ЧП «Ющенко»

20

 Героическая борьба властей с эпидемией гриппа набирает обороты. И одним из главных вопросов, возникающих в таком контексте, остаются масштабы, которые может приобрести этот героизм. По информационному пространству Украины вновь бродит призрак ЧП.

Президентское право

Введение чрезвычайного положения, последствием которого должен стать "непременный" переход к прямому президентскому правлению, будоражит украинский политикум уже не первый год. О ЧП и его фатальных последствиях принято вспоминать при любых мало-мальски подходящих обстоятельствах. Поэтому неудивительно, что и эпидемия так окончательно и не установленного штамма гриппа была тут же использована "по назначению".

Первые намеки "чрезвычайного" характера были представлены в ассортименте сразу же после официальной "эпидотмашки". Не успел Василий Князевич констатировать вхождение Украины в зону пандемии, как Виктор Балога поделился с общественностью идеей о необходимости ввести ЧП в западных областях. Вслед за этим волна комментариев народных избранников в стиле "Такой вариант нам не нужен" стала вопросом времени. Подлило масло в огонь и экстренное заседание СНБО — органа, который может рекомендовать президенту перейти в режим сокращения прав и свобод. Но, хотя, по всей видимости, вопрос в самом деле обсуждался, Виктор Ющенко не стал демонстрировать готовность к введению крайних мер.

Следующую порцию пищи для опасений "выдало" обращение гаранта к народу от 4 ноября. В ходе него глава государства не только внес посильный вклад в нагнетание истерии и призвал к сверхсрочной вакцинации, но и рассказал о степени вины Кабмина и лично его главы в происходящем. Кроме прочего, Виктор Ющенко дал повод задуматься над возможным введением ЧП, когда пришел к выводу, что на время эпидемии "главным центром принятия решений должен стать Совет национальной безопасности и обороны", а никак не Кабмин. Намек был услышан. На следующий же день премьер авторитетно заявила, что оснований для введения чрезвычайного положения нет — ситуация стабилизируется, а карантина вполне достаточно. С другой стороны, в адрес главы государства последовал призыв со стороны представителей силового лагеря. "Группа товарищей", возглавляемая экс-заместителем главы СБУ Александром Скипальским, порекомендовала президенту не просто ввести ЧП, а отправить Кабмин в отставку, распустить ВРУ, перенести выборы на следующую осень, то есть (с учетом специфики обещанной поддержки) — фактически устроить военный переворот.

На деле для объявления чрезвычайного положения президенту вовсе не нужна поддержка отставников со всеми вытекающими "макрополитическими" последствиями. Масштабная эпидемия вполне может проходить по пункту "угроз здоровью и жизни граждан", но для этого она действительно должна быть масштабной. Согласно закону о правовом режиме чрезвычайного положения, при наличии оснований глава государства может ввести его по инициативе СНБО или Кабмина на срок до 30 дней (в случае необходимости продолжительность может быть увеличена, но не более чем еще на месяц). В двухдневный срок решение гаранта должно быть утверждено парламентом, после чего государственная машина должна, засучив рукава, перейти к спасению народа.

Вопреки возможным опасениям, режим ЧП, поводом для введения которого не являются нарушения массового порядка, не ставит крест на большей части прав и свобод граждан. По большому счету, основное их ущемление может проявляться в ограничении свободы перемещения (и возможном досмотре транспортных средств) и в запрете на проведение массовых мероприятий (включая, правда, и забастовки), что и так может быть реализовано в рамках карантинных мер. Собственно, главной причиной опасаться введения чрезвычайного положения сейчас остается запрет на проведение выборов (а еще — принятия изменений Конституции и избирательного законодательства). При этом в законе не указано, налагается ли мораторий и на процесс подготовки волеизъявления. Впрочем, если Виктор Ющенко повременит, но все-таки решится ввести ЧП, перенос даты выборов практически неминуем. Но остановкой политической жизни это не грозит. По закону о ЧП, законодатели обязаны весь срок его действия проработать в ритме пленарных заседаний. Но, поскольку на кону стоит все-таки судьба выборов, нервозность политикума на спад не идет.

"Хунта-стиль"

На сегодня вероятность введения чрезвычайного положения на территории всей Украины невелика. В первую очередь, этому не способствует положение эпидемических дел: порог превышен только в десяти областях, а официально декларируемая статистика национальный апокалипсис пока не обещает. С другой стороны, как отмечают политологи, президентское желание, даже если оно возникнет (что вовсе необязательно), может и не быть встречено пониманием в широких кругах законодательной общественности. "Для этого необходимо согласие Верховной рады Украины. Не думаю, что такое согласие будет дано в любом случае, даже если президент примет соответствующий указ", — считает президент Аналитического центра "Открытая политика" Игорь Жданов. Тем не менее, как отмечают другие эксперты, необходимое количество голосов может и найтись. Если политические силы сочтут, что перенос выборов и возможность расширить масштабы "гриппозного" пиара, им интересны.

Первая версия ответа на вопрос: для кого режим "хунты" выгоднее всего — лежит на поверхности. С учетом возможности затянуть предвыборную кампанию более прочих выигрывает Виктор Ющенко, чьи полномочия продлятся хотя бы на лишние месяц-два. Но подобное тактическое преимущество вовсе не гарантирует стратегический прорыв. Для того чтобы выигранная отсрочка смогла сыграть на руку президентскому рейтингу, Виктору Андреевичу нужно продемонстрировать беспрецедентные и при этом персональные успехи в борьбе с напастью. А события последней недели показывают, что президент хоть и пытается время от времени побороться за пальму верховного спасителя нации, в этом нелегком деле у него слишком много вполне успешных конкурентов.

Другой стороной "медали" может оказаться гипотетическая надежда Банковой не столько на "эпидемический" прирост популярности президента, сколько на возможное падение рейтингов его соперников. Полностью исключить такую вероятность нельзя. Излишнее затягивание кампании действительно может ударить по позициям лидеров. С одной стороны, даже героическое спасение всех и вся со временем может утомить зрителей и стать до банальности привычным. С другой — оттягивание даты волеизъявления может не только повлиять на степень усталости электората, но и выявить другие побочные эффекты, как политического, так и экономического (что важнее) характера. Тогда не исключена ситуация, что к моменту плебисцита по рейтингу, в первую очередь, премьера дополнительно ударит "кризисная" дубина… В желание главы государства поспособствовать "похоронам" хотя бы части популярности премьера можно поверить. Вот только это вовсе не означает, что нанесенный ущерб непременно сыграет в пользу самого гаранта, а не официальной оппозиции или новой/третьей силы.

То, что Виктор Ющенко может выглядеть основным "политпотребителем" последствий внедрения режима ЧП, совсем не означает того, что другие политики не попытаются использовать чрезвычайные меры себе во благо. Как минимум, они получают возможность еще более активно популяризировать свои антикризисные и санитарные достижения. И, хотя продление кампании означает автоматическое увеличение трат, игра может стоить свеч. Кроме того, у каждого кандидата появится дополнительная возможность рекламировать свою демократичность на фоне "узурпаторских" действий нынешнего главы государства, что тоже дорогого стоит в процессе мобилизации электората. К тому же, дополнительное время можно провести в дополнительных же размышлениях. Например, некоторые политологи (в частности — заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий) допускают, что затягивание предвыборного процесса может быть связано с желанием, в первую очередь, Виктора Ющенко поторговаться с основными соперниками на предмет грядущих перспектив. Но в конечном итоге использовать отсрочку с толком может кто угодно. Более того, в подобной ситуации может быть достаточно одной только угрозы введения ЧП, чтобы переговорный процесс пошел полным ходом. Но даже, если политики сочтут, что без чрезвычайного положения им не обойтись (или если ситуация этого действительно потребует), хотелось бы верить, что за пределы пиар-драмы ситуация не выйдет. Украина пока не похожа на страну, где "хунта-стиль" может стать нормой.

Ксения Сокульская

Поделиться:
Загрузка...