ВВС Японии требуется истребитель пятого поколения

48

За более чем полувековую историю послевоенного развития военно-воздушных сил Японии правительству страны и высшим военным чинам уже несколько раз приходилось решать трудную и важную задачу выбора типа основного истребителя для боевой авиации.

Одно из изделий японского авиапрома – УТС Т-2.
Фото из энциклопедии «Мировая авиация»

Это комплексная проблема, сочетающая политические, военные, экономические и многие другие факторы. С каждым переоснащением роль факторов меняется, а комплексность проблемы возрастает и на этот раз ведет, как считают японские военные обозреватели, к возможной опасной задержке поступления новых истребителей в состав ВВС Страны восходящего солнца.

Умалчивается – случайно, а может, и сознательно, – что при этом может существенно измениться и основное предназначение ВВС Японии.

ОТ «СТАРФАЙТЕРОВ» К «ФАНТОМАМ»

Формирование нынешних японских ВВС началось с принятия 1 июля 1954 года закона о создании Управления национальной обороны, а также сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. Проблема авиационной техники и кадров решалась с американской помощью. В апреле 1956 года было подписано соглашение о поставках Японии реактивных самолетов F-104 «Старфайтер». В то время этот многоцелевой истребитель проходил летные испытания, показывал высокие возможности как машина «для завоевания превосходства в воздухе», то есть как истребитель ПВО, что соответствовало взглядам руководства страны на использование вооруженных сил «только в интересах обороны».

Конституция Японии 1947 года в 9-й статье провозглашает, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Однако трактовка этого положения постоянно расширялась. В начале был выдвинут аргумент, что Страна восходящего солнца имеет «право на самооборону» и началось формирование «сил самообороны», затем при заключении в 1951 году японо-американского договора безопасности в него было записано положение о том, что «сама Япония будет все в большей мере принимать на себя ответственность за собственную оборону против прямой и косвенной агрессии».

В последующем при создании и развитии вооруженных сил руководство Японии исходило из необходимости обеспечения «первоначальной обороны страны против агрессии». Последующий ответ возможному агрессору по договору безопасности должны были давать вооруженные силы США. Гарантом такого ответа Токио рассматривал размещение американских военных баз на Японских островах, при этом Япония брала на себя многие расходы по обеспечению жизнедеятельности объектов Пентагона.

Исходя из вышесказанного и началось оснащение японских ВВС. «Старфайтер» в конце 1950-х годов стал одним из основных истребителей ВВС многих стран, выпускался в различных модификациях, в том числе и в Японии. Это был всепогодный перехватчик F-104J. С 1961 года ВВС Страны восходящего солнца получили 210 самолетов типа «Старфайтер», причем 178 из них были произведены известным японским концерном «Мицубиси» по лицензии. Надо сказать, что строительство реактивных истребителей в Японии было налажено еще в 1957 году, когда начался выпуск (также по лицензии) американских самолетов F-86F «Сейбр».

Но уже к середине 1960-х годов F-104J начал расцениваться как устаревшая машина. Поэтому в январе 1969 года кабинет министров Японии принял решение об оснащении ВВС страны новыми истребителями-перехватчиками. В качестве прототипа был выбран американский многоцелевой истребитель третьего поколения F-4E «Фантом». Но японцы, заказывая вариант F-4EJ, поставили условием, чтобы это был самолет-перехватчик. Американцы не возражали, и с F-4EJ было снято все оборудование для работы по наземным целям, но усилено вооружение «воздух-воздух». Все в соответствии с японской концепцией «только в интересах обороны».

Расширять свои возможности в рамках этой концепции японцы не спешили. Считается, что в полной мере выполнять задачу самообороны территории страны вооруженные силы Японии стали способны только в 1976 году после выполнения четвертого «Плана обороны». Это констатировалось в концепции «базовых вооруженных сил». По ней военное строительство велось исходя из минимально необходимого уровня вооруженных сил, достаточного для обеспечения национальной безопасности страны, сдерживания возможной агрессии с применением сил общего назначения. Кроме этого гарантировалось неучастие японских сухопутных войск, ВВС и ВМС в коллективных операциях. Считалось, что безопасность страны тем самым будет обеспечена.

Руководство Японии демонстрировало, по крайней мере в концептуальных документах, стремление к тому, чтобы вооруженные силы страны оставались национальными вооруженными силами, обеспечивали безопасность своей территории. За пределами Японских островов допускалось участие в действиях по эгидой ООН, а в рамках японо-американского договора безопасности допускалось лишь оказание тыловой поддержки. При этом концепция «только в интересах обороны» соблюдалась достаточно жестко. По этой причине, например, долгое время на F-4EJ не устанавливалось и оборудование для дозаправки в воздухе.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ПВО

«Смягчение» подходов Токио к наступательным видам вооружения, в том числе и в ВВС, стало наблюдаться во второй половине 1970-х годов под давлением Вашингтона, особенно после принятия в 1978 году так называемых «Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества». До этого никаких совместных действий, даже учений, сил самообороны и американских частей на территории Японии не велось.

С той поры многое, в том числе и в ТТХ авиационной техники, в японских Силах самообороны меняется в расчете на совместные действия. На еще выпускавшиеся F-4EJ, например, устанавливается оборудование для дозаправки в воздухе. Последний «Фантом» для японских ВВС поступил в 1981 году. Но уже в 1984 году была принята программа продления срока их службы. При этом «Фантомы» начали оснащаться средствами бомбометания. Данные самолеты получили название Kai.

Но это не говорит о том, что основная задача ВВС Японии была изменена. Она оставалась прежней – обеспечение ПВО страны. Вот почему с 1982 года в ВВС Японии стали поступать производимые по лицензии всепогодные истребители-перехватчики F-15J. Это была модификация американского всепогодного тактического истребителя четвертого поколения F-15 «Игл», предназначенного, как указывалось в его документах, «для завоевания превосходства в воздухе». И до сего дня F-15J является основным истребителем ПВО японских ВВС (всего им было поставлено 223 таких самолета).

Как можно видеть, практически всегда акцент в выборе авиационной техники делался на истребителях, нацеленных на задачи ПВО, на завоевание превосходства в воздухе. Это касается и F-104J, и F-4EJ, и F-15J. Лишь во второй половине 1980-х годов Вашингтон и Токио договорились о совместной разработке истребителя непосредственной поддержки.

Общие принципиальные подходы к строительству видов вооруженных сил в Японии не меняются. В конце 1995 года был принят концептуальный документ «Основные направления национальной обороны на период с 1996 года». В нем говорится, что Япония «будет стремиться обеспечить свою собственную национальную оборону, соблюдая Конституцию и выполняя директивные указания по укреплению надежности японо-американских мероприятий в сфере безопасности». В разделе «Безопасность Японии и роль ее оборонительного потенциала» вновь подтверждается, что «Япония в соответствии с Конституцией по своей собственной инициативе умеренно строит свой оборонительный потенциал, претворяя в жизнь основные принципы проведения политики, ориентированной исключительно на оборону».

Справедливость этих утверждений пока подтверждается в ходе коллизий в связи с необходимостью переоснащения парка истребителей военной авиации страны. Главной задачей ВВС Японии остается обеспечение противовоздушной обороны страны. Хотя добавилась и задача оказания авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС. Это видно из организационной структуры ВВС. В ее структуре три авиационных направления – Северное, Центральное и Западное. В каждом из них по два истребительных авиационных крыла, включающих по две эскадрильи. При этом из 12 эскадрилий – девять ПВО и три тактических истребительных. Кроме этого, есть Юго-западное смешанное авиационное крыло, в составе которой еще одна истребительная авиационная эскадрилья противовоздушной обороны. На вооружении эскадрилий ПВО находятся самолеты F-15J, F-4EJ Kai.

Как можно видеть, ядро «базовых сил» ВВС Японии составляют истребители-перехватчики. Эскадрилий непосредственной поддержки всего три и на их вооружении состоят истребители F-2 совместной японо-американской разработки. Надо сказать, с не лучшими ТТХ.

Японский истребитель F-4EJ «Фантом».
Фото из энциклопедии «Мировая авиация»

ПРОДАЙТЕ «ХИЩНИКА»!

Нынешняя программа правительства Японии по переоснащению самолетного парка ВВС страны в общем плане нацелена на замену устаревших «Фантомов». Рассматривались два варианта. По первому варианту тендера на новый истребитель F-Х предполагалось приобрести от 20 до 60 истребителей ПВО пятого поколения подобных по ТТХ американскому истребителю F-22 «Рэптор» («Хищник», производится Lockheed Martin/Boeing). Он был принят на вооружение ВВС США в декабре 2005 года.

F-22 «Рэптор» («Хищник»)Фото wartechnic.ru

Согласно оценкам японских специалистов, F-22 наиболее соответствует оборонным концепциям Японии. По резервному варианту рассматривался также американский истребитель F-35, но, как считается, машин такого типа потребуется больше. Кроме того, это многоцелевой самолет и основное его предназначение – удары по целям на земле, что не соответствует концепции «только в интересах обороны».

F-22 Raptor на Airshow 2008

Переоснащение ВВС Японии намечалось начать еще в ходе завершающегося в 2009 году очередного «Плана обороны» – среднесрочной программы военного ведомства Японии. По ней планировалось закупить семь истребителей пятого поколения на замену F-4. При этом наиболее предпочтительным преемником был выбран «Хищник» и, казалось, ничто не могло помешать началу замены.

Однако Конгресс США еще в 1998 году запретил экспорт «новейшего истребителя, в котором использованы все лучшие достижения» авиационной промышленности Соединенных Штатов. Учитывая это, большинство других стран покупателей американских истребителей удовлетворяются более ранними моделями F-15 и F-16 или ожидают начала продаж F-35, в производстве которого применяются такие же технологии, как и в F-22, но он дешевле, более разноплановый по применению и с самого начала разработки предназначался на экспорт.

Тем не менее в руководстве Страны восходящего солнца надеялись на то, что Конгресс США сделает исключение для Японии, давнего военного союзника Америки. Токио неоднократно, на самом высоком уровне, информировал Вашингтон о своем желании приобрести F-22. Конкретного согласия из-за океана не последовало, более того, с 2009 года оттуда недвусмысленно намекнули, что для Соединенных Штатов предпочтительнее, если японцы остановит свой выбор на F-35.

Шансы добиться своего у Токио снижались, но до последнего момента руководство Японии надеялось на получение «Хищников». Между тем в апреле 2009 года министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что новых заказов на истребители F-22 Пентагон делать не намерен, а их производство будет ограничено 187 единицами. После чего глава военного ведомства Японии Ясукадзу Хамада во время визита в Штаты в мае еще раз сообщил своему американскому коллеге о желании Японии приобрести «Хищника». Однако Гейтс, как писали газеты, посоветовал Хамаде «подумать о закупке F-35». Правда, 9 июня 2009 года Хамада опять сказал, что «Япония все еще рассчитывает на F-22».

Токио продолжал добиваться возможности любой ценой заполучить «Хищника». В Японии отмечали, что некоторые американские законодатели выступают за продолжение производства F-22 как средства сохранения рабочих мест. В середине июня Комитет по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США при обсуждении бюджета Министерства обороны на 2010 финансовый год потребовал от правительства, видимо, не без участия японского лобби, изучить возможность продажи «Хищников» Стране восходящего солнца и представить соответствующий доклад. В нем указать:

– цену экспортного варианта F-22;

– технические условия (возможности) и время, необходимое для подготовки экспортной модели;

– стратегические последствия экспорта F-22 в Японию;

– влияние экспорта F-22 на аэрокосмическую индустрию США;

– необходимые поправки в законы США для разрешения экспорта.

Однако доклад не гарантирует отмены запрета на поставки F-22 за рубеж, а тем более – на производство машины в Японии. Тем временем Конгресс уже утвердил военные расходы на очередной финансовый год, которыми не предусмотрены ассигнования на продолжение выпуска «Хищников». Таким образом, вероятность получения японскими ВВС на вооружение F-22 в качестве основного истребителя ПВО стала практически нулевой.

F-35 ВМЕСТО F-22

Авиационные корпорации США и Европы усиленно лоббируют свои машины для предстоящего тендера по программе F-X. Главный барьер для европейских поставщиков в том, что японская военная авиация никогда не имела на вооружении истребители, произведенные в Старом Свете. В свою очередь, представители ВВС Японии высказывают опасение по поводу возможных проблем при эксплуатации европейских машин. Да и политики Страны восходящего солнца обеспокоены потенциально негативным эффектом их приобретения на японо-американский союз безопасности.

Из американских авиационных корпораций наиболее тесные связи с ВВС Японии долгие годы имел «Боинг». В марте он предложил новую значительно модернизированную модель F-15FХ. Предлагаются и два других производимых «Боингом» истребителя, но шансов на успех у них нет, поскольку многое в этих машинах устарело. В заявке «Боинга» для японцев привлекательно то, что корпорация официально гарантирует помощь в развертывании лицензионного производства, а также обещает предоставить японским компаниям используемые в изготовлении самолетов технологии.

F-35 Фото izvestia.ru

Но скорее всего, по мнению японских экспертов, победителем в тендере станет F-35. Он имеет почти такие же высокие ТТХ, как и F-22, относится к истребителям пятого поколения и обладает некоторыми возможностями, которых нет у «Хищника». Правда, F-35 еще находится в стадии доработки. Его поступление в ВВС Японии, по разным оценкам, может начаться в 2015–2016 годах. До того времени все F-4 отслужат свои сроки эксплуатации, что слишком опасно, считают военные аналитики.

F35 (статический)

Задержка с выбором нового основного истребителя для ВВС страны вызывает озабоченность в японских деловых кругах, поскольку в 2011 году, после выпуска последнего из заказанных F-2, впервые в послевоенной Японии придется, пусть временно, свернуть собственное строительство истребителей. Обнадеживает то, что компания-производитель F-35 Lockheed Martin/Boeing готова рассмотреть условия изготовления самолета в Стране восходящего солнца, возможен подготовительный этап.

В деловых кругах Японии вариант закупок F-Х рассматривался как совершенно неприемлемый. Считается, что подобный шаг нанесет непоправимый удар по авиационной промышленности островного государства, и она, как пишет обозреватель по военным проблемам Синъити Киётани, «будет выведена из военной сферы».

Ныне в Японии насчитывается около 1200 компаний, связанных с производством истребителей. Они имеют специальное оборудование и обладающий нужной подготовкой персонал. Руководство корпорации «Мицубиси дзюкогио», обладающей самым большим портфелем заказов Министерства обороны, считает, что «производственные технологии оборонного сектора, если их не поддерживать, утрачиваются и никогда не возрождаются».

В феврале Ассоциация аэрокосмических компаний Японии провела собственное исследование по поводу выбора нового истребителя для ВВС страны и перспективах отрасли. Две трети респондентов выражают глубокую обеспокоенность в связи с возможным сокращением производства, если не будет лицензии на выпуск истребителей на японских предприятиях. Вице-президент ассоциации Тосикадзу Миябэ просит правительство хорошо «подумать, что можно сделать, чтобы исправить обстановку».

При всех возможных вариантах разрешения проблемы F-Х остаются вопросы. С одной стороны, зачем Токио прикладывал столь много усилий, добиваясь согласия Вашингтона на поставки F-22, а с другой – почему Вашингтон, без преувеличения, навязывал другой самолет пятого поколения F-35. На наш взгляд, дело в том, что эти самолеты различаются по предназначению: F-22 – истребитель ПВО, а F-35 – многоцелевой истребитель и в первую очередь предназначен для действия по наземным и морским целям.

Роберт Гейтс, аргументируя прекращение финансирования производства «Хищника», отметил, что хотя США были вовлечены в две войны, ни в одной F-22 не был затребован. Шеф Пентагона считает, что «F-22 станет основным истребителем ВВС США», однако, видимо, он имел в виду, что «Хищник» будет истребителем ПВО. И 187 заказанных F-22 вполне достаточно для выполнения задач противовоздушной обороны.

Как писала в редакционной статье газета «Вашингтон пост», это мнение Гейтса поддерживает и командование ВВС США. Оно считает, что F-22, несомненно, будет одной из важнейших составляющих военного арсенала в течение десятилетий, но время идти дальше. «Хищник» начал разрабатываться в 1980-х годах для обеспечения господства в воздухе, когда в качестве основного противника рассматривались ВВС СССР. Сейчас такого потенциального неприятеля нет и потребности в истребителях ПВО сократились. А F-22 – дорогой самолет и по производству, и по обслуживанию. Вместо него, как считает Гейтс, деньги следует вкладывать F-35, которые «способны лучше отвечать угрозам безопасности страны».

Но не столько деньги играют главную роль в подобном предпочтении Вашингтона. Главное, пишет в редакционной статье газета «Джапан таймс», то, что многоцелевой истребитель F-35 «предназначен для ударов по наземным целям». США рассчитывают выпустить 2400 таких самолетов.

Газета высказывает недоумение, почему руководство Японии считает, что F-35 не вполне соответствует интересам страны, почему оно считает, что для ВВС Японии больше подходит F-22. Газета советует отказаться от дорогого и затратного F-22 и согласиться на F-35. За скобками газета оставляет различие в предназначениях этих самолетов. Подчеркивается лишь эмоциональная составляющая. Для японцев, пишет газета, отказ Вашингтона предоставить Японии возможность перевооружить свои ВВС на F-22 «является лакмусовой бумажкой для оценки готовности США к выполнению обязательств по японо-американскому союзу».

Для американцев же важно втянуть союзников в гонку вооружения согласно своим взглядам на характер современных войн. Что касается Японии, то цель Вашингтона – постепенно побудить ее отказаться в строительстве вооруженных сил от концепции «только в интересах обороны».

Александр Васильевич Шлындов — ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук, полковник запаса; Николай Петрович Тебин — старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Поделиться:
Загрузка...