Анна Безлюдная и пошлость бытия

25

 Стремительной развязкой завершился почти трехлетний период работы Анны Безлюдной на посту генпродюсера канала «Интер» и нахождения в центре внимания медиаобщественности.

Примечательно, что обсуждение работы Анны Безлюдной на «Интере» все эти три года сводилось почти исключительно к обсуждению личности госпожи генпродюсера — якобы феноменального, лютого деспота. То есть, речь неизменно заходила о такой мнимой социальной категории, как репутация. А репутация, в общем-то, может быть только плохой — иначе человека предпочитают просто не замечать. На плохой репутации строятся самые грандиозные карьеры, тем более, в такой злопыхательской сфере, как СМИ (вспомнить хотя бы самого известного в мире главного редактора — Анну Винтур из американского Vogue). Потому удивляться человеконенавистническому шлейфу Анны Безлюдной особенно нечего. Да и любой здравомыслящий человек, имеющий опыт взаимодействия с представителями топ-менеджмента украинских массмедиа, знает — люди без милых странностей в этом топ-менеджменте почти не оказываются.

И о методах работы экс-генпродюсера «Интера» действительно есть что вспомнить. Конфликт с работниками канала, хитро скроенные договора с которыми позволяли оставить их без полностью выплаченной зарплаты. Разрыв отношений с создателями программы «Караоке на майдане» и последующее программирование старых выпусков программы в то же время, в которое новые ее выпуски стали выходить на «1+1» (причем с результатом в пользу «Интера»). Переманивание на канал Савика Шустера с его «Свободой», формат которой принадлежал ICTV (перед наступлением «Интера» холдинг Виктора Пинчука позорно капитулировал, не найдя в себе сил перевести скандал из полемической плоскости в юридическую). Знаменитая премьера Дмитрия Фирташа на большом экране. Манипулятивные «Подробности», постепенно подтягивающиеся под стандарты 2004 года. И скандальный финал проекта «Великие украинцы», удивительно откровенный в своем мошенничестве.

«Великие украинцы», впрочем — единственная из всех программ, выведенных в эфир «Интера» Анной Безлюдной — которая вызвала серьезную общественную полемику фактом своего показа. Во всех остальных случаях резонанс вызывало не то, что делала Безлюдная, а то, как она это делала.

Потому, к сожалению, хваленый суровый нрав Анны Безлюдной не уберег ее от одной большой пошлости — программирования «Интера» и финала ее карьеры на канале.

За несколько лет до перехода на «Интер» госпожа Безлюдная вывела в эфир каналы К1 и К2, чье наполнение с творческой точки зрения было весьма нестандартным для украинского ТВ. Увы, особых рейтинговых успехов оригинальная программная политика каналам не принесла, и если бы не последующий сплав с «Интером», возможно, они бы уже оказались поглощены черной дырой вечности.

На самом же «Интере» действия Безлюдной были изначально подчинены коммерческой логике огромного канала (популярного у максимально широкой аудитории), не подразумевавшей пространства для экспериментов.

Потому, что касается сущностного наполнения интеровского эфира в годы правления Безлюдной, то сказать о нем нечего — перед зрителями разверзнулся серый тоскливый океан. В него зрители, впрочем, с удовольствием нырнули. Чем обеспечили «Интеру» возвращение из рейтинговых топей, в которые канал неторопливо погружался во время управления предыдущего генпродюсера — Леонида Мазора.

Придя к контролю над программированием «Интера», Анна Безлюдная заполнила его вторичным, но беспроигрышным шлаком — российскими фильмами и телесериалами; юмором кавээнщиков и жителей «Городка»; субботними концертами с участием советских и постсоветских звезд; слезливыми историями из жизни простых людей, веками не встречавшихся с родственниками; политическими ток-шоу, давшими решающий импульс прогрессирующей болезни политического истеблишмента — экстазу коммуникации. В общем, получился мутный коктейль без отчетливого вкуса, но зато со стабильно высокими показателями. Добавим к этому К1 и К2, которые вполне приемлемо себя чувствуют, ретранслируя и без того несвежую интеровскую продукцию.

Да, это был путь не горделивый, но выверенный. Он и не предполагал особо интересных находок и особенно большой любви платежеспособной аудитории. Доказательствами этому служат лишь две награды, полученные «Интером» на «Телетриумфе» (причем одна из них ушла за многолетний хит эфира «1+1» — программу «Самый умный»), а также постоянный перевес холдинга Пинчука над «Интер-группой» в сборе GRP по коммерческой аудитории (хотя «Интер» ориентируется на аудиторию 18+).

Безликость «Интера» времен Безлюдной обусловлена его исторической миссией — быть как можно ближе усредненному зрителю и соответствовать его уровню понимания устройства мира.

В этом отношении Анну Безлюдную можно поздравить — она очень точно чувствовала суть аудитории, с которой имела дело (в этом ей, правда, помогали опытные коллеги-продюсеры, в частности Сергей Созановский).

Ведь украинское общество ничто так не приветствует, как серость и невыразительность. И ничему не радуется так, как двусмысленности собственного положения.

Оно вроде бы и довольно поглощает западную коммерческую культуру, но одновременно восхищенно смотрит снизу вверх на Россию. Формально управляется с улицы Банковой, однако беспрестанно поглядывает в сторону Кремля. Здесь вроде бы никто ни во что особо не верит, однако к православию все же испытывает пиетет.

В общем, на «Интере» эти три года все происходило по стандартам социума и медиарынка.

Да и завершение работы Анны Безлюдной на «Интере» тоже было исполнено по устоявшемуся пошлому водевильному сценарию украинских СМИ. Она была уволена не за неудовлетворительные показатели работы, а в результате неких закулисных интриг, о содержании которых можно только догадываться. Книксеном корпоративного слабоумия в этом смысле выглядит благодарность за плодотворную работу, которую на принужденное прощанье объявил Безлюдной Валерий Хорошковский.

Функция руководителя «Интера» — этого динозавра, выжившего со времен централизованной подачи информации каналом УТ-3, — заключается именно в создании безликого эфирного ретранслятора, жмущего на точки столь же безликого постсоветского зрителя, вкусы которого формируются унылыми структурами прошлого.

И кто бы не пришел на смену Безлюдной на «Интере» или на кого бы из оставшихся на канале менеджеров не были возложены ее функции, этому человеку придется заниматься ровно тем же.

Евгений Минко

Поделиться:
Загрузка...