Кандидаты vs Рада

13

 В предвыборной борьбе потенциальных президентов законодательный орган ускоренно превращается в чемодан без ручки. Пока кандидатам от депутатов деваться некуда, но желание "поправить" ситуацию, как только, так сразу, возникает почти у всех.

Танцы на парламентских "костях"

До момента, когда станет известно имя победителя нынешней президентской гонки, еще остается солидный запас времени. Тем не менее, многие кандидаты заранее взялись примерять на себя вероятные властные полномочия, и посвящают этой проблеме немалый процент "эфирного времени". И среди стандартных обещаний сделать народную жизнь лучше чуть ли не на следующий день после избрания многие участники забега не забывают и о своем потенциальном политическом благополучии.

Каждая политическая сила видит гарантии комфортного существования своего ставленника по-разному. Например, по мнению прессы, в БЮТ взялись за разыгрывание сложной законодательной многоходовки, которая позволит допустить отмену конституционной реформы 2004 года. Возвращение к полномочиям образца президентства Леонида Кучмы и в самом деле — приятное дополнение к победе на выборах. В других же лагерях смотрят на проблему чуть менее масштабно. Так, на Банковой примеряются к вариантам ускоренного проведения нового пересмотра Основного закона, который стал бы грандиозным завершающим аккордом президентства Виктора Ющенко. А вот в "региональной" среде взялись заранее оценивать, с каким премьером хотел бы отвести Украину в светлое будущее Виктор Янукович… Объединяет же эти акции по разделу шкуры неубитого медведя намерение, общее почти для всех масштабных кандидатов. Судя по многочисленным заявлениям, складывается впечатление, что тот кандидат, который не обещает распустить парламент, плох приблизительно в той же мере, что и лейтенант, не мечтающий стать генералом.

О том, что вне зависимости от имени будущего президента, Верховную раду Украины VI созыва, скорее всего, ожидает незавидное будущее, политологи говорят уже давно. И политики, что немаловажно, продолжают давать им основания для таких выводов. Среди основных кандидатов, в число которых лидирующую по рейтингам тройку можно отнести в силу популярности, а действующего гаранта — по причине возможностей, ритуальные танцы вокруг парламентских перспектив пользуются стабильной популярностью.

Однозначнее прочих в пользу "необходимости" переформатирования высказываются Виктор Ющенко и Арсений Яценюк. Причем, если первый склоняется к такому варианту в многочисленных интервью, то второй изначально зафиксировал подобный пункт в своей предвыборной программе. Несколько более сдержаны Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Главный оппозиционер страны, хоть и не чужд высказываний вроде "нужно будет немедленно переизбирать этот парламент", в большинстве случаев оговаривается, что такая будущность ожидает законодательный орган в том случае, если депутаты не найдут в себе коалиционные силы поучаствовать в "сплочении государственной команды". Приблизительно на тех же позициях, только высказываемых еще более осторожно, стоит и нынешний премьер. Правда, представители ее политсилы время от времени делятся более определенными прогнозами вероятности роспуска-нероспуска: приблизительно пятьдесят на пятьдесят.

На первый взгляд "досрочная" риторика выглядит лишь прозрачным намеком в адрес депутатского корпуса, который должен задать вектор потенциального объединения в большинство. В то же время, некоторых кандидатов трудно счесть сторонниками вящей голословности. Например, волну подозрений со стороны БЮТ вызвал сложный процесс выяснения, кто же все-таки в НУ-НС главный. Опасливые сторонники главы правительства сходу заподозрили в кадровых проблемах угрозу для коалиционного бытия, которая, в случае необходимости, позволит провести операцию "Роспуск" сравнительно быстро и вполне конституционно. В свою очередь, схожим образом можно интерпретировать и поползновения Партии регионов отправить в отставку правительство. При всей малой вероятности реализации такого сценария, стоит отметить, что в случае удачного двухмесячного обезглавливания исполнительной власти (едва ли в разгар выборов было бы просто найти 226 голосов для утверждения нового Кабмина), вопрос поиска оснований для досрочного прекращения полномочий всего парламента снова-таки становится делом техники…

Нельзя исключить и вероятность того, что будущий президент, кем бы он ни оказался, не станет слишком утруждаться в процессе поиска конституционных поводов. Во всяком случае, нынешний глава государства уже удивил, когда прописал в своей программе, что парламентарии должны морально готовиться к окончанию "всенародного обсуждения" проекта президентской Конституции (оное обсуждение, напомним, официально финиширует 1 декабря). Рассмотреть результат работы коллективного разума народные избранники должны в кратчайшие сроки. Иначе, "если на протяжении 100 дней страна не получит новую Конституцию, полномочия Верховной рады будут досрочно прекращены". Мода на роспуск — живее всех живых.

Для пользы дела

Базовый мотив резко переиграть парламентский состав один для всех кандидатов, всерьез претендующих на самое желанное кресло в стране. Каждый претендент рассчитывает таким нехитрым методом получить депутатский корпус посговорчивее. К слову, возможно, при наилучших раскладах убедительный гарант сможет ограничиться одним только "моральным" внушением без резких движений.

Вариант-минимум (он же "Настращать, но не распустить") в большей степени характерен для кандидатов, за спиной которых уже стоят мощные парламентские фракции, то есть, для Виктора Януковича и Юлии Тимошенко. Но, проблема в том, что дальнейшее благополучие любого из них может попасть в прямую зависимость от способности двух политических сил к консенсусу. "В таких условиях (в процессе сплачивания команды, — "Подробности") правительство, парламент, президент должны работать, как единый механизм. Если нам это удастся сделать сразу, сплотить парламент, сделать там коалицию и выбрать профессиональное правительство — это будет очень хорошо", — полагает Виктор Янукович. Тем более что лидер "регионалов" не исключает вероятность любого формата коалиции в нынешней ВРУ. Правда, при этом главный оппозиционер пока априори не согласен сочетать свое президентство с премьерством Юлии Тимошенко. Следовательно, если БЮТ одновременно проявит и строптивость, и способность собирать вокруг себя парламентских "миноритариев", то для Партии регионов проще сходить на новые парламентские выборы. Тем более, что в недрах ПР, по слухам, бытует убежденность, что за одним прорывом непременно произойдет следующий и, быть может, в Раде VII созыва вопрос состава большинства в первый и в последний раз встанет только в процессе определения фракционных пропорций.

Приблизительно те же аргументы, вероятно, могут брать в расчет и в БЮТ. Лишь с той разницей, что за счет мигрирующих осколков НУ-НС, Юлия Тимошенко чуть в большей степени может рассчитывать на "автоматическое" большинство. В "правильном" переформатировании нынешней коалиции местами даже в большей степени заинтересованы "сателлиты". Например, для Блока Литвина — это шанс сберечь пост спикера. А для сочувствующих из экс-президентской фракции — возможность в принципе остаться в парламенте: в случае перевыборов с Виктором Ющенко многим из них уже не по пути, к Юлии Тимошенко возьмут не всех, а риск самостоятельного плавания чреват губительными штормами. И все же гарантировать результат в таком тонком деле затруднительно, а если коалиция не клеится — проще "перезагрузить". К тому же, в случае победы на президентских выборах в БЮТ, аналогично ПР, могут рассчитывать на повышение парламентского результата на волне возросшего энтузиазма сторонников. И тогда перевыборы превращаются в форменный соблазн.

Если для двух главных кандидатов роспуск парламента — момент "опциональный", то для двух других — крайне желательный. Мотивация Арсения Яценюка лежит на поверхности. С актуальным составом ВРУ "молодой да ранний" кандидат "каши не сварит" в принципе. "Представьте: у меня в парламенте будет двое проигравших — Тимошенко и Янукович. У них вместе 330 голосов. Причем переговоры о формировании коалиции они не прекращают, чтобы вы не сомневались. Не они персонально — их окружение. Там уже все так перемешалось, что сейчас не поймешь, кто БЮТ, кто Партия регионов — это почти одно целое. Поэтому первая задача — это роспуск парламента", — расписывает подробности безрадостной картины экс-спикер. При таких раскладах роспуск парламента президентом Яценюком выглядит максимально логично: и решение проблем коммуникации с соперниками откладывается, и избирателям своя последовательность демонстрируется, и шанс для собственной (пока еще очень условной) политической силы появляется. Конечно, претендовать на лидирующие позиции в парламенте гипотетический Блок Яценюка не сможет, но в любом случае послужит хорошим подспорьем.

Не менее логично выглядит и "распускательное" устремление действующего главы государства. Для Виктора Ющенко оправка Верховной рады в нокаут "еще сегодня" — шанс оказаться в ее стенах "уже завтра", не дожидаясь 2012 года, к которому и без того незавидный рейтинг нынешнего главы государства может окончательно побледнеть. А заодно — можно успеть еще раз продемонстрировать собственное радение за народное благо. При таких условиях можно было бы ожидать, что Виктор Андреевич постарается максимально эффективно использовать "перезагрузочные" поползновения своих оппонентов, поскольку собственные шансы на победу (а значит — и на великие свершения) у него невелики. Но он по какой-то причине решил проявить инициативу. Безусловно, превентивные обвинения парламентариев в невнимании к судьбе Основного закона звучат очень гордо. Но те формулировки, которые содержатся в предвыборной программе кандидата, выглядят как не меньшее неуважение к Конституции. Каким бы благим ни выглядело начинание Виктора Ющенко, реальности оно не изменит: президент не может безосновательно распускать парламент, даже если тот очень плохо относится к чужим законодательным инициативам. А Основной закон пока еще повода "Невыполнение желаний гаранта" не знает. Так что, на данном этапе инициатива Банковой выглядит как не слишком рациональное сотрясание воздуха. Хотя, следует отметить, что при очень большом желании программу можно попробовать выполнить досрочно: в стодневный срок с трудом, но реально уложиться и до окончания президентских полномочий — пока первый тур, пока второй, пока подсчеты, пока инаугурация — вот время и подошло… Но, даже если Виктор Ющенко решит вдруг издать указ о роспуске "наперед", следующий президент может его и отменить. Если, конечно, у него возникнет такое желание…

Кто бы ни оказался следующим президентом Украины, винить его в мечтах "подрессировать" парламент затруднительно. И не исключено, что этот сеанс дрессуры распространится на весь народ. Вполне возможно, что в 2010 году украинцы сходят на выборы еще раз — то ли весной — одновременно с избранием местных властей, то ли уже осенью… Что неудивительно: если один политик может жаждать получить гарантии преданности, то остальные точно захотят реванша.

Ксения Сокульская

Поделиться:
Загрузка...