Таиландский прокол и «уши» Украины

12

 Зачем везти в Сахару песок, а в Антарктиду снег? Незачем. Точно так же бессмысленно везти оружие в Украину, которая сама входит в десятку крупнейших экспортеров военного товара. Так откуда и куда держал путь скандальный Ил-76, арестованный в аэропорту Бангкока? Какое отношение имеет наша страна к грузу северокорейского оружия на борту транспортного лайнера с грузинской припиской, арендованного новозеландской фирмой, но с казахско-белорусским экипажем русскоязычных летчиков? Специалисты, с которыми мы говорили в ходе расследования, считают, что прямое…
Открытая информация

Сегодня уголовный суд Бангкока продлил срок задержания экипажа самолета Ил-76 на 12 дней, чтобы провести дальнейшее расследование. По данным полиции, груз северокорейского оружия, найденный на борту самолета, мог предназначаться для Шри-Ланки, Ближнего Востока и Украины. При этом обыск самолета был проведен по наводке США.

Как известно, Ил-76 с бортовым номером 4L-AWA был задержан 12 декабря в аэропорту Дон-Мыанг в Бангкоке, где приземлился для дозаправки. Тайская полиция обыскала самолет и обнаружила там 35 т оружия, включая гранатометы, ракеты «земля-воздух» и контейнеры с боеприпасами. Все оружие находилось в тайниках, а согласно сопроводительным документам самолет перевозил детали для бурения скважин.

Самолет летел из Северной Кореи, и, по версии следователей из Таиланда, оружие было именно оттуда. Между тем точной информации о заказчике вооружения пока нет. По одной из версий, северокорейское оружие должны были выгрузить на Шри-Ланке и в одной из стран Ближнего Востока (какой – не уточняется) по пути на Украину, пишет The Bangkok Post. По другой версии, Ил-76 вез оружие прямиком на Украину.

Команда задержанного Ил-76 состоит из пяти человек: 54-летний капитан Михаил Петухов из Белоруссии, а также четверо граждан Казахстана – 53-летний Александр Зрыбнев, 58-летний Виктор Абдуллаев, 54-летний Виталий Шумков и 53-летний Ильяс Исаков.

После шестичасового допроса капитан Ил-76 Михаил Петухов рассказал полиции, что самолет совершал рейс из Украины в Северную Корею и обратно. По словам Петухова, продолжающего уверять следователей в том, что экипаж ничего не знал об оружии, самолет должен был доставить груз на Шри-Ланку и в одну из стран Ближнего Востока (какую – Петухов говорить отказался), сделав по пути несколько остановок в Таиланде, ОАЭ и Азербайджане для дозаправки.

Правда, издание The Nation со ссылкой на слова того же Петухова пишет, что Ил-76 вез груз прямиком на Украину. The Nation со ссылкой на Петухова сообщает, что подобные рейсы Ил-76 совершал до этого как минимум три-четыре раза.

Помимо этого в понедельник на пресс-конференции в Астане председатель комитета гражданской авиации Казахстана Радильбек Адимолда и пресс-секретарь МИД Казахстана Ильяс Омаров сообщили, что до 7 октября 2009 года самолет состоял в реестре Казахстана, но затем был продан грузинской авиакомпании и выведен из реестра. Недавно воздушное судно было арендовано новозеландской компанией SP Trading ltd. для осуществления перевозки грузов. По словам Адимолды, летчики состоят в штате казахстанской частной авиакомпании East Wing и в данный момент находятся в отпуске без содержания. Каким образом они были наняты на работу грузинской авиакомпанией, пока выясняется.

Параллельно появилась информация, со ссылкой на анонимный источник, что самолет отправился в Северную Корею из Беларуси, а не из Украины. А командир корабля Михаил Петухов в конце 90-х годов прошлого века работал в белорусской авиакомпании "Трансавиаэкспорт". До работы в компании "Трансавиаэкспорт" Петухов был военным. Есть некоторые данные, что в настоящее время он проживал и работал в Витебске. А к Казахстану не имел никакого отношения.

Закрытая информация

По данным из надежных источников, профессионально разбирающихся в сути вопроса, ситуация с Ил-76 – следующая. Сам самолет, скорее всего, родом из Украины. В советское время именно в Украине базировались новейшие Ил-76: дивизия стояла в Мелитополе, по одному полку было в Джанкое и в Кривом Роге. Дивизия – это 100 тяжелых военно-транспортных самолетов.

При советской власти южноукраинское направление было самым передовым в авиационном плане. По замыслам советских стратегов, наши войска должны были за неделю дойти до Испании. Поэтому вся авиа-группировка лет 30 назад прошла техническое перевооружение: в тот же Мелитополь поставили самые новые, в самом хорошем состоянии транспортные «тяжеловозы». В 1991-92 гг. многие самолеты исчезли. История их «разгосударствления» и продажи не расследовалась. Но есть версия, что некоторые Ил-76 осели в частных фирмах, названия которых прекрасно известны представителям Минобороны, Минтранссвязи и СБУ. Остальные – блуждают по миру.

Сейчас они, конечно, состарились, как и пилоты, но и те, и другие – успешно летают. То, что экипаж задержанного Ил-76 состоит из пожилых летчиков, которым по выслуге лет уже не положено летать, тем более – по «кругосветке», говорит о многом. В таком возрасте пилотов нанимают по двум причинам: очень рискованный рейс и колоссальный опыт не только работы, но и выживания в трудных ситуациях.

В отличие от молодняка, пристроившегося по знакомству в модные авиакомпании, старички лишнего не сболтнут. И на такого рода контракты подписываются с полным осознанием возможных последствий: пан или пропал (отлетался то есть). Многим нечего терять: в регулярные полеты их уже не берут; но за один подобный «рейд» есть шанс обеспечить семью надолго. По сведениям знающего человека, сумма гонорара на весь экипаж в подобных перелетах составляет обычно около $300 тыс. наличными. Названные в СМИ цифры в $5 тыс. на каждого заставили собеседника ухмыльнуться.

Возвращаясь к самолету: практически нет сомнений в том, что он – мелитопольский. Уже известно, что самолет 8 раз перерегистрировался. Последний раз – на некого Зыкова (российский гражданин, торгует оружием в Африке).

Путаница с арендатором самолета (по одним данным – это новозеландская компания, по другим – украинская) тоже имеет объяснение. По сведениям другого источника, возле первого вице-премьера Александра Турчинова сейчас крутится некий наш гражданин, проживающий в Новой Зеландии и имеющий там бизнес. Фамилия этого господина начинается на букву С. Зовут Валерием.

Валерий С. сумел добыть от Турчинова подписанное им распоряжение №549-р "О привлечении инвестиций для финансирования проектов, направленных на уменьшение объемов выбросов парниковых газов", которым поручил Нацагентству экологических инвестиций заключить договоры на продажу 100 млн. единиц установленного количества выбросов швейцарской компании Dighton Carbon SA и 50 млн. ЕУК – новозеландской компании Tawhaki International LP. За это Tawhaki обязалась уплатить $500 млн.

Но никакого продвижения данный проект не получил. Похоже, партнерам Валерия С. требовался лишь официальный документ украинского правительства, подтверждающий их «высокий полет». Дескать, на каком уровне сотрудничаем! Какими объемами оперируем!

В дальнейшем, пользуясь доверием отдельных высокопоставленных лиц из БЮТ, тот же Валерий С. привел в Украину очередную сомнительную фирму, с новым контрактом. На этот раз не парниковые газы покупать, а продавать через порт Октябрьский северокорейское оружие, в обход санкций ООН и бдительного глаза США. В обоих случаях новозеландский бизнесмен украинского происхождения претендовал на комиссионные. Но, похоже, дважды пролетел.

Наша версия

Самолет со сборным экипажем (казахско-белорусским) мог вылететь из Беларуси или Украины, но потом должен был вернуться в Украину и приземлиться в аэропорту «Узин». Как пояснил нам специалист, во-первых, этот аэропорт технически пригоден для приема тяжелого «транспортника». Во-вторых, он не столь на виду, как «Борисполь». Наконец, он находится под контролем тех структур, которые имеют прямое отношение к торговле оружием, в том числе, мягко говоря, двусмысленной; использованию наших самолетов в опасных заграничных «турне». И, главное, разжились остатками «мелитопольской и джанкойской «авиа-сокровищниц». Другими словами, подобному грузу в «Узине» было самое место.

Затем, после легализации северокорейского оружия и превращения его в украинское, оно должно было поступить в порт Октябрьский. Порт, как известно, был построен в советское время, специально для экспорта оружия. Там есть все необходимое: от нужных глубин и причального фронта до железнодорожной ветки и тщательно закрытой, грамотно охраняемой зоны.

Примечательно, что само название новозеландской фирмы – SP Trading ltd. – это неслучайная калька с SP-Trade NC. Так называется оффшорная компания, подконтрольная американцам – крупнейшему военно-техническому концерну KBR INC, через который идут военно-торговые операции по всему миру. При этом SP-Trade NC используется для проводки необходимых платежей. Видимо, ставка была сделана на то, что клерки примут новозеландский оффшор за американский и не будут досматривать самолет.

В чем причина прокола? Связанный с оружейной темой эксперт считает, что арестованный недавно в Таиланде торговец оружием Виктор Бут сейчас вынужден активно сотрудничать со следствием. Точнее, с американцами, которые участвуют в его допросах. С высокой долей вероятности можно предположить, что Бут, который работал и в Украине, и в Беларуси и до сих пор прекрасно осведомлен о происходящем на «рынке смертоносных изделий», сдал данную трансакцию, поскольку не имел в ней интереса. А стоящие за сделкой лица не столь авторитетны, чтобы он боялся их больше, чем американцев.

Более того, не исключено, что американские спецслужбы специально спровоцировали новоявленных «оружейных баронов» на данный рейс, чтобы вычислить каналы поставки оружия и оплаты за него денег из Северной Кореи. И все это от начала до конца было спецоперацией ЦРУ, в которой засветились наши уши. А группа проходимцев крупно попала сама и подставила своих патронов в украинской верхушке.
Егор Смирнов

Поделиться:
Загрузка...