МВФ взял тайм-аут

15

 Будущность ожидаемого на протяжении всей осени четвертого транша от Международного валютного фонда снова перешла в категорию "под вопросом". Кредиторы продолжают намекать на острую необходимость политконсенсуса. Но, похоже, все реальнее оценивают степень его вероятности.

Сеансы саботажа

В ноябре 2008 кредит stand-by, который согласился предоставить Украине Международный валютный фонд, воспринимался власть имущими как что-то сродни панацее. Одних утешало выказанное стране, пошатнувшейся под первым ударом кризиса, международное доверие. Других грела мысль о выделении 16,4 миллиарда долларов на нужды, в первую очередь, финансовой системы. Третьих радовала перспектива предполагаемых реформ. Миновал ровно год (первые 4,5 миллиарда долларов "датированы" 10 ноября 2008), и сейчас процесс выделения новой "порции" средств опасений вызывает чуть ли не больше, чем энтузиазма.

Проблемы с предоставлением Украине следующего по очередности транша возникают не в первый раз. Еще свежи в памяти законодательные баталии, из-за которых "взнос" номер два был отложен с февраля 2009 года на май. Что показательно, даже тогда, после многочисленных уверений в "светлом будущем", правительство и Верховная рада не выполнили ряд своих обещаний. И реформистский зуд был во многом удовлетворен поднятием акцизов. Следующий комплект трений возник уже летом. Тогда Украина получила назначенные средства в срок, а к середине ноября, когда должен прийти четвертый транш в размере 3,8 миллиарда долларов, обещала исправиться по всем фронтам. Ноябрь уже наступил, а воз невыполненных обязательств и ныне там.

Диапазон нововведений и норм, предполагаемых изначальным (да и, порой, отредактированными версиями) вариантом меморандума о сотрудничестве между Киевом и МВФ, которые "зависли в воздухе", довольно широк. От пенсионной реформы до "доведения до ума" законодательной базы, обеспечивающей стабильную работу финансовой системы… От увеличения внимания к вопросам энергосбережения и обязательства разрешить "проблему "Нафтогаза" до поднятия "газовых" тарифов для населения и предприятий теплокоммунэнерго… От контролируемой эмиссии до аккуратного отношения к намерению покрывать дефицит бюджета за счет средств Фонда… Последовательность украинской власти в игнорировании многих требований кредиторов впечатляет. Тем не менее, до сих пор МВФ продолжает констатировать стабилизацию макроэкономического положения дел в стране и надеяться на лучшее. Правда, очередной сеанс "саботажа" вновь поставил сотрудничество под угрозу.

Как и предполагали эксперты, выделение четвертого транша кредита МВФ может быть отложено. Причем, сроки пока не определены, но, судя по некоторым заявлениям главы Фонда Доминика Стросс-Кана, речь вполне может идти о датах "на после выборов". Основная претензия, которую сейчас высказывает кредитор, во взаимоотношениях Украины и Международного валютного фонда уже звучала: сначала политэлита должна договориться, а уже потом — пояснять, какими будут консолидированные усилия. "В Украине, как и в любой другой стране, должен быть широкий консенсус, и нам необходимо увидеть такой консенсус в поддержку принимаемых мер…, прежде чем мы будем двигаться вперед с третьим пересмотром, — считает директор департамента внешних отношений МВФ Кэролайн Аткинсон. И главной "антиконсенсусной" проблемой на сегодня считается разобщенные позиции касательно повышения соцстандартов.

Идея украинских парламентариев существенно повысить минимальную зарплату и прожиточный минимум сходу вызвало неприятие МВФ. Собственно, это благое начинание прямо противоречит одному из главных "околокредитных" обязательств Украины. После того, как профильный закон был принят, глава миссии Фонда в Украине Джейла Пазарбазиолу понадеялась на президента и его вето. Как оказалось, зря. "Закон преткновения" Виктор Ющенко все-таки подписал, причем с мотивацией, не лишенной оттенка принципа "спасение утопающих (то есть, правительства Юлии Тимошенко) — дело рук самих утопающих". Следом за этим Кабмин пригрозил оспорить "человеколюбие" оппонентов в Конституционном суде, а функционеры МВФ начали наперебой желать нашей власти скорейшей консолидации для продолжения успешной работы (соцстандарты — не единственный пункт, по которому у Фонда возникают вопросы к бюджету-2010). Но оной пока даже "не пахнет". С одной стороны, Нацбанк и Кабмин заверяют, что сотрудничество с МВФ не теряет в градусе, а вопрос переформатирования очередного меморандума вот-вот разрешится обоюдным удовлетворением. С другой стороны, на Банковой взялись старательно объяснять, почему в нынешнем "траншевом" кризисе виноват не президент. Но от всего этого перспективы получения очередного вливания яснее не становятся.

Курс на решето

Даже если выделение четвертого транша кредита stand-by будет отложено на несколько месяцев, вовсе не факт, что это поставит крест на сотрудничестве Украины с МВФ. Одновременно, теоретически, не должна возникнуть и ситуация, когда перенос прихода средств провоцирует серьезные экономические сложности. Но масштабы шумихи вокруг темы (злорадство одних и настойчивые попытки убедить, что все в норме — других) довольно явно демонстрируют степень острой заинтересованности правительства в ожидаемой сумме.

В большинстве случае предполагается, что привлеченные средства могут быть с успехом использованы по сценарию развития. Но в Украине, по всей видимости, курс сравнительно быстро был взят на сценарий проедания. В общем и целом, МВФ уже высказывал довольно-таки спокойное отношение к тому, что одной из основных сфер приложения усилий его средств стало латание дефицита госбюджета. Более того, представители Фонда не видят трагедии и в том, что заемные ресурсы могут быть брошены на выплату зарплат и пенсий, если это будет происходить в разумных рамках. В конце октября постпред МВФ в Украине Макс Альер пояснил, что "ключевым элементом программы МВФ с Украиной является защита покупательной способности зарплат и пенсий". Но в рамках этого направления Фонд считает целесообразным делать для соцстандартов антиинфляционную поправку, но не более того. Инициатива же украинских парламентариев "трезвой политикой" не считается, и потому вызвала "глубокую обеспокоенность".

Если МВФ смущает, как будут выполняться свежепринятые нормы, то украинских политиков, похоже, больше волнует вопрос о том, как страна доживет до выборов без дополнительно привлеченных средств. Потенциальные бюджетные "дыры", поучаствовать в "штопке" которых (официально, полуофициально и откровенно неофициально) мог бы четвертый транш, представлены в ассортименте. Правительство больше всего беспокоят пресловутые соцстандартные новации. И причин для углубления этого беспокойства вполне достаточно. Если с 1 ноября минимальная зарплата должна составить 744 гривны (правда, едва ли составит), то с первого января — уже 869 гривен. И чем дальше транш, тем драматичнее выглядит бюджетное "решето", возможно ожидающее Украину…

Со своей "колокольни" Банковая больше переживает из-за трудностей с газовыми проплатами. По логике СП, именно средства МВФ могли бы помочь рассчитаться с "Газпромом" в декабре. Но, даже если деньги на это найдутся, эксперты допускают, что еще до выборов Украине "аукнутся" серьезные системные проблемы. В отсутствие "свободных" средств, полученных в рамках кредита, Кабмин будет вынужден добывать деньги другими путями. "Уже потерян момент, когда можно было развернуть процесс финансирования "Евро-2012", приватизация законсервирована. По сути, единственным источником финансирования остается печать денег посредством выпуска ОВГЗ", — напоминает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. Облигации внутреннего государственного займа, которые уже с откровенным неудовольствием выкупает в основном Нацбанк, уже не первый месяц служат дежурной палочкой-выручалочкой Кабмина. Но и этот источник не бездонный. С одной стороны, агрессивная допэмиссия — путь, который может завести Украину очень далеко по дороге инфляции. С другой стороны, Кабмин за последний год успел издать немалое количество ОВГЗ, срок погашения по части которых не за горами. Бюджетное "решето" могут ожидать новые "дыры"…

Сложность украинской экономической ситуации состоит еще в том, что в ней слишком много политики. И дело не только в предвыборной ориентации "соцстандартого закона". Даже обоснование, которое МВФ предоставил ввиду возможности переноса четвертого транша, служит на руку дальнейшей политизации процесса. Вместо того чтобы решать проблемы, власть имущие с азартом выясняют, кто больше виноват в пресловутой потере консенсуса. Да и реплика Доминика Стросс-Кана о том, что сначала нужно дождаться результатов выборов, в украинском политикуме была творчески переосмыслена. "Мы восстановим отношения с МВФ. Но на прозрачной, взаимовыгодной основе", — как бы ответил на претензию главы МВФ Виктор Янукович, видимо, убежденный, что "после выборов" означает "в его правление"… И пока кампания не завершится, экономика будет продолжать оставаться "бедной родственницей" политики.

Ксения Сокульская

Поделиться:
Загрузка...