Будучи правопреемницей СССР, Украина, согласно Лиссабонскому протоколу к советско-американскому Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), 23 мая 1992 г. взяла на себя обязательства бывшего Союза по этому договору. Среди прочего ей предстояло ликвидировать все межконтинентальные баллистические ракеты РС-22 (SS-24), находившиеся на ее территории.
Леонид Шиман
Уже давно в торжественной обстановке в присутствии американского посла и зарубежной прессы уничтожена последняя шахтно-пусковая установка, давно разобрана последняя ракета, а вот несколько тысяч тонн высокотоксичного твердого ракетного топлива (ТРТ) по сей день являются головной болью Украины. К сегодняшнему дню, когда истекает срок действия СНВ-1, Украина выполнить до конца свои обязательства так и не смогла. Почему? Могут ли к нашей стране быть применены какие-то штрафные санкции, мы спросили у директора Павлоградского химзавода Леонида ШИМАНА, чье предприятие является основным исполнителем госпрограммы по утилизации топлива от SS-24.
— Я не думаю, что могут быть какие-то санкции. Потому что, во-первых, участники подписания договора не обсудили возможность их применения. Во-вторых, стороны брали на себя определенные обязательства относительно и технологии, и финансов, и политической поддержки, однако некоторые из них либо отказались от обещаний совсем, либо находятся по разные стороны баррикад, либо оказывают вялотекущую поддержку в рамках этой программы, но совсем не так, как было зафиксировано в договоре. Поэтому я не думаю, что могут быть какие-то штрафные санкции к любой из сторон. Кроме того, сейчас достигнута межправительственная договоренность о продлении обязательств, которые Украина взяла на себя в рамках договора СНВ-1 до конца 2013 года. При этом США и Россия подтвердили, что готовы пойти на это, чтобы завершить все предусмотренные договором процессы. И в России, и в Украине они окончательно не завершены. Тем более что в России осталось еще достаточно много оружия стратегического назначения, подлежащего ликвидации в рамках этого договора и еще не ликвидированного. В основном это оружие военно-морских сил и РВСН.
Существуют объективные и субъективные причины невыполнения наших обязательств по договору СНВ-1. К субъективным я бы отнес частую смену власти и правительств в Украине, смену политических курсов. Это приводило к определенным срывам в сроках реализации программы ликвидации стратегических наступательных вооружений.
Поэтому я считаю, что любое правительство, любой президент, кто бы ни пришел к власти, должны рассматривать эту программу как имиджево-политический проект, который позволит Украине в мировом сообществе быть на равных с самыми развитыми странами. Этот проект дает возможность Украине использовать hi-tech технологии, повышать производительность труда и, соответственно, платить людям достойную заработную плату. Если человек зарабатывает пять-семь миллионов гривен в год для предприятия, он достоин получать зарплату как минимум тысячу долларов без учета налогов. Потому что его зарплата будет составлять в себестоимости менее одного процента. Согласитесь, что это примерно в тридцать раз меньше, чем в передовых западных компаниях. У них заработная плата в себестоимости составляет от двадцати до тридцати процентов. Кроме того, технологии, реализуемые на предприятии, позволяют Украине задуматься над созданием высокоточного оружия, столь ей необходимого. Потому что без армии, без надежной защиты, без высокоточного оружия любое государство не может жить в современном мире. И на сегодняшний день человеческая мысль еще не придумала других носителей, кроме твердого ракетного топлива, для доставки оружия на большие расстояния. В том числе и через космос.
— Во время споров по поводу выбора внешнеполитического вектора Украины часто приводится аргумент, что, мол, нашему ОПК нет места на западных рынках. Вы с этим согласны?
— Это точка зрения, навязанная украинскому политикуму нашими конкурентами. Именно потому, что сегодня украинский ОПК может конкурировать на рынках вооружений как созданных когда-то в Советском Союзе, так и модернизированных и вновь создаваемых. Интеллектуальный потенциал в Украине остался достаточно высоким. Его просто мало используют. Нет государственной поддержки, государственной системы для того, чтобы ОПК стал в Украине высокотехнологичной отраслью, которая потянула бы за собой, как было в Советском Союзе, и другие — машиностроение, металлургию. На сегодня же мы отдаем приоритеты промышленности второго, максимум третьего уровня развития, например, металлургии, добыче полезных ископаемых. Почему? Да потому что приватизация собственности в Украине пошла именно этим путем. Соответственно, там скапливаются капиталы, и сегодня, к сожалению, эти капиталы определяют украинскую политику. К моему большому стыду как украинца, сегодня ни президент, ни премьер-министр, ни Верховная Рада, а именно капитал, который выбирает эти органы власти определяет, каким образом развиваться Украине.
— Накануне пятнадцатилетия Будапештского меморандума было очень много дискуссий на тему, как нашей стране обеспечить свою безопасность. В том числе иногда обсуждается и возможность Украины вернуть себе ядерный статус. Что вы думаете по этому поводу?
— Что касается возможности производства ядерного оружия, мы способны это сделать. Если говорить о производстве ракетных систем по его доставке, мы способны сделать и это. Что же касается политической ситуации, в которой оказалась наша страна, ей это сделать не дадут. Никто из сильных мира сего — ни США, ни Россия, ни Евросоюз, ни Китай. Зачем им конкурент в клубе ядерных чемоданчиков? Зачем им конкурент на рынке современных видов оружия? Следовательно, Украина должна самостоятельно определить стратегию относительно того, как она будет оборонять свои границы, если хочет быть государством. Если же она готова к тому, чтобы ее постигла участь Югославии, то, я думаю, ей не нужны вооруженные силы как таковые. Тогда ей просто следует определиться и договориться, а некоторые люди заработают на этом хорошие деньги, разделив Украину на части, после чего она прекратит свое существование. И тогда вообще не нужно думать, как военно-промышленному комплексу существовать в Украине.
Знаете, наша страна с населением 46 миллионов — в центре Европы. На нашей территории могут спокойно проживать сто миллионов, а, например, с такой плотностью населения, как в Германии, то и сто пятьдесят миллионов. И в ближайшем будущем найдется много желающих, пользуясь слабостью политической власти, плачевным экономическим состоянием Украины, навязать свои политические, технологические решения или разделив страну, или превратив ее в придаток той либо иной геополитической силы… Моя точка зрения такова: Украине сегодня незачем тратить деньги на создание ядерного оружия. А вот создание замкнутого цикла получения ядерного топлива для твэлов атомных электростанций — это, считаю, оправдано. И Украина должна идти этим путем, потому что мир, к сожалению, еще не придумал более безопасного, подчеркиваю, безопасного и более дешевого вида энергетики, чем атомная.
Думаю, что Украина обязана воспользоваться своим добровольно принятым безъядерным статусом, в том числе и проектом, который мы сегодня реализуем. Они должны послужить одним из сильных аргументов для получения технологии производства ядерного топлива для твэлов атомных электростанций. Что касается военных радиоактивных материалов, думаю, Украине не стоит этим заниматься по той простой причине, что мы растеряем наши политические дивиденды в мире. Их и без того мало, а так еще настроим против себя большинство стран, с которыми мы сегодня можем успешно развивать торговлю.
Что же касается систем высокоточного оружия, то считаю, что Украина имеет все возможности для создания сегодня самых современных комплексов, которые могли бы конкурировать в мире как при экспорте вооружений, так и выполнять оборонную функцию на территории Украины. Сопредельные государства должны понимать, что возможны адекватные меры даже в незначительных вопросах, я уже не говорю о глобальных, когда речь идет о сохранении государства как такового. И ныне без показательных выступлений, без совместных учений, не владея высокоточным оружием, невозможно показать, кто ты есть в этом мире, и невозможно заставить себя уважать. Как бы то ни было, но примеру Украины, отказавшейся от ядерного статуса, не последовал никто — ни США, ни Россия, ни страны Евросоюза, ни Китай. Наоборот, за это время появилось семь новых ядерных государств — признанных или не признанных не так уж важно.
— Может быть, примеру Украины не последовали потому, что остальные государства прекрасно видят, что за свой отказ от ядерного оружия Украина, по сути, так ничего стоящего взамен и не получила? А так называемые гарантии, зафиксированные в Будапештском меморандуме, никакой реальной безопасности нам не гарантируют.
— Абсолютно верно. Если бы Соединенные Штаты или Российская Федерация выполнили все свои обещания, которые были прописаны в Лиссабонском протоколе, в Будапештском меморандуме и договоре СНВ-1, наверное, это было бы хорошим примером для государств, которые стремятся сегодня создать ядерное оружие. Но видя, как поступили с Украиной, понятно, что они никаким обещаниям теперь верить не будут.
Сегодня Украине нужно самостоятельно думать, как выбираться из этой ситуации. Понятно, что пока у нас будут продолжаться такие, как сейчас, политические дебаты, ей будет не до систем вооружений, не до вопросов безопасности. Но я считаю, что это временно, что эпоха дикого капитализма в Украине уже заканчивается, и мы наконец-то станем цивилизованной страной, потому что в окружении, в котором мы оказались, мы будем вынуждены двигаться по спирали вместе с нашими соседями. Вопрос только, с какой скоростью и на каком витке этой спирали мы будем. Как бы мы ни старались развалить экономическую ситуацию в стране, все равно экономика будет идти. Мы обречены на экономический рост, на рост нашего с вами благосостояния.