Споры о стоимости российского газа, и цене, по которой Украина будет его перекачивать в другие европейские государства, почти стали традицией в украинско-российских отношениях. И эта дисскусия кажется нескончаемой.
Украинская труба может оказаться пустой Фото from-ua.com
Россия, как монопольный поставщик, из года в год кивает на тотальное подорожание топлива во всём мире. Украина — как эксклюзивный транзитёр — грозится существенно повысить плату за транзит. Но этот круг — не замкнутый, как кажется на первый взляд.
"Газпром" уже несколько лет настойчиво договаривается с Европой об альтернативных газопроводах. Таких проектов два. "Южный поток", который пока существует лишь на бумаге, и "Северный поток", его прокладка уже началась. И оба — будут доставлять газ в Европу — в обход Украины. Через несколько лет у монопольного транзитёра газа — труба может оказаться пустой.
Наступление на Европу началось в середине 90-ых, когда экономические расчеты "Газпрома" показали: спрос Евросоюза на голубое топливо резко возрастет.
И удовлетворить его может Южно-Русское месторождение неподалеку Санкт-Петербурга. Доставлять стратегический товар в Старый свет решено по новому газопроводу, который пройдет от России до Германии по дну Балтийского моря. Чтобы доказать экологическую безопасность проекта российская компания тратит на исследования 100 миллионов евро. А в 2005 году "Газпром" и немецкие компании-операторы подписывают соглашение о строительстве и совместном использовании газопровода, который теперь именуют Северным потоком.
"Северный поток" mallex.info
Газопровод "Северный поток" протяженностью 1220 километров пройдет по дну Балтийского моря от россиского Выборга до германского Грайфсвальда. Предполагаются ответвления в Финляндию, Швецию, Нидерланды и Великобританию. Пропускная способность первой нитки газопровода — двадцать семь с половиной миллиардов кубометров газа в год. После запуска второй ветки мощность увеличится до 55 миллиардорв кубометров.
Из семи стран, через териториальные воды которых Россия и Германия планировали проложить газопровод, не было ни одной, которой бы этот проект пришелся по душе. Основную тревогу вызывали захоронения боеприпасов времен Второй мировой войны на дня Балтийского моря. Наотрез отказалась от участия в проекте Эстония. Латвия, Литва и Польша продолжают сомневаться в экологической безопасности Потока. Но в 2009-том долгожданное "да" "Газпрому" сказали Дания, Швеция и Финляндия.
Существенные задержки со строительством не помешали "Газпрому" заключить контракты о поставке газа по трубопроводу "Северный поток" в Германию, Францию, Данию и Великобританию до 2035 года . Для этих государств возможность избежать зависимость от одного транзитера стала весомее, чем экологические риски.
Вольфрам Шреттль — профессор института "Восточной Европы", Свободного университета Берлина:
Большинство российского газа идет в Германию через территорию Украину. И бывает, что топливо мы не получаем. И потом, когда мы спрашиваем — почему, Киев говорит, что виновата Москва, а Москва — что виноват Киев. Мы не знаем, кто виноват, мы знаем только, что газ к нам не приходит. Вот вам и аргумент. В такой ситуации мы должны стоить второй, или даже третий альтернативный газопровод. Такой, как "Северный поток".
За последние четыре года маршрут "Северного пока" неоднократно изменялся. Пуск газа перенесен с 2010-го на 2011 год, а стоимость проекта возросла почти вдвое — с 4-х до семи с половиной миллиардов евро. Но усилия были не напрасны, уверен глава "Газпрома" Алексей Миллер. На этой неделе он заявил: свет в конце потока виден.
Алексей Миллер:
Самый трудный этап позада. На сегодняшний день можно уверенно сказать, что проект "Северный поток" состоялся. Последовательное развитие проекта — это яркий пример укрепляющегося энергетического сотрудничества России и Европы.
Гораздо раньше "Северного" может быть запущен другой газопровод — "Южный". Об этом заявил российский премьер Владимир Путин. Еще одно детище "Газпрома" — пока существует только на бумаге. Его цель — уменьшить зависимость России от транзитеров — Украины и Турции.
"Южный поток", который также пройдет по дну моря — Черного — должен соединить Новоросийск и болгарскую Варну. Из Болгарии двумя ветвями "Южный поток" направиться в Италию и Австрию. Хотя окончательно его маршрут пока не утвержден.
Пропускная способность нового газопровода — 63 миллиарда кубометров. Общий объём инвестиций — до 25 миллиардов евро. Вступить в строй газопровод должен в 2015. На этой неделе к проекту присоединилась и Франция.
"Южный поток" srpska.ru
Владимир Путин, премьер-министр Российской Федерации:
Сейчас окончательно поставлена точка в договоренности EdF и "Газпромом" о вхождении французской компании в крупный международный транспортный проект — прокладка трубопроводной газовой системы по дну Черного моря, так называемый "Южный поток". Это фактически обмен активами, новый уровень.
До недавних пор в Киеве зарывали глаза на обходные маршруты и на то, что труба по дну Черного моря способна увести большую часть транзитного газа именно из украинских магистралей.
Юрий Бойко, министр топлива и энергетики Украины (2006-2007):
"Южный поток" приобретает реальные очертания, и для нас это плохо, потому что он является прямым конкурентом украинской ГТС, потому что использует ту же ресурсную базу.. Если "Северный поток" от новых месторождений на Ямале, то "Южный поток" как раз ориентирован на тот газ, который псотавляется на ГТС. Я считаю, что нужно зафиксировать те объемы , которые идут через нас, зафиксировать минимальные объемы.
Суммарная мощность прокачки "Южного" и "Северного" потоков составит 118 миллиардов кубометров газа в год. Это примерно столько же, сколько транспортируется через украинскую ГТС. В том числе в те страны, куда идет транзит через Украину .
Но угрозу остаться с пустой трубой в Минтопэнерго не преувеличивают:
Юрий Продан — министр топлива и энергетики:
Звісно, можна сказати, що він буде конкурентом, але все в залежності від об’ємиів газу, які будуть транспортуватися в Єврропу. Треба ще певний час, щоб їх побудували, час і певні кошти. По-друге, це залежить від того, які обсяги будуть транспортуватся в Європу. Залежно від того визначатися — чи буде загружена ГТС, чи ні.
Россия и Евросоюз начали задумываиться над обеспечением независимости от услуг украинской газотранспортной системы еще в 2007.
Когда в мае репутацию украинской трубы подорвал взрыв на газопроводе в Киевской области. Выброс газа произошел из-за коррозии метала на транзитной магистрали. Среди выводов совместной рабочей группой Еврокомиссии и НАК "Нафтогаз" четкая рекомендация — ГТС нужно срочно реконструировать:
"Украина должна инвестировать в модернизацию собственной газотранспортной системы 2,5 миллиарда евро до 2012 года. Такая сумма необходима только для сохранения нынешнего объема транзита природного газа в Европу. Это вопрос экономики и безопасности, а не политики", — Фаузи Бенсарс — Руководитель отдела по вопросам энергобезопасности Еврокомиссии.
В "Нафтогазе" признаются: на содержание национального достояния деньги выделяются по остаточному принципу. Не больше 1 процента доходов компании.
Олег Дубина:
Я хотів задати питання, яким чином ми можемо утримувати від отриманих коштів? Ми в НАК отримуємо півтора відостки.
До запуска первого газопровода в обход Украины остается два года Если это произойдет, независимость украинской ГТС может оказаться такой, что от нее уже не будет зависеть транзит газа в Европу.
Ольга Клюева, Татьяна Логунова, Дмитрий Поденко