Предположение, достойное "Кода да Винчи" Дэна Брауна. Только здесь нет доказательств, потому что работа утеряна навсегда. Леонардо да Винчи написал две "Джоконды", одна из которых, сейчас исчезнувшая, была изображена нагой.
Наряду с загадочным портретом, выставленным в Лувре, мастер эпохи Возрождения мог рисовать так же вторую Джоконду с определенным намерением создать диптих. Эта новая гипотеза сформулирована Ренцо Манетти в очерке "Вуаль Джоконды. Секрет Леонардо".
Манетти, пишет портал "Италия по-русски", считается экспертом в области толкования аллегорических образов, он автор ряда спорных исследований о работах Леонардо, последнее вышло во флорентийском издательстве.
Согласно Манетти, поясной портрет нагой женщины, сидящей на балконе в той же позе, что и Джоконда, мог бы относиться к так называемому "римскому периоду", когда Леонардо был погружен в исследование философии и эзотерики.
"Даже если рисунок утерян", — объясняет Манетти, — существует,по крайней мере, десяток репродукций и работ аналогичного сюжета, выполненных учениками и последователями, которые позволяют нам воссоздать оригинал".
Очевидно сходство с рисунком Моны Ванны Сальяно, ученика Леонардо, который с маэстро да Винчи писал картины "в четыре руки". Это следует из недавних спектрографических исследований.
Нагой Джокондой маэстро да Винчи мог быть вдохновлен Рафаэль, который в тот же период писал две женские фигуры, очень похожие между собой, одна скрыта под вуалью, другая полуобнажена.
Между ними, как и между двумя Джокондами Леонардо, существовала определенная взаимосвязь: они представляли двух Венер, "чистую", и "порочную", символизируя две разные стороны человеческой души.