Тимошенко не собирается выполнять свой бюджет

16

 Верховная Рада не одобрила: выводы бюджетного комитета по проекту «государственной сметы» на следующий год и программу социально-экономического развития-2010, составленную Кабмином Юлии Тимошенко. Таким образом, проект бюджета застопорился на уровне первого чтения. Однако нужен ли стране ТАКОЙ бюджет вообще? Председатель Счётной палаты Валентин Симоненко считает, что он вообще противоречит Конституции и детально раскладывает документ «по косточкам»…
Пьянству – бой, перед боем – выпить

По словам Валентина Симоненко, в рассматриваемом проекте государственного бюджета не учтены нормы девяти статей Конституции Украины, одиннадцати законов Украины. Проигнорированы два решения Конституционного Суда Украины и приостановлено действие пяти законодательных актов, внесены изменения к четырнадцати. С подобным положением в гораздо меньших масштабах мы сталкивались и раньше, но игнорирование Бюджетного кодекса происходит впервые.

В первую очередь, это касается системы финансирования местных бюджетов и, без преувеличения, затрагивает интересы каждого конкретного гражданина.

И как бы нас не убеждали в том, что это делается во благо бюджетной независимости территориальных общин, на практике оно выльется в жесткое подчинение местных бюджетов центру в нарушение основных принципов местного самоуправления.

Итак, готовясь в новом году жить в системе „диктатуры закона”, правительство проявило полный правовой нигилизм при подготовке обсуждаемого закона. Действуя точно по принципу: «Пьянству – бой, но перед боем надо выпить!!!».

Минимум доходов, максимум госдолга

Впервые с 1992 года запланированные доходы государственного бюджета завышены более чем на 12 млрд. грн. Подчеркиваю, доходы завышены. А это означает, что фактический дефицит будет гораздо больше, чем указанный в проекте госбюджета (4 процента). Как и в этом году, финансирование госбюджета предусматривается проводить, в основном, за счет новых заимствований. Забывая при этом, что ситуацию, которая сложилась с государственным долгом в 2009 году, иначе как архисложной назвать нельзя.

В 2007-2008 годах расходы по обслуживанию и погашению государственного долга находились на уровне 9,8 млрд. грн, в 2009 году такие расходы запланированы в сумме 42,5 млрд. грн. А на 2010 год правительство вынуждено планировать в проекте госбюджета на обслуживание и погашение государственных долгов почти 56 млрд. грн. То есть каждую пятую гривну бюджетных доходов (19,6 процента).

Сопоставим долговые расходы с расходами на экономическую деятельность, вспомнив, что именно реальная экономика является основным источником доходов государства, в том числе и для возврата долгов.

Так вот, на всю экономическую деятельность в государственном бюджете на 2010 год предусматривается 44 миллиарда гривен, что на 12 миллиардов гривен меньше, чем на обслуживание и погашение государственного долга.

Незамеченные резервы

Естественно, что внесенный в сентябре законопроект о государственном бюджете на 2010 год не мог учесть нормы принятого позже закона о повышении уровня социальных стандартов.

Но этот закон уже вступил в силу и согласно требованиям Конституции Украины должен быть реализован. Вопрос: «Есть ли такой финансовый ресурс в государстве?».

Как показывают результаты проведенных Счетной палатой независимых аудитов эффективности, они в государстве есть. И, подчеркиваю, не за счет дополнительной фискальной нагрузки на субъектов хозяйствования. Она и так зашкаливает – 30,5 процента составит уровень перераспределения валового внутреннего продукта через доходы сводного бюджета, а это один из самых высоких показателей за последние 10 лет.

А как неоднократно предлагала Счетная палата, необходимо разобраться с огромным, практически неуправляемым, бюджетным хозяйством страны. И не наскоками с политической окраской, а путем кропотливой работы. Это и жесткая инвентаризация целевых государственных программ, которые практически не выполняются, бюджетных программ, и, безусловно, бюджетной сети. Нужен обсчет реальной потребности, а не от достигнутых затрат, прежде всего на содержание органов государственного управления. Необходим качественно новый подход к реформированию системы налогообложения, расширению ее базы.

В октябре текущего года Министерство экономики заявило, что по его расчетам теневой сектор в стране составляет 36 процентов валового внутреннего продукта, двумя месяцами ранее Счетная палата в своих расчетах вышла на 40 процентов. Как видите, разница небольшая.

Но пришло время перейти от эмпирических расчетов к конкретным действиям. Ведь только понижение уровня теневой экономики на 12 процентных пунктов (этот рост достигнут в этом году) даст дополнительные поступления в государственный бюджет свыше 30 миллиардов гривен доходов, а в сводный – около 49 млрд. грн.

На наш взгляд, это и должно стать конкретной работой правительства по решению острейших социальных вопросов. К сожалению, в обсуждаемом документе об этом ни слова.

Недавно правительством принято постановление от 29.10.2009 № 1181 «О мерах по обеспечению исполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в 2010 году».

Де-юре правительство признало, что представленный им проект государственного бюджета нереален. В частности, Министерство экономики должно уточнить прогнозные макропоказатели экономического и социального развития.
Министерству финансов даны вводные о сокращении доходов на 31 млрд. грн. (с 359 до 328 млрд. грн) и расходов сводного бюджета почти на 40 млрд. грн. (с 400 до 361 млрд. грн).

А в итоге напрашивается вывод: правительство и не собирается выполнять разработанный им же и представленный Верховной Раде государственный бюджет.

Подготовила Галина Акимова

Поделиться:
Загрузка...