простаивал на рейде. Возможно, в этот период в Пекине решали, что же делать с громоздким приобретением. Он не был заброшен, все эти годы «кусок металлолома» усиленно охраняли. В 2006-м на нем начали проводить работы, ставшие заметными, ведь, учитывая габариты «Варяга», его нельзя спрятать от посторонних глаз. Корпус окрасили в светло-серые цвета кораблей китайских ВМС. По мере того как интерес к происходящему возрастал, стало очевидно, что внутри корпуса идут работы – на корабль завозили и вывозили грузы. В конце 2008 года стало известно, что авианесущий крейсер уже якобы нарекли китайским именем «Ши Лан» – в честь пирата, а потом и китайского адмирала, в XVII столетии завоевавшего для империи Цин остров Тайвань. Пока новость о переименовании не подтверждена официально, поскольку информация получена от рабочих верфи, к тому же китайские корабли не называют именами людей. Впрочем, название «Варяг» уже сбито с борта корабля. Известен наверняка лишь бортовой номер 83.

Весной корабль совершил новое плавание – был отбуксирован в другой сухой док для проведения работ под днищем. Корпус и палубу китайцы уже привели в порядок. В апреле появились данные, что китайский пилот выполнил первый испытательный взлет с палубы «Варяга» на новейшем отечественном истребителе J-10. Уже более года в КНР существует эскадрилья морских пилотов, которые пока отрабатывают взлеты и посадки с палубы авианосца на наземном аэродроме, повторяющем конфигурацию палубы «Варяга» с трамплином. Поговаривают также, что китайцы скопировали – по крайней мере, частично – и построили у себя центр по типу расположенной в Крыму тренировочной базы для пилотов палубной авиации «НИТКА». В октябре стало известно, что в городе Ухань, в центральном Китае, прямо на крыше одного из оборонных исследовательских центров в рекордные сроки была воссоздана палуба «Варяга» в натуральную величину. Эксперты, анализировавшие фото, считают, что там будут тренировать персонал по обслуживанию систем авианосца. Таким образом, как признают военные эксперты и Запада, и России, Китай системно подошел к вопросу создания авианесущего корабля, готовя для него летчиков, обслуживающий персонал и специалистов-строителей. Есть данные, что на верфи в Шанхае уже заложен первый авианосец собственно китайского производства, который по характеристикам будет напоминать «Варяг», но получит ядерную энергетическую установку. Несколько дней назад в китайском интернете появились фото того, как в 2015 году будет выглядеть «Варяг» или созданные на его базе китайские авианосцы. Есть также данные, что пока строятся эти новые корабли, «Варяг» станет учебным центром для пилотов палубной авиации.

Однако и для этого предстоит решить ряд существенных проблем, в частности, прояснить один из важнейших вопросов, о силовой установке. Четыре турбины, которыми оснащаются подобные корабли, были выведены из строя еще в Николаеве перед продажей, по настоянию США. Маловероятно, что китайцы могут воссоздать их самостоятельно, без привлечения экспертной помощи из России или Украины. Впрочем, украинские заводы уже сотрудничают с КНР в этом направлении, оснастив своими установками китайские боевые фрегаты. Китайцам нужно продумать и создать достаточно сложную систему управления и электросети корабля, проложить десятки километров кабелей. Оборудовать «остров» – возвышающуюся над палубой надстройку величиной с многоэтажный дом, в котором находятся системы управления кораблем и одновременно командный пункт авиасоединения. На решение всех вопросов могут уйти годы. К проекту привлечены несколько крупнейших китайских научно-исследовательских центров в разных уголках страны, а всего в программе по созданию авианосцев будут задействованы до 80 тысяч человек, рабочих и инженеров. Впрочем, есть данные, что «Варяг» могут включить в боевой состав флота уже в 2010 году.

Алексей КОВАЛЬ

В 2010 году Китай может начать ходовые испытания бывшего украинского авианосца «Варяг»

Фото china-defense.com

В 2010 году Китай может начать ходовые испытания бывшего украинского авианосца «Варяг»

Фото china-defense.com

В 2010 году Китай может начать ходовые испытания бывшего украинского авианосца «Варяг»

Фото china-defense.com

В 2010 году Китай может начать ходовые испытания бывшего украинского авианосца «Варяг»

Наземный аэродром в форме авианосца. Фото china-defense.com

В 2010 году Китай может начать ходовые испытания бывшего украинского авианосца «Варяг»

Наземный аэродром в форме авианосца. Фото china-defense.com

Фото china-defense.com

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Фото china-defense.com

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО
Фото china-defense.com
Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Первый китайский авианосец будет идентичен российскому кораблю "Адмирал Кузнецов" ФОТО

Фото china-defense.com

 

 

 

Поделиться:
Загрузка...