Буду говорить о Канаде и о моем любимом Ванкувере, и как эти «две беды», обычно издавна приписываемых России, видятся мне, канадцу, на моей новой Родине.
Причем «дураки» я умышленно взял в кавычки, стараясь использовать это слово как гиперболу при обсуждении несколько иной темы.Эх, дороги…О них – можно говорить бесконечно.
К моему удивлению, в Канаде эта тема оказалась такой же актуальной и бурно обсуждаемой, как и на просторах бывшего СССР.
Через всю свою жизнь, исколесив немалую часть б.СССР, пронес в себе пушкинское определение «второй российской беды»:
Теперь у нас – дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы и блохи,
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной,
Высокопарный, но голодный,
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит…
В Канаде и США – тема дорог тоже никого не оставляет равнодушным.
Им посвящены и многочисленные песни, ставшие «народными», «ломаются копья» в парламентах, дороги – одна из главных тем на местных радио и телевидении.
Когда принималось решение о проведении Олимпиады-2010 – проблема транспортных магистралей Ванкувера была одной из самых краеугольных.
Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
Наверное, никогда не перестану удивляться пророчествам Александра Сергеевича. Так точно описать дорожные проблемы, стоявшие (решенные ли?) перед олимпийским Ванкувером, и стоящие перед столицей следующей зимней Олимпиады в 2014 году ("…Раздвинем горы, под водой пророем дерзостные своды.."). Остается лишь надеяться, что А.С. Пушкин, говоря о России, ошибся лишь во временном предсказании. Хотя бы в отношении к Сочи. По крайней мере, "с трактирами" — уже почти порядок!
Итак, Ванкувер…Дороги… Старожилы Ванкувера не дадут соврать, что дороги — это, если и не "беда", как это принято понимать в России, то, наверное, превеликая "головная боль" города. Правда, в данном случае не имеется ввиду качество дорог, а подразумеваются, скорее, естественные причины. Первое — это географическое расположение Ванкувера. Если говорить о центре города, его северной и западной частях, то с одной стороны — океан, а с другой стороны — хоть и прекрасные, но скалистые горы.
Ванкувер — довольно протяженный город, и его с востока на запад и на юго-запад (двумя рукавами) "прорезает" огромная судоходная река Фрэзер (Fraser). Подобное расположение Ванкувера хоть и делает город уникальным и прекрасным для туризма (океан, горы, судоходная река), однако, одновременно при этом, и создает трудности при передвижении.
Для того, чтобы расширить дорогу в ее горной части муниципалитетам и строителям приходится буквально каждый метр "отвоевывать" у недовольных горожан и избирателей, привыкших веками жить среди нетронутой природы.
Океанские заливы и судоходная река — подразумевают наличие мостов и подводных тоннелей, которых в Ванкувере, учитывая его географию, — не так уж и много. Поэтому при разработке маршрута, например, из восточной части города — в западную (в центр) — у водителя не такой уж большой выбор — и мостов, как правило, не миновать.
Мост или тоннель в данном случае становится естественной преградой, когда транспортный поток с 3-4 полос движения переходит в 2 полосной. В часы пик — утром с 7-9, днем с 3-5 часов — скоростные магистрали (хайвэи) можно назвать таковыми, обладая лишь большим чувством юмора. Второе — насыщенность автомобилей. Самое первое, что мне бросилось в глаза, когда мы приехали в Канаду — это почти полное отсутствие пешеходов.
"Праздных гуляк" в обычный день можно лишь увидеть в центре города, а в других районах — разве что возле каких нибудь крупных торговых центров (да и то направляющихся к машинам). Для семьи из трех человек — наличие двух машин — вполне обычное дело. Но и эта "благостная картина" — известная "палка о двух концах". И, наконец, третье "неудобство" — это постоянное обслуживание и ремонт дорог. Стоит в каком-нибудь оживленном месте производиться ремонту дороги, а в любое время года в Ванкувере — это вполне обыденное дело, — транспортной "пробки" — не миновать.
Зато с гордостью можно констатировать, что в нашем городе напрочь отсутствуют различные "членовозы" — и никогда не приходилось быть в транспортном заторе именно по этой причине. Хотя Премьер-министр Канады — довольно частый Ванкуверский гость. Как он добирается до мест своих встреч без мигалок и эскортов? Уму непостижимо…
Вот на таком фоне в июле 2003 года МОК принимал Решение о проведении Олимпиады — 2010 в Ванкувере.
Учитывая, что значительная часть соревнований должна пройти в местечке Вистлер (Whistler), что в 115 км от города (воистину — райский уголок!), и куда — ".. только одна дорога!", причем практически на всем ее протяжении она проходит по крутым горам и имела по одной полосе в каждую сторону — можно представить каким нелегким для МОК был выбор между южнокорейским городом, где все компактно, и Ванкувером.
Продолжая разговор о дорогах Ванкувера, хотелось бы, в меру своих возможностей и представлений, подвести итог проделанному в городе с 2003 года – с момента принятия решения о проведении Олимпиады, учитывая, что именно дороги были одним из камней преткновения при выборе Ванкувера как столицы Олимпиады.
Одной из главных особенностей Зимних игр 2010 года является тот факт, что соревнования «разведены» по двум центрам – «кластерам» (да простит меня читатель – я не любитель новомодных словечек) – часть их пройдет в Ванкувере, а другая часть в горном поселке Whistler, что в достаточном отдалении от города (более 2 часов езды по горной дороге).
В подобных случаях стандарты МОК требуют наличия двух транспортных магистралей (в Сочи – предполагается строительство железной дороги вдобавок к обычному горному шоссе).
Ванкуверу же в этой части было сделано исключение, и МОК разрешил использовать только одну дорогу, разумеется, при условии ее существенной модернизации.
Но обо всем по порядку.
Начну с сомнений и опасений.
Лично у меня подобные опасения вызывает «городская» часть проведения Олимпиады. При нынешнем состоянии скоростных магистралей, связывающих спортивные объекты Ванкувера и, к примеру, Ричмонда (южный район города), где расположен аэропорт и вновь построенный ледовый комплекс Oval, на мой взгляд, явно недостаточно. Даже сейчас, когда нет того ожидаемого наплыва гостей, транспортные пробки возле подводных тоннелей и мостов через реку Фрэзер – далеко не уникальное явление.
Учитывая, что огромная масса болельщиков на машинах приедет из США (граница с США находится в черте города) – нетрудно себе представить, насколько увеличится транспортный поток ТОЛЬКО за счет американцев.
Особое же беспокойство вызывает главная скоростная артерия города – Транснациональная магистраль – Хайвэй №1.
Эта трасса связывает восточные, северо- и юго-восточные районы города с центром.
Как видно из снимков, модернизации Хайвэя №1 уделяется большое внимание.
Причем строительные работы в одном из самых ее узловых участков – вблизи Port Mann Bridge – в самом разгаре.
Как видно, строительные мероприятия запланированы вплоть до 2013 года.
И если до февраля ситуация возле Port Mann Bridge не изменится или власти города не найдут каких-нибудь неординарных решений – многокилометровых пробок не избежать.
Только в больших масштабах, чем сейчас.
Но я остаюсь оптимистом и надеюсь ошибиться в своем прогнозе.
Ну а теперь о том, что, безусловно, можно занести в «актив» властей города.
Во-первых, это частичная модернизация и ремонт уже существующих мостов через реку Фрэзер. К 16 уже имеющимся крупным мостам через Фрэзер в июне 2009 года прибавился еще один новый суперсовременный шестирядный Golden Ears Bridge, призванный соединить крупные районы Ванкувера Surrey и Langley с северным берегом реки Фрэзер – районами Maple Ridge и Pitt Meadows.
А почти 14-километровая шестирядная скоростная магистраль, являющаяся системной частью этого моста, призвана разгрузить транспортный поток с Транснациональной магистрали №1 на Хайвэй №7, по которой тоже можно попасть в центр города – правда, пересекая множество перекрестков и светофоров.
Вновь построенный мост по своему качеству, пожалуй, может быть сравним лишь с Alex Fraser Bridge, который был построен в 1986 году и значение которого в транспортной системе Ванкувера трудно переоценить.
Безусловно, построенный современный мост и новая дорога позволит решить часть проблем с транспортным потоком Транснациональной магистрали №1 – вопрос лишь в том, окажется ли это достаточным?
И насколько оправданным является решение властей города сделать ее платной? Причем следует особо заметить, что это – единственная платная дорога в Ванкувере.
Лично у меня сложилось впечатление, что горожане «не горят» желанием использовать новую суперсовременную магистраль.
Совсем недавно, когда я решил проехать по этой дороге (в часы пик, кстати) – моя машина была чуть не единственной на Golden Ears Bridge.
Как кажется, в отличие от Нью-Йорка – Ванкувер явно не «приучен» к платному проезду по дорогам города.
Например, в полночь (!) с субботы на воскресенье на Транснациональной магистрали №1 я попал в 8-километровую пробку только из-за того, что на участке порядка 200 метров, проводились строительные работы, и для движения была открыта всего лишь одна полоса. В то же время за много километров до этого места водителям предлагалось использовать вновь построенную альтернативную трассу.
Сам наблюдал, как подавляющее большинство водителей игнорировало эту рекомендацию.
К указанному ряду достижений властей города, несомненно, надо внести и строительство современной трассы – Хайвэй №15, соединяющую канадско-американскую границу с Транснациональной магистралью №1 (порядка 20 км).
По этой дороге от американской границы до узловых дорог города, как по О’Генри, можно «добежать» за 10 минут.
Ну и наконец, самая значимая с точки зрения МОК и, на мой взгляд, наиболее важная для всех гостей Олимпиады – это вновь построенная трасса Ванкувер–Вистлер (Whistler), получившая звучное название – «Sea-to-Sky».
Не скрою, что лично у меня вновь построенная горная скоростная магистраль Ванкувер – Вистлер («Sea-to-Sky»), где будут проходить соревнования по бобслею, горным лыжам, санному спорту, биатлону, прыжкам с трамплина и лыжным гонкам, вызывает исключительно только положительные эмоции.
В 2003 году, когда принималось решение о выборе столицы Олимпиады, горнолыжным фанатам добраться до Вистлера, учитывая качество обыкновенной двухрядной дороги, представлялось не такой уж простой задачей.
А в период реконструкции этой трассы – почти безнадежным делом.
Властями для модернизации этой дороги на первом этапе (до 2010 года) было выделено более 600 млн. долларов, при этом для горожан было создано дополнительно более 6000 рабочих мест.
Результат не заставил себя ждать.
Создана местами многорядная современная горная трасса с многочисленными зонами отдыха на волшебной по своей красоте природе.
«Sea-to-Sky» отвечает практически всем современным требованиям – трассу оснастили великолепными люминесцентными рефлекторами для облегчения движения ночью, значительно «отодвинули» горы и снабдили дорогу широкой обочиной (shoulder), позволяющей без помех для других водителей остановиться в аварийных случаях.
Края трассы – рифленые, что не должно по замыслу строителей дать уснуть уставшим водителям.
Хотя, на мой взгляд, это скорее дань моде, чем имеющее какое то практическое значение.
Чтобы уснуть на подобной горной дороге – нужно очень-очень постараться или по крайней мере принять большое количество снотворного.
К слову, для того, чтобы отдохнуть, поспать – «Sea-to-Sky» на всем протяжении содержит многочисленные современные зоны отдыха, где водители могут не только расслабиться, но и пройтись по великолепным живописным местам.
Гостям Олимпиады «грех» пропустить редкий по красоте Shannon Falls (водопад), а также великолепный подвесной мост.
Хочу особо отметить, что в Канаде ни в каком виде не принято сорить на дорогу.
Это – воспитывается с детства и, наверное, в генах нации. Поэтому, как и другие канадские дороги, «Sea-to-Sky» снабжена многочисленными мусорными баками, о которых стоит сказать особо. Они сделаны в виде «сейфов» и для того, чтобы их открыть – требуется хоть минимальная, но подготовка.
В первый раз меня это очень удивило, и я поинтересовался у коренного канадца – от кого же они «прячут» мусор?
Мой собеседник рассмеялся моему образному сравнению, но потом серьезно ответил – от медведей. На что я пошутил – открыть подобный ящик может оказаться неразрешимой задачей не только для медведей…
Так как дорога проходит по многочисленным скальным участкам – на всем протяжении трасса защищена от падения камней (после дождя) специальной защитной сеткой.
Одним словом, движение по трассе «Sea-to-Sky» – это гарантированное удовольствие, и гости Олимпиады смогут воочию убедиться в этом.
Александр Нежевлев, бизнесмен из Ванкувера