Эту машину смело можно назвать легендой советского автопрома. Многие водители начинали свою практику именно за рулем "Жигулей". Автомобили с берегов Тольятти — "копейки", "шестерки", "Нивы", "Лады" — вот уже сорок лет бороздят просторы континента от Атлантики до Камчатки.
Конвейер АвтоВАЗа
Сложно в это поверить, но на ВАЗе готовятся к прекращению выпуска этих моделей. Хотя если это произойдет, каждый нынешний владелец "Жигулей" автоматически станет обладателем раритетного автомобиля.
За свою автомобильную карьеру Андрей ездил на 14 машинах. Но лучше "Жигулей", говорит, нет! Пусть иногда заводится не с первого раза, пусть ей уже за 30, но на другую ее не променяет.
Андрей Кузнецов, президент автоклуба "ВАЗ 2101":
— Эту машину уговаривал довезти до дома. Просил: довези до дома. Довозила до дома, останавливалась, и больше не заводилась. Но довозила.
"Жигули" — это целая история. И об этом автомобиле Андрей готов рассказывать часами. Например, как "Жигули" стали "Ладой". Ну не могли иностранцы выговаривать букву "ж". Пришлось спасать советский экспорт — поменяли название.
Копейка Андрея вышла из этого цеха. Главный конвейер "АвтоВАЗа" — когда-то гордость большой коммунистической страны. А теперь — проблема. Уже России.
Лариса Задорожная, корреспондент:
— Этот конвейер в нынешнем году останавливали дважды — 8 недель простоя. "Искусственное дыхание" автогиганту попыталось сделать государство. Миллиарды бюджетных рублей здоровье поправили, но вылечить "АвтоВАЗ" так и не смогли.
Конвейер — на полтора километра. Вот то, что здесь называют "свадьба". Это когда кузов соединяют с двигателем. А этот цвет вы не найдете нигде в Европе. Романтическое название "Бархан" — специально для Ближнего Востока. Скорость конвейера еще та — передовая!
Каждые 22 секунды сходит новый автомобиль. Большинство идут на склад — пылиться до лучших времен. Покупатели не спешат даже за иномарками, а тут пресловутое "ВАЗовское качество". Распрощаться с ним не поможет, а заставит кризис, говорят на заводе.
Максим Нагайцев, вице-президент ОАО "АвтоВАЗ":
— Кризис можно пережить, можно по его поводу переживать. Но на самом деле можно использовать.
Россия спасает "Титаник на Волге" как только может. Вот Владимир Путин личным примером пытается рекламировать отечественные автомобили. За свои деньги покупает родную "Ниву". Из 26 вице-президентов на "АвтоВазе" остаются только 11. Из их гаража продают все "Мерседесы". Начальство ездит на работу в дорогих заграничных костюмах, но на недорогих отечественных машинах.
Игорь Буренков, директор по внешним связям ОАО "АвтоВАЗ":
— На работу и по рабочим моментам на "Приоре". На той машине, на которой и должен ездить человек, который работает на "АвтоВАЗе".
Правда, за воротами этого самого "АвтоВАЗа" заезжий московский топ-менеджмент снова пересаживается в "Мерседес". И в этом едва ли не главная причина кризиса — самого страшного за все 40 лет существования завода: нет доверия к российским "Ладам".
На заводе "АвтоВАЗ" собирают в одном цеху — модели постарше. Тут все гайки закручивают вручную. В другом — разработки последних лет. Здесь всюду автоматика.
Дмитрий Агутин, рабочий ОАО "АвтоВАЗ":
— Тут немецкие технологии. А там — русские. Тут чище. Тут электронное оборудование, а там — цепное.
Для сборщицы Анны работать по старинке или по-модному — по-европейски — не так важно, как вчерашняя зарплата.
Анна Кузькина, рабочая ОАО "АВТОВАЗ":
— Очень тяжело. В заработной плате мы много потеряли в сравнении с прошлым годом, когда мы получали намного больше. У нас было 10 тысяч чистыми год назад, а вчера была зарплата 3 тысячи.
3 тысячи рублей — грубо говоря, 100 долларов. Но эти люди — еще счастливчики. Они не попали под сокращение. На "заслуженный отдых" отправят около 13 тысяч человек. Женская половина "ВАЗа" срочно засобиралась в декрет. Так более 5 тысяч сотрудниц оградили себя от увольнений. Рекордный демографический взрыв для Тольятти! На местной бирже труда — огромные очереди.
Автогигант — на грани не только банкротства, но еще и народных протестов.
Лариса Калинина, безработная:
— Представьте, у вас была работа, и в какой-то момент ее не стало. А коммунальные услуги никто не отменял.
Юрий Кисилёв, безработный:
— Что такое "АвтоВАЗ" для города? Это все. Город только на нем и живет.
Тянуть автомобильного "бегемота" из болота будут даже французы — концерн "Рено", владелец 25% акций предприятия. Премьеру Путину пришлось припугнуть, что доля концерна уменьшится, если не поможет спасти завод. "Рено" денег не дал. Но в течение двух лет поделится своими технологиями. Каким будет российско-французский гибрид, пока непонятно. Зато ясна формула успеха нынешних "народных" авто.
Игорь Буренков, директор по внешним связям ОАО "АвтоВАЗ":
— Двери закрываются. Машина едет сразу, когда хотите этого вы.
"Лада" не должна уйти с рынка, говорят и премьер, и президент России. Как на фронте — держаться до последнего. Но уже сейчас ясно: "Ладе" скажут не "до свидания", а "прощай". Через два года "народный бренд" все равно исчезнет — это официальная программа „АвтоВАЗа".
"Лада" уступит место иностранцам. Конечно, назовут гибриды красиво. Но это будет уже не легендарный символ.
Телефон, эвакуатор, сервис — это для иномарок. Гараж, отвертка, руки — это для "Жигулей".
Андрей Кузнецов, президент автоклуба "2101":
— Приносит удовольствие после того, как она снова становится на ноги — или на колеса — и снова продолжает свою 30-летнюю жизнь.
Андрею в то, что история "копейки", "пятерки", "семерки" заканчивается, верить не хочется. Говорит, это просто невозможно. Ведь в каждом втором гараже по-прежнему — та самая машина, на которой, вспоминают многие, проездили полжизни.
Лариса Задорожная, Олег Невядомский, Василий Меновщиков