Проект 58250: последний шанс украинских корабелов

15

Этот проект выбрали среди 8 вариантов, предложенных разработчиком — КП "Опытно-проектный центр кораблестроения". Его начали создавать с нуля три года назад.

По словам руководителя центра, Евгения Борисова, им удалось почти невозможное. После того, как в Украине в течение двадцати лет не построили ни одного полноценного боевого корабля по новому проекту, украинские конструкторы создали проект, который "выгодно отличается от мировых аналогов".

Проект отвечает требованиям, которые поставило перед конструкторами три года назад Министерство обороны. Водоизмещение — 2500 тонн, длина — 112 м, максимальное погружение — 5,6 м, скорость полного хода — 32 узла, автономность — 30 суток, дальность плавания — 4000 миль, экипаж — 110 человек.

Спроектированный корабль выглядит больше корвета, но меньше фрегата. Правда, конструкторы смогли "засунуть" в него оружие, которое позволит полноценно выполнять функции противовоздушной и противоракетной обороны, противокорабельной и противолодочной. Именно это приближает боевую ценность такого корвета до фрегата с водоизмещением 3500 тонн.

Внешний вид проекта свидетельствует, что при его реализации будет применена стелс-технология. Основное оружие будет спрятана внутри корабля.

Основными поставщиками оружия выступят ведущие европейские компании. Ударные комплексы украинский корвет получит от MBDA. Корабль будет вооружен противокорабельными ракетами с возможностью поражения береговых целей EXOCET MM40 Block3 с дальностью действия до 200 километров. Корвет будет нести 8 таких ракет.

Exocet Missile Sinkex

Эта же фирма обеспечит и зенитно-ракетную установку проекта 58250. Прикрывать с неба будет ASTER 15 SAAM с радиусом действия в 30 километров и боезапасом в 16 ракет.

ASTER 15

Торпеды корвет получит от концерна Eurotorp и будет иметь в запасе 6 единиц. Вооружение дополнят три артустановки: одна среднего и два мало калибра. А также один палубный вертолет. Партнерами украинских кораблестроителей выступят фирмы из Италии, Германии, Франции, Дании. В том числе и DCNS.

Соотношение между стоимостью украинской продукции и импортированного вооружение составит 60 на 40 процентов в пользу отечественной промышленности. В частности, на корвет установят ряд абсолютно новых украинских разработок: новую РЛС, комплекс связи, гидроакустический комплекс, дизель-газотурбинную установку, холодильные машины. Генконструктор отмечает уникальность комплексной системы управления техническими средствами разработки завода "Фиолент" (Симферополь), и еще около 10 специально созданных для корвета изделий. Это кроме компонентов, которые уже серийно выпускаются в Украине.

На корвет установят отечественную дистанционно-управляемую пулеметную установку разработки ХКБМ для борьбы с т.н. "асимметричными угрозами". В целом же, к кооперации будут привлечены 23 украинских предприятия. Развалившуюся с советских времен схему кооперации пришлось создавать фактически с нуля. Проектанты убеждены, что в случае провала программы строительства корветов возобновить эту кооперацию второй раз будет уже невозможно. А значит, корвет это и есть последний шанс для украинского военного кораблестроения.

Планируется возвести до 2026 года 10 кораблей. При чем, первые четыре — в 2018. Первый заложат в следующем году. Ранее ожидалось, что сдать "головной" удастся в конце 2012. Впрочем, тогда планировалось, что закладка состоится осенью 2009. Однако пересматривать сроки сдачи первой 58250-го пока не спешат, надеясь на ударные сроки работы на заводе.

Стоимость "головного" пока оценивают на уровне 250 млн евро. Сколько будет стоить первый серийный определят через месяц после постройки первого. Но надеются выйти на уровень 200-210 миллионов.

Строить корветы будет ГАХК "Черноморский судостроительный завод", принадлежащий группе компаний "Смарт" (российский капитал). Во времена СССР на его верфях строились авианосцы. Но за годы независимости здесь достроили только один военный корабль — корабль управления "Славутич" проекта 1288-4. В 2006-2007 завод не построил ни одного судна. Впрочем, пока технические возможности завода, по оценкам экспертов, позволяют выполнить заказ. В прошлом году в модернизацию производства вложено 20 миллионов гривен. В следующем планируется вложить еще 75. Директор завода Дмитрий Мордовенко заверяет, что информация о строительстве именно военного корабля вызвала на заводе большой эмоциональный подъем среди сотрудников, которые привыкли работать именно на "оборонку".

Условием победы в тендере была способность вести строительство собственными силами без финансирования со стороны государства в течение полугода. На следующий год в проекте бюджета на корвет предполагается выделить 180 миллионов гривен. По словам руководителя департамента разработки и закупки вооружений МО Владимира Грека, этого будет вполне достаточно для начала строительства.

Сильной стороной завода является наличие проектно-конструкторского центра, в котором работает около ста специалистов. Все эти годы они были задействованы в выполнении заказов в сфере военного кораблестроения. Правда, не для Украины.

Другие, отсеянные участники тендера — киевская "Ленкузня", Керченское "Залив" и николаевский завод им. 61 коммунара. Первых двух участников отвергли еще и учитывая их месторасположения. Ведь именно в Николаеве базируется разработчик проекта. Не последнюю роль сыграло и геополитическое расположение Николаева в глубине территории Украины в отношении того государства, которую экс-министр обороны Ехануров в свое время включил в список потенциальных врагов.

С другой стороны, российский владелец предприятия это тоже риск, в частности утечки военно-технической информации и срыва сроков. Впрочем, по мнению директора Центра исследования армии, оружия и конверсии Валентина Бадрака, Россия не заинтересована в срыве конкретно этого украинского проекта и не нуждается в украинских секретах в области кораблестроения, так что большинство рисков для корветной программы именно внутри государства. В частности по обеспечению сроков и объемов финансирования.

В целом же, корветной программе по уровню амбициозности и объемам расходов пока нет аналогов в украинской истории. Хотя, по оценкам экспертов, ее успешное выполнение не будет иметь решающего влияния на обеспечение безопасности Украины, в отличие от проекта оперативно-тактического комплекса "Сапсан". Когда же общественности презентуют именно этот проект, в Минобороны пока не берутся прогнозировать.

Олександр Аргат

P.S. Министерством обороны Украины и Черноморский судостроительный завод подписали контракт на строительство кораблей класса "корвет" для нужд Военно-морских сил Украины. Об этом сообщает пресс-служба компании «Смарт-холдинг». Закладку первого корабля планируется осуществить в 2010 г.

Следующий шаг для завода — подписание ряда контрактов с подрядчиками, как украинскими, так и иностранными. "Эта работа займет от 3 месяцев до полугода, нам нужно заключить около 40 украинских и 40 иностранных контрактов. После этого мы сможем непосредственно начать работу по корвету", — отметил директор ЧСЗ Дмитрий Мордовенко.

В свою очередь директор Департамента разработки и закупок вооружения и военной техники Минобороны Владимир Грек назвал сроки сдачи первой серии из четырех корветов. Головное судно, строительство которого будет проводиться опережающим темпом, должно быть достроено до конца 2012 г. Срок сдачи второго корабля — 2014 г., третьего — 2016 г., четвертого — 2017 г. По словам В.Грека, последние три корабля будут строиться практически одновременно, с разной степенью готовности, с тем, чтобы снизить стоимость проекта для государства, обеспечив оптовые закупки металла и вооружения.

Подписание договора на строительство украинского корвета до конца этого года было предусмотрено постановлением Кабинета министров Украины от 11 марта 2009 г. №200-2 "Об основных показателях государственного оборонного заказа на 2009 год".

Поделиться:
Загрузка...