Планы Кремля что-нибудь так поменять в системе коллективной безопасности, чтобы, по возможности, обойтись без НАТО, перешли на стадию документального воплощения. Дмитрий Медведев презентовал свой проект Договора о европейской безопасности. Следующий шаг – за Европой.
Что нам стоит мир построить…
Предметное предложение Дмитрия Медведева переоформить систему коллективной безопасности не стало неожиданностью. Впервые подобными намерениями российский президент поделился с международной общественностью летом 2008-го. А уже в октябре того же года в ходе Конференции по мировой политике во французском Эвиане российский президент подробно сформулировал основополагающие принципы будущего документа. Во главу угла, как и можно было догадаться, была поставлена жажда взаимной ответственности: предполагалось зафиксировать базовые принципы международной безопасности, утвердить недопустимость применения силы и дать равные гарантии обеспечения безопасности каждой из сторон. Кроме этого в гипотетическом соглашении планировалось учесть общие параметры контроля над вооружением и определить новые механизмы взаимодействия при реагировании на распространение наркотрафика или сетей террористических организаций. Но вполне предсказуемо едва ли не наибольший интерес вызвал еще один принцип российских предложений – необходимость подтверждения того, что ни одно государство и ни одна международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе.
Даже с учетом того, что инициатива Дмитрия Медведева была рядом стран расценена как ярко антинатовская, в целом его реформистские намерения Европа встретила достаточно спокойно. В ходе встречи министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ и представителей международных организаций в июне 2009 года на Корфу был взят курс на поиск нового подхода, обеспечивающего всеобщую безопасность. И, не взирая на то, что всеевропейские сомнения в эффективности сохранения статуса кво во многом спровоцировал кавказский конфликт 2008 года, в России плотно взялись за ваяние основ для будущего нового мира.
Проект Договора о европейской безопасности (ДЕБ) был обнародован 29 ноября 2009 на официальном сайте президента РФ. Как раз вовремя для того, чтобы иметь возможность пройти "обкатку" и на встрече министров иностранных дел стран ОБСЕ в Афинах 1-2 декабря, и 3-4 декабря в Брюсселе в рамках НАТО-мероприятий… Всем "заинтересованным" странам был разослан документ, который в нынешней своей версии заметно отличается от изначально задекларированных принципов. По дороге от планов к попытке их реализовать ДЕБ частично потерял и остроту формулировок, и конкретику намерений.
Актуальная на сегодня редакция Договора о европейской безопасности скуповата на истинно новые слова в своей отрасли. Беглое изучение преамбулы и 14 статей потенциального договора позволяет сделать вывод, что в конечном итоге Кремль решил сосредоточиться лишь на одном аспекте международной безопасности – защите стран-участниц от угроз военного вторжения. Во всяком случае, запланированные "тонкости", вроде определения путей разоружения или противодействия терроризму, в тексте, вопреки намерениям, не упоминаются. Большая часть статей посвящена выяснению круга "заинтересованных лиц" (вхождению в сферу действия договора не мешает членство в других организациях, обеспечивающих коллективную безопасность, если их принципы не противоречат ДЕБ) и уточнению процедур, позволяющих участникам бороться с посягательством на их интересы. Основным инструментом реализации принципов коллективной защиты предполагается сделать консультации и конференции разной степени чрезвычайности, созываемые при возникновении необходимости, решения, в ходе которых принимаются единогласно. К интересным же моментам документа можно отнести некоторое невнимание к уже существующим организациям, за исключением решений Совета безопасности ООН. При этом даже мнение Совбеза может быть учтено "постфактум": пока он не примет меры, пострадавшая сторона получает возможность защищаться на свой страх и риск, руководствуясь решениями в рамках ДЕБ. Причем, защищаться можно не только собственными силами. Документ, предлагаемый Дмитрием Медведевым, гласит, что "участник вправе рассматривать вооруженное нападение на другого участника как вооруженное нападение на него самого" со всеми вытекающими отсюда последствиями. С учетом подобных уточнений своевременное законодательное разрешение использовать российскую армию за рубежом выглядит еще более предусмотрительным.
Дело за Европой
Российское желание построить новый безопасный мир объясняется, по всей видимости, не только тем, что существующий – излишне небезопасен. Тем более что свою лепту в расшатывание обстановки вносит и Москва, отказавшаяся от Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) – одного из главных механизмов, обеспечивающих мир и порядок согласно Хартии Европейской безопасности… Среди наиболее вероятных причин возросшей активности Кремля, немаловажную роль играют намерения избежать расширения НАТО на Восток и обезопасить себя от излишнего беспокойства по поводу соседей. Не зря же в ДЕБ зафиксирована предсказуемая норма о том, "участник настоящего договора не допускает использования его территории, а также не использует территорию другого участника в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против одного или нескольких участников настоящего договора, или иных действий, существенно затрагивающих безопасность другого участника или нескольких участников настоящего договора". "Иные действия" – понятие очень растяжимое, и очевидно, что попытки "вдруг" развернуть ПРО или провести "подозрительные" учения будут обречены на неудачу уже на старте… Помимо решения "тактических" задач новый договор может помочь и принципиально сместить акценты — создать систему безопасности, в которой Россия будет изначально играть главенствующую роль. Причем, для того, чтобы почувствовать себя сверхдержавой в полной мере нужно не только влиться в новый проект, но и инициировать его создание. Вопрос только в том, с какой степенью понимания к таким планам отнесутся потенциальные партнеры.
Единого европейского мнения в отношении необходимости менять систему коллективной безопасности не существует. Одни страны готовы отнестись к этому процессу с полным одобрением (например, Швейцария). Другие (особенно играющие значимую роль в НАТО) не видят в этом особой необходимости, уповая на существующие институты, в том числе и ОБСЕ. Но даже, если Европа и сложит общее мнение по вопросу, это не будет означать автоматического согласия подписать небесспорный документ, предложенный Россией.
В идеальных условиях степень готовности идти навстречу Москве должна соответствовать уровню недовольства нынешней системой. Но некоторые эксперты отмечают, что предложение Дмитрия Медведева не только не отличается подкупающей новизной, но в отдельных моментах выглядит менее продуманным, чем ряд документов, регламентирующих деятельность той же Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. "Глядя на положение и цели договора, которые в нем обозначены, можно сказать, что все то, что предполагается сделать на базе таких процедур — все это можно делать на базе ОБСЕ. Причем на базе ОБСЕ можно сделать даже больше", — такую убежденность высказал в комментарии радио "Свобода" профессор МГИМО Андрей Загорский. Другой, более "приземленной", причиной отнестись к российской инициативе с пониманием может служить желание не оставлять Россию в геополитическом "одиночестве", характерное для некоторых государств. "Мы стремимся к более близкому сотрудничеству с Россией, поскольку без участия России вопрос безопасности в Европе не может быть решен", — поясняет представляющий Германию на встрече ОБСЕ госминистр в министерстве иностранных дел ФРГ Вернер Хойер. Приверженцев такого мнения не так уж и мало. Например, о своей поддержке "процессу Корфу" (и, возможно, Договору европейской безопасности) уже упоминает Казахстан, к которому перейдет председательство в ОБСЕ в 2010 году.
Противниками не просто глубокой интеграции России в систему коллективной безопасности, но запуска новой по инициативе Кремля ДЕБ воспринимается, как попытка создать еще один инструмент влияния РФ на международную политику. "России нужен такой механизм безопасности, который даст ей возможность иметь какие-нибудь механизмы блокирования — либо право вето, либо механизм, при котором она сумеет определять правила игры, или быть стороной, принимающей решения", — считает замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе (правда, на уровне главы МИД ознакомление с документом Тбилиси не подтверждает). В России подобный сценарий возвращения в статус сверхдержавы и "спасения" Европы пользуется одобрением прокремлевского крыла. "Причина возникновения проекта (Договора о европейской безопасности, — "Подробности") — попытка найти выход из тупика, в который Евразию загнала безответственная (то есть, не несущая фактической ответственности за провоцируемые конфликты, как, например, в Южной Осетии) экспансия НАТО на постсоветское пространство", — таким мнением с "Подробностями" поделился главный редактор информационного агентства REGNUM Модест Колеров. Но не факт, что в этом намерении навстречу Москве готов пойти весь мир.
Главная задача, которая на сегодня стоит перед странами Европы – составить персональное и/или коллективное мнение по поводу перспектив проекта Дмитрия Медведева. Отказываться поразмыслить над вопросом никто не спешит. Работать в этом направлении пообещали и США, которым предстоит определиться, что важнее: "перезагрузка" или незыблемость собственных позиций. Свое решение должна принять и Украина, которую уже позвали в гипотетическую организацию. Конечно, конечный результат размышлений Киева будет зависеть и от того, кто именно займет пост президента в 2010 году, и, вероятно, от того, на каких позициях остановится Европа. Впрочем, возможный "междусобойчик" благожелательно настроенных соседей для России – не лучший вариант. Подобные локальные "АнтиНАТО", вроде Организации договора о коллективной безопасности, в распоряжении Москвы уже есть. А для существенного передела сфер влияния Кремлю нужно объять совей инициативой всю Европу.
Ксения Сокульская