Промышленные предприятия Украины подают сигналы о выходе из кризиса

27

В течение последних месяцев промышленные предприятия Украины подают сигналы о постепенном выходе из кризиса. О ситуации в бюджетообразующих отраслях промышленности и принимаемых правительством мерах по улучшению условий работы предприятий  рассказал министр промышленной политики ВЛАДИМИР НОВИЦКИЙ.

ВЛАДИМИР НОВИЦКИЙ Фото: АЛЕКСАНДР ТЕЧИНСКИЙ

– Как вы считаете, дно кризиса в горно-металлургическом комплексе (ГМК) пройдено?

– Последние месяцы предприятия ГМК наращивают объемы производства. Если в ноябре 2008 года средняя загрузка мощностей была на уровне 34%, то сейчас этот показатель приближается к 70%. В октябре мы вышли на самые высокие показатели по производству стали и проката в этом году: по оперативным данным, стали произведено 2,7 млн т, что на 11,5% больше, чем в сентябре, а проката – на 7,5% – 2,5 млн т. Это в полтора раза больше, чем в октябре прошлого года. В ноябре ожидается производство на таком же уровне, поэтому к концу года мы рассчитываем на улучшение ситуации в производстве.

Россия сейчас ставит вопрос о существенном снижении квот на импорт украинских труб. Как проходят переговоры о том, чтобы не допустить ограничения импорта украинской продукции?

– Наши компании занимают довольно гибкую позицию – идут на добровольные самоограничения поставок. Сейчас ведутся переговоры с минпромторгом России, но на сегодняшний день окончательного решения по этому вопросу нет.

Недавно на встрече с руководством южнокорейского сталепроизводителя Posco президент Виктор Ющенко заявил о заинтересованности компании в реализации совместных проектов. О чем идет речь?

– Между Posco и группой "Метинвест" подписан меморандум о сотрудничестве, касающийся вопросов обмена как информацией о ситуации в металлургических отраслях обеих стран и тенденциях на мировом рынке стали, так и технической информацией в сталелитейной и горнодобывающей отраслях. Это документ о направлениях сотрудничества между компаниями.

Как решается вопрос по Вольногорскому горно-металлургическому комбинату и Иршанскому ГОКу? Разрешены ли спорные вопросы с "Крымским титаном" о создании "Титана Украины"?

– Мы продолжаем создание государственной акционерной холдинговой компании "Титан Украины", но более медленными темпами, чем было запланировано. Это связано с тем, что на сегодняшний день задерживается передача имущества Вольногорского горно-металлургического комбината и Иршанского ГОКа ЗАО "Крымский титан" из аренды, которое должно было сначала передать его в Фонд госимущества, а тот в свою очередь – в управление Минпромполитики. Но в связи с тем, что руководство "Крымского титана" через суд блокирует этот процесс и пытается продлить аренду предприятий, сегодня проведение инвентаризации имущества комбинатов затягивается. Мы со своей стороны предпринимаем ответные шаги. И думаю, в ближайшее время этот вопрос будет решен.

В конце сентября состоялся конкурс по приватизации Одесского припортового завода (ОПЗ), но результаты торгов не были утверждены. Как вы считаете, насколько удачное сейчас время для продажи такого завода, как ОПЗ?

– Начальная цена была ниже реальной стоимости актива. Кроме того, целый ряд потенциальных инвесторов не принимал участия в конкурсе из-за напряженности вокруг его проведения. Конечно, в ближайшее время ОПЗ никто продавать не будет. К этому вопросу если и вернутся, то только в следующем году. Благодаря тому, что правительство приняло решение о поставках на предприятие природного газа по более выгодной цене, оно сейчас работает в более благоприятных условиях, чем в I полугодии.

Почему правительство решило включить "Ровноазот" в список предприятий–производителей азотных минудобрений, получающих природный газ по льготной цене?

– В мае руководство завода самостоятельно приняло решение остановить его в связи с ухудшением экономических показателей и неурегулированием вопросов по расчетам за потребленный газ с НАК "Нафтогаз Украины", которая была определена правительством как единственный оператор поставок природного газа в 2009 году. "Ровноазот" является единственным предприятием, производящим аммиачную селитру в Западном регионе. Поэтому в преддверии активного периода поставок удобрений аграриям правительство приняло решение активно содействовать запуску производства. При этом учитывалась необходимость решения социальных проблем на предприятии.

Помогло ли остальным пяти производителям азотных минудобрений снижение предельных цен природного газа?

– В связи с кризисом существенно снизилась загрузка химических предприятий, в том числе производящих азотные удобрения. За 9 месяцев было произведено 2,1 млн т аммиака, 2,29 млн т карбамида и 1,27 млн т селитры. Учитывая, что мощности производства того же карбамида в Украине составляют 3,6 млн т, а селитры – 2,2 млн т, падение составило свыше 30%. Таким образом, в августе предприятия были на пороге полной остановки. Но благодаря введению специальной цены природного газа для производителей азотных минудобрений удалось не только избежать остановки производства, но и уже в сентябре нарастить производство аммиака на 40 тыс. т, карбамида – на 70 тыс. т, аммиачной селитры – на 5 тыс. т. В октябре также произошел рост объемов производства на 5-6% по сравнению с сентябрем. В текущем году мы рассчитываем произвести 2,8 млн т аммиака, 3,2 млн т карбамида и 1,6 млн т селитры.

Как отразилось это решение правительства на рентабельности заводов?

– В среднем рентабельность по отрасли близка к нулю. Например, северодонецкий "Азот" до сих пор работает в минус, а вот Одесский припортовый завод уже по результатам работы девяти месяцев этого года вышел на безубыточное производство. Надеюсь, ожидаемый рост цен аммиака и карбамида на внешних рынках в декабре-феврале, когда в преддверии весенних полевых работ рынок начинает оживать, позволит нашим заводам улучшить свои позиции.

Когда стоит ожидать введения пошлин на импорт NPK-удобрений?

– Сейчас мы ведем такую работу с комиссией по внешней торговле при Минэкономики, но пока положительных результатов нет. Мы настаиваем на необходимости введения либо квот, либо пошлин, так как производители NPK-удобрений из Белоруссии и России получают сырье по более низким ценам, чем предлагают нашим заводам. Белорусы имеют собственный хлористый калий, россияне – апатиты. Мы же вынуждены завозить эту продукцию из Северной Африки, причем худшего качества. Кроме того, в Белоруссии хлористый калий продается в несколько раз дешевле, чем предлагается нашим предприятиям. В результате конкурировать с российской или белорусской продукцией просто невозможно. Поэтому мы предлагаем либо квотирование, либо пошлину в размере до 50%.

Украина давно ведет переговоры с Ираном о продаже лицензии на производство Ан-148. На какой стадии они находятся?

– Переговоры с Ираном ведутся, но не так интенсивно, как хотелось бы. В проекте участвуют украинские и российские предприятия. Это комплексный проект, предусматривающий как поставку самолетов Ан-148, так и их производство на лицензионной основе.

С кем еще ведутся переговоры о совместном сотрудничестве в рамках авиастроения?

– С Ливией – о поставках и создании обслуживающего центра самолетов марки "Антонов", и с Ираком – тоже о поставках самолетов Ан-32.

Недавно был возобновлен совместный с Россией проект Ан-70. Известны ли уже его подробности, почему Россия вдруг решила вернуться к этому проекту?

– В рамках авиасалона МАКС-2009 был подписан соответствующий протокол. Украина заинтересована в реализации этого проекта, поскольку является разработчиком Ан-70. Почему Россия решила вернуться к этому проекту? Потому, что и на сегодняшний день Ан-70 опережает конкурентные модели по своим характеристикам. Будут вестись совместные работы по завершению испытаний и организации производства на предприятиях Украины и России.

Есть ли какие-то планы по поддержке украинского автопрома?

– В докризисный период мы достаточно много сделали для развития производства автомобилей в Украине: был открыт завод по производству легковых автомобилей в Черкассах, расширены мощности производства автобусов и троллейбусов в Луцке, активно велась работа по увеличению локализации производства легковых автомобилей в Закарпатской области. Но финансовый кризис очень негативно повлиял на автомобилестроение в этом году – практически прекратилось потребительское кредитование, в результате чего производство упало в 5 раз.
Что делает министерство для изменения этой ситуации?

– Сейчас ведется работа по реализации отдельных программ, в частности "Школьный автобус", и обеспечению легковыми автомобилями инвалидов – за счет госсредств на ЗАЗе заканчивается разработка такого автомобиля на базе марки Daewoo Sens. Существенное увеличение производства легковых автомобилей возможно в случае возобновления потребительского кредитования, но на сегодняшний день таких программ нет. Наши автомобилестроители считают, что необходимо возобновить импортную пошлину, но однозначно говорить, что это даст существенный результат, трудно. Общее выздоровление экономики позволит отрасли выйти из глубокого кризиса. Уже есть результаты: в октябре производство автомобилей выросло на 15% по сравнению с предыдущим месяцем. Сейчас разрабатывается программа развития автомобилестроения до 2015 года, в которой в том числе предусмотрено продление мер по завозу в Украину комплектующих – это около 250 позиций с нулевой ставкой ввозной пошлины.

Украинские предприятия "Лугансктепловоз" и Крюковский вагоностроительный завод способны производить продукцию, как минимум не уступающую импортным аналогам. В то же время на тендерах, которые проводит "Укрзализныця", почему-то выигрывают иностранные компании. Предпринимает ли Минпромполитики какие-то шаги по реализации и введению в Украине аналога американской программы Buy American?

– Я считаю такую программу абсолютно правильной. И как только где-то решается вопрос о госзакупке продукции, которая производится в Украине, мы всегда оказываем поддержку украинским производителям. Но, по информации руководства "Укрзализныци", пока такие тендеры не проводились. Мы активно работаем с "Укрзализныцей" не только по поставкам дизельных и электропоездов, но и по поставкам пассажирских и грузовых вагонов. Наши предприятия в состоянии конкурировать с международными игроками на этом рынке.

Еще несколько лет тому назад в Минпромполитики обсуждался вопрос создания на базе "Турбоатома" государственного энергомашиностроительного холдинга. Ведутся ли сейчас какие-то работы в этом направлении? Обращалось ли министерство в Фонд госимущества (ФГИ) с просьбой вернуть "Турбоатом" на баланс Минпромполитики?

– Безусловно, это предприятие занимает важное место в украинском энергомашиностроительном комплексе. В свое время вопрос создания на базе "Турбоатома" энергомашиностроительного холдинга рассматривался, и даже принимались решения и активные действия. Мы обращались в ФГИ с просьбой вернуть это предприятие в управление министерства, под управлением которого находится ряд других энергомашиностроительных предприятий. Но до сих пор предприятие находится в управлении ФГИ.

Довольны ли вы работой руководства "Турбоатома"?

– На самом деле объем производства "Турбоатома" за 9 месяцев составил лишь около 300 млн грн. А это очень далеко от уровня европейского гиганта, которым его называют отдельные средства массовой информации. Я считаю, что предприятие способно производить значительно большие объемы, нарастить производство как минимум раза в три. Поэтому если и дальше "Турбоатом" будет работать такими темпами, то будет лишь увеличивать отставание от лидеров.

Интервью взял ОЛЕГ ГАВРИШ

Поделиться:
Загрузка...