“Черные дни” украинского самолетостроения позади

25

На “Авианте” до конца года обещают серийный Ан.

Дмитрий Кива

В государственном авиастроительном концерне (ГАК) “Антонов” (в который входят авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова, Киевский авиационный завод “Авиант”, Харьковское государственное авиапроизводственное предприятие и завод №410 гражданской авиации) в недалеком будущем обещают завершение неуспешного для отечественной самолетостроительной отрасли периода. В качестве оснований для такого оптимизма глава правления ГАК “Антонов” Дмитрий Кива называет как правительственную поддержку отрасли в целом, так и реанимацию некоторых отдельных, но ключевых предприятий.

В частности, Киевский государственный авиационный завод “Авиант” после июльского решения правительства о его присоединении к АНТК им. Антонова сегодня понемногу улучшает свои дела. Хотя и здесь не обходится без скандалов: бывшее руководство “Авианта”, которое ныне, по словам теперешнего и.о. генерального директора завода Николая Подгребельного, в полном составе ушло на больничные, обвиняют в финансовых махинациях и нерациональном использовании средств предприятия. После соответствующих заявлений со стороны коллектива “Авианта” к делу привлекли прокуратуру.

А с конца августа на “Авианте” с проверкой еще и Контрольно-ревизионное управление (КРУ). Официальных результатов данной проверки еще нет — КРУ должен закончить ее в октябре. Но по данным Николая Подгребельного, на заводе не хватает сотен миллионов гривен…

Впрочем, как уверили в ходе общения с журналистами Дмитрий Кива и Николай Подгребельний, сейчас у них на повестке дня стоят не судебные разбирательства с бывшим руководством завода, а скорейшее восстановление самолетостроения на “Авианте”. Так, Подгребельний до конца этого года анонсирует запуск в серийное производство самолета Ан-148.

“Мы будем принимать все необходимые меры для этого. И докажем таким образом, что завод способен делать самолеты, — говорит он. — Хотя если бы не вмешательство правительства и Минпромполитики, завод через несколько месяцев закрылся бы”. По словам и.о. гендиректора, эти меры позволили заводу начать выплаты кредитов и задолженности по заработной плате. В частности, уже выплачено 317 миллионов гривен кредитов. Хотя еще до недавнего времени завод был на грани банкротства, имущество было заложено банкам, а иногда даже и перезаложено, рассказывает Подгребельний.

И Дмитрий Кива подгоняет “Авиант” к выполнению контрактов, которых у завода хватает… “Работы много. Контракты у завода есть, есть перспектива производства самолетов. Это Ан-148, Ан-70, Ан-32… — констатирует глава правления ГАК “Антонов”. — Наладить производство на Киевском заводе для нас сейчас очень важно”.

Хотя на “Авианте” сегодня трудно с кадрами, ведь из проектно необходимых для работы завода пяти тысяч работников ныне есть лишь 750 производственников, рассказывает Подгребельний. И хотя цифра в пять тысяч в нынешних условиях все-таки завышена, говорит он, но уже сегодня завод нуждается в двух тысячах квалифицированных работников. Хотя серийного производства на нем еще нет…

Раньше, по словам Кивы, “Авиант”, на днях отпраздновавший свое 89-летие, за год выпускал до 200 самолетов. “Но в последние годы завод стал не серийного, а, я бы сказал, штучного производства. Поэтому мы обязаны восстановить доброе имя “Авианта”, — говорит он.

Однако на этом пути еще хватает проблем, констатирует Кива. Это и недостаточное финансирование, и вышеупомянутый дефицит квалифицированных кадров, и высокая изношенность оборудования авиастроительных заводов. Преодолевать последнюю проблему в государственном концерне пока планируют за счет заработанных средств. К концу года планируется закончить разработку программы по переоборудованию, которое, по словам Кивы, продлится три года, включая нынешний. Хотя глава правления ГАК “Антонов” не скрывает, что было бы неплохо, если бы государство оставляло на такие цели хотя бы 50% чистой прибыли госпредприятий, которые до сих пор, согласно законодательству, идут в госбюджет.

“Главная задача — снизить себестоимость продукции. Иначе мы становимся неконкурентоспособными даже при нашей относительно низкой зарплате, — продолжает Кива. — Кроме того, есть законодательная проблема. Например, хотим продавать самолеты в Африку. Это очень перспективный рынок и хорошее для нас дело. Но имеем целый ряд законодательных ограничений, например, в том, что как государственное предприятие мы не имеем права создавать совместные предприятия”.

По словам Кивы, госконцерн предлагал пойти им навстречу в законодательном поле, однако парламент сейчас все равно не работает. “Хотя, я думаю, мы к этому все-таки придем”, — с оптимизмом смотрит в будущее Кива.

P.S.

Прирост производства в украинском авиастроении за первое полугодие составил 38% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Об этом журналистам сообщил сегодня председатель отраслевого профсоюза Ярема Жугаевич. Кроме того, по его словам, в течение января-июня в авиастроении было дополнительно создано 200 рабочих мест. "Это не очень много, но это показывает, что в период кризиса отрасль начала возрождаться", – сказал он.

Жугаевич также сообщил, что в настоящее время численность работающих в украинском авиастроении (без учета смежных предприятий) составляет 72 тыс. человек.

"Единственное, что нас сегодня не устраивает в ситуации, которая сложилась в отрасли – это низкая производительность труда, которая является основным показателем. И здесь нам должно помочь правительство и бюджет за счет формирования госзаказа", – добавил председатель профсоюза.

Напомним, Украина договорилась о поставках самолетов Ан-32 в Ирак на общую сумму 80 млн долларов.

Поделиться:
Загрузка...