Цяцянки от Тимошенко

16

«Железный канцлер» Отто фон Бисмарк как-то пророчески заметил: «Никогда не врут так много, как перед выборами, во время войны и после охоты». А американский философ Джордж Сантаяна сказал: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь».

«Железная леди» украинской политики Юлия Тимошенко, не увлекаясь охотой, похоже, не понимает (не хочет понимать?) этих изречений ни великого немца, ни философичного американца. Она, как известно, «працює». В основном языком, а тысячи украинских избирателей пока не могут с этим ничего поделать. 

И вынуждены вновь и вновь доверять ей свою страну. Причем среди них – далеко не только те, кто сам, как говорится, «обманываться рад».

Например, последовательным обличителем вранья Тимошенко и ее непоследовательности и необязательности выступает Секретариат президента. Недавно, буквально 4 сентября сего года, управление СП по связям с парламентом и правительством в специальном заявлении подметило, что Тимошенко не выполнила 99% своих обещаний, данных органам местного самоуправления. «Народна прэмьерка» в это время встречалась с председателями местных советов и одарила их порциями новых обещаний, а «секретарские» напомнили ей, что, в частности, в феврале текущего года она пообещала: учредить должность вице-премьера по региональному развитию и ЖКХ, пролонгировать полномочия нынешних мэров, разработать новый закон о выборах депутатов местных советов по новым открытым спискам. Ничего из этого не было сделано.

Среди других невыполненных обещаний Тимошенко СП назвал:

– отказ от согласования с ассоциацией городов порядка использования в текущем году средств Стабилизационного фонда, предусмотренных на инвестиционные проекты развития регионов;

– невыделение 521 млн. грн., предусмотренных для сбалансирования цен на газ для бюджетных организаций, и средств, полученных от продажи квот Украины на выброс парниковых газов по Киотскому протоколу и предусмотренных для модернизации котелен в регионах;

– невнесение изменений в госбюджет-2009, касающихся неэффективного использования средств, выделенных на развитие регионов;

– невнесение изменений в бюджетный кодекс, предусматривающих направление в местные бюджеты 100% налогов на землю, транспортного сбора и сбора на защиту экологии и других важных налогов и сборов, усиливающих финансовую независимость регионов;

– отказ от обещания обеспечить мораторий на проверки всевозможными ведомствами деятельности сельских и поселковых советов.

И Тимошенко понять можно: все это денежные вопросы, а распоряжаться деньгами в ручном режиме Тимошенко любит больше всего. Тем более, на дворе президентские выборы, и каждая государственная копейка на покупку голосов «биомассы» – на счету. Действительно, не свои же кровные тратить, если государственные под рукой…

Однако еще 4 марта 2002 года Александр Турчинов, соратник Тимошенко, заявил: «Тот, кто берет на себя ответственность, должен быть готов к контролю за своими обещаниями и действиями». Вот и проанализируем, как же придерживаются Александр с Юлией обозначенной максимы. Попробуем восстановить память, зная, что это не понравится им и их политтехнологам.

Сравнительный анализ ее предвыборных обещаний за последние 6 лет доказывает: Юлия Владимировна обещает всем все, не выполняет практически ничего, а потом делает все возможное, чтобы ее предыдущие обещания забыли, вытеснив их новыми.

Ее предвыборные обещания можно разделить на три типа: прямой обман избирателя, обещания, выполнение которых ухудшает экономическое состояние избирателей, глупости.

Прямой обман избирателя. Большинство читателей помнят обещание Тимошенко 2007 года ввести 100-процентную контрактную службу в украинской армии, отменив с 1 января 2008 года обязательный призыв юношей. Сколько мам, напуганных слухами об армейской «дедовщине», отдали голоса за Юлию Владимировну, переживая о своем чаде?

17 сентября 2007 года на пресс-конференции в Сумах Юлия Тимошенко заявила, что «тот министр обороны, который не будет разделять концепцию нового правительства относительно перевода армии на контрактную основу и иметь действительно профессиональную и боеспособную армию, он просто не имеет шансов быть при власти». Но впоследствии Тимошенко длительное время работала с министром обороны Анатолием Гриценко, который публично выступал против предложенных ею терминов формирования контрактной армии и был уволен по причинам, от Тимошенко не зависящим.

Но это – далеко не единственное невыполненное обещание и фактически жульничество, которым она завлекала голоса. Это, скорее, – многолетний стиль работы. Из предвыборной программы БЮТ 2002 года (на официальном сайте этой политической силы): «Обеспечим в четырехлетний срок возвращение вкладчикам средств, украденных трастами. Положим наконец-то в основу внешней политики Украины принцип приоритетности стратегических национальных интересов». Разве Юлии Владимировне не известно, кого обвиняют до сегодняшнего дня в присвоении средств, украденных трастами? Не поискать ли ей таковых рядом с собой, в парламенте?

Иногда Тимошенко, правда, возвращалась к своим предвыборным обещаниям. Но для нее же лучше, если бы она этого не делала. УНИАН 28 января 2007 года заявила: «Премьер-министр Ю. Тимошенко обещает обеспечить украинские семьи возможностью брать кредит на жилье без первого взноса и под 4-6% годовых. «Все, что я обещала людям до выборов, я выполню это», – сказала Тимошенко. И что? Теперь она, наверное, будет объяснять свой обман «происками мирового финансового кризиса»…

Прямой обман избирателей – скорее, правило в политике Тимошенко, чем исключение. Представителей гражданского общества наверняка заинтересует, что Программой деятельности Кабинета министров Украины «Український прорив: для людей, а не політиків» от 16 января 2008 года было обещано «розробити законопроект з гарантування доступу громадськості до інформації про діяльність Кабінету Міністрів України, міністерств, інших центральних і місцевих органів виконавчої влади та визначення порядку доступу до такої інформації».

Это звучит особенно убедительно, после того как 20 мая 2009 года на заседании Кабинета министров Украины было принято распоряжение «Некоторые вопросы преодоления и распространения статистической информации и административных данных». Распоряжением было поручено центральным и местным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям предоставлять статистическую информацию и административные данные исключительно в соответствии с планом государственных статистических наблюдений и не распространять административные данные, данные финансовой и таможенной статистики, методология и отчетная документация которых не согласована в органах государственной статистики. То есть это фактически выборочная цензура. Ясное дело, для успокоения людей: меньше они знают о плачевном состоянии страны – лучше спят…

Обещания, выполнение которых ухудшало экономическое состояние избирателей. Вне конкуренции здесь – «Юлина тысяча», обещание выплачивать компенсацию вкладчикам бывшего Сбербанка ССР. Напрасно ее предупреждали авторитетные международные агентства не делать этого. В частности, 15 января 2008 года международное рейтинговое агентство «Standard&Poor`s» официально заявило: «Принятие правительством Украины обязательства по выплате утерянных сбережений увеличит риски перегрева экономики». Напрасно это делали даже бывшие соратники Тимошенко по Майдану, не говоря уже о политических конкурентах. Член Наблюдательного совета Сбербанка Александр Морозов в «Украинской правде» 28 ноября 2007 года написал: «Даже если и будет найден источник выплат сбережений, такие темпы выплат наличными приведут к инфляции минимум 30-40% в год». Прошло время, и в 2008 году гривна обесценилась практически в два раза. Это – плата за популизм Тимошенко?

Впрочем, выполнение этого обещания граничит с прямым обманом избирателя. Во времена СССР один доллар официально стоил 90 копеек. Если исходить из этого и устанавливать соотношение валют, то за 1 тысячу утраченных рублей должны давать минимум 5 тысяч гривен. И еще один вопрос – сколько сейчас долларов можно купить за 1000 гривен?

Еще одно предвыборное обещание – отмена налога на добавленную стоимость (НДС) – пункт предвыборной программы БЮТ 2007 года. Тимошенко 16 апреля 2007 года заявила в «Главреде», что «НДС создает коррупцию и достаточно сложные процедуры, которые не дают нормально работать бизнесу». 18 апреля 2007 года тогдашний первый вице-премьер-министр, министр финансов Украины Николай Азаров назвал предложение лидера БЮТ «абсурдным»: «Во всех странах Европы действует НДС. Мы взяли обязательство адаптировать свое законодательство к законодательству Евросоюза. Это может быть только исходя из каких-то предвыборных целей. Чтобы какую-то популярность завоевать». 19 октября 2007 года директор департамента по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Александр Яворский высказался в интервью газете «Сейчас» еще жестче: «Необдуманно заменив НДС на другой налог и установив более низкую ставку, правительство может спровоцировать очередной скачок цен».

Понимал ли кто-либо из избирателей еще до выборов, что Тимошенко вместо роста благосостояния фактически предлагает ему рост цен? Или обман? Ведь НДС так и не отменен…

Глупости. 20 января 2006 года Тимошенко заявила в Ивано-Франковске: «Если бы мне еще несколько раз с Путиным удалось встретиться, возможно, мы бы газ бесплатно получали». Чего в этом выражении больше – глупости или безответственности? Но есть и более важные вопросы: с учетом частых встреч Владимира Путина и Юлии Тимошенко в этом году – где же бесплатный газ? Там же, где и бесплатный сыр?..

25 августа 2007 года Тимошенко попросила прощения у шахтеров и выступила с инициативой заменить в экономике газ на уголь. Считать ли это заявление неприкрытым популизмом? Пожалуй, можно, с учетом того, что оно сделано в Луганске, накануне парламентских выборов…

16 сентября 2007 года Юлия Тимошенко на пресс-конференции в Кременчуге заявила, что в случае ее победы на выборах «будет открыт Интернет-ресурс для накопления информации об услугах чиновников, за которые сегодня предприниматели вынуждены давать взятки». Не открыла. Приберегает «теневые схемы» для себя, или слишком много в ее окружении оказалось знатоков подобных схем?

Будущее. Это время новых обещаний. 11 июня 2009 года Тимошенко в интервью «5 каналу» обещает новую «панацею от всех бед» – избрание судей народом. Но самое интересное, что эта группа судей избирает из своего состава следующую, и так – до уровня Верховного Суда. Кроме того, Тимошенко предложила еще и создавать дисциплинарные комиссии, которые влияют на судейский корпус.

Что это? Опять – неприкрытый популизм. И дело даже не в том, как заявил 17 июня 2009 года экс-глава Минобороны Анатолий Гриценко, а теперь нардеп и более-менее последовательный союзник Тимошенко, что «большинство обычных людей не знают, кто является районным или городским судьей в месте их проживания, и не читает Конституцию и кодексы» и что «появляется вопрос, по каким критериями люди будут избирать судей: кто лучше улыбнется или чаще появляется на телевидении?». И не в том, что политики, о невмешательстве которых в судебные дела так печется Тимошенко, будут влиять на суды через те же дисциплинарные комиссии, о независимости которых она так печется. Дело в том, что так проблемы правосудия не решаются. В юриспруденции – масса проблем: от образования юристов, до соблюдения законов юристами же, деградации политико-правовой системы страны, понимания права как справедливости.

Проблем много, но Тимошенко – это еще и мастер предлагать внешне простые решения. На поверку же цена этих решений намного выше, чем продуманных.

Что же касается стиля ее предвыборных обещаний, то вот мнение специалиста. «Тимошенко совершает множество хаотичных действий в надежде, что одно из них окажется правильным и перспективным», – сказал о ней 23 ноября 2007 года политолог Виктор Небоженко. И с этим можно было бы согласиться, если бы не вопрос цены обещаний. Ей доверяют власть, а страна несет потери год за годом. А многим людям пришлось и лично заплатить за невыполнение предвыборных обещаний. Особенно тех, что остались с разбитыми надеждами…

Но сейчас опять выборы. И может, не следует забывать слова великого американского президента Авраама Линкольна, который сказал: «Можно обманывать часть народа все время, и весь народ – некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время»?

Иван Петренко
Поделиться:
Загрузка...